Решение №28/34108/23 Решение 223ФЗ-161/23 от 2 мая 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
<...> <...> <...> |
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-161/23
по результатам рассмотрения жалобы <...>
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
26.04.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
<...>
членов Комиссии ФАС России:
<...>
<...>
при участии представителей:
<...> (доверенность от 21.10.2022 № 386), <...> (доверенность от 27.01.2022 № 48),
<...> (доверенность от 17.04.2023 № 6), <...> (доверенность от 17.04.2023 № 5),
представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 07.04.2023 № 53/П/АГ-И на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении закрытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания к оборудованию радиосвязи (извещение № 230129400040, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
от 07.04.2023 № 53/П/АГ-И на действия (бездействие) заказчика
<...> (далее – Заказчик) при проведении закрытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания к оборудованию радиосвязи (извещение № 230129400040, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru) (далее – Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение
с учетом всех выявленных нарушений.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг <...>, утвержденным решением Совета директоров <...> от 16.09.2022 б/н (далее – Положение о закупке).
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, аукционной документацией (далее – Извещение, Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение размещено на сайте Оператора – 28.02.2023;
2. Начальная (максимальная) цена договора – 139 700 742 руб.;
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 20.03.2023;
4. На участие в Аукционе подано 6 заявок;
5. Дата рассмотрения заявок на участие в закупке – 23.03.2023;
6. По результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе,
к участию допущены 4 участника закупки;
7. Дата подведения итогов – 28.03.2023;
8. По результатам подведения итогов победителем Аукциона признано
<...> (идентификационный номер заявки «11345») с предложением
о цене договора в размере 88 709 971,17 руб. с учетом НДС (далее – Победитель);
9. Согласно пункту 8 протокола аукциона от 28.03.2023 № ЗК-101/23
(далее – Протокол аукциона) Заказчиком принято решение о снижении стоимости договора на 15% в связи с тем, что Победителем предложен к поставке товар иностранного происхождения (Китай).
Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при
рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.
В ходе заседания 17.04.2023 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы срок рассмотрения продлен до 26.04.2023.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона права и законные Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку:
1. Заказчиком неправомерно применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925);
2. Заказчиком неправомерно не включены в Документацию обязательные условия предоставления приоритета товаров, работ, услуг в соответствии
с Постановлением № 925;
3. Заказчиком ненадлежащим образом составлен протокол рассмотрения заявок от 23.03.2023 № ЗК-92/23 (далее – Протокол).
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания,
предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения
представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно применены положения Постановления № 925 в отношении заявки Победителя в отношении товара, указанного в заявке Заявителя.
В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим
из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Постановлением № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами,
при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Так, в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 установлено,
что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной
в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке,
в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.
Согласно Извещению и Документации предметом закупки является поставка источников бесперебойного питания к оборудованию радиосвязи.
В соответствии с пунктом 20 информационной карты Документации
(далее – Информационная карта) Заказчиком установлен приоритет
в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925.
Согласно Протоколу аукциона Заказчиком на основании положений пункта 20 раздела 5 Информационной карты принято решение о применении в отношении Победителя приоритета, предусмотренного пунктом 3 Постановления № 925.
Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что Заказчиком неправомерно принято решение о снижении стоимости договора на 15%, поскольку предложенный товар одного из участников закупки (идентификационный номер участника «11345») не представлен
в Едином реестре Российской радиоэлектронной продукции (далее – Реестр),
а следовательно предложенный таким участником товар не является товаром российского происхождения, в связи с чем приоритет в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 к Победителю не применяется.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки Победителя предложен товар со страной происхождения «Китай».
Кроме того, в заявках участников Аукциона (идентификационные номера заявок «18073», «82800») содержатся предложения о поставке товаров
иностранного происхождения («Китай»). Вместе с тем в составе заявки
на участие в Аукционе участником закупки с идентификационным номером «11345» задекларирована страна происхождения подлежащих к поставке товаров «Российская Федерация».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является декларирование участником закупки в заявке на участие наименования страны происхождения поставляемых товаров.
На заседании Комиссии ФАС России установлено, что номер реестровой записи товара, предложенного в составе заявки участника с идентификационным номером «11345», отсутствует в Реестре.
На основании изложенного, Комиссия ФАС России отмечает, что положения пункта 3 в представленной редакции Постановления № 925 прямо не предусматривают, что условием предоставления приоритета является нахождение товара российского происхождения в Реестре, а напротив исключительно декларирование участником закупки в заявке наименования страны происхождения поставляемого товара.
Таким образом, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, установила, что действия Заказчика, снизившие цену договора
Победителя на 15 %, не противоречат требованиям Документации,
Положения о закупке и Закона о закупках.
Вместе с тем представители Заявителя не представили доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно не включены
в Документацию обязательные условия предоставления приоритета товаров, работ, услуг в соответствии с Постановлением № 925.
Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным доводом Жалобы
Заявителем обжалуются положения Документации.
Частью 11 статьи 3 Закона о закупках установлено, что после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок
на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие), совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте Оператора,
дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе – 20.03.2023
в 16:00 (МСК).
Вместе с тем Жалоба, содержащая в том числе довод на положения
Документации, направлена Заявителем в ФАС России 11.04.2023, то есть после
окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Учитывая изложенное, довод на положения Документации, представленный в Жалобе, не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.
3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом составлен Протокол.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в Протоколе отсутствует информация о стране происхождения предлагаемых участниками закупки товаров.
Требования к протоколу, составляемому в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), установлены в части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.
Кроме того, требования к протоколу рассмотрения заявок содержатся
в пунктах 8, 9.13 статьи 45 Положения о закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя сообщили,
что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол, поскольку
в Протоколе отсутствует информация о стране происхождения предлагаемых участниками закупки товаров, работ, услуг.
При этом Закон о закупках, Положение о закупке не устанавливают обязанности указания в Протоколе информации о стране прохождения
предлагаемых товаров, работ, услуг.
Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России установлено,
что вышеназванная информация содержится в Протоколе аукциона.
Таким образом, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, приходит к выводу, что Протокол сформирован Заказчиком с учетом требований Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.
Вместе с тем представители Заявителя на заседание Комиссии
ФАС России не представили доказательств, свидетельствующих
о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссии ФАС России
не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.
На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу <...> (ИНН: 5836645547;
ОГРН: 1115836001258) от 07.04.2023 № 53/П/АГ-И на действия (бездействие) заказчика <...> (ИНН: 7718766718; ОГРН: 1097746350151)
при проведении закрытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания к оборудованию радиосвязи (извещение № 230129400040, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.