Решение №28/34108/23 Решение 223ФЗ-161/23 от 2 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 


 

 

 

<...>

<...>

<...>

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-161/23

по результатам рассмотрения жалобы <...>
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

26.04.2023 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

<...>

членов Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

при участии представителей:

<...> (доверенность от 21.10.2022 № 386), <...> (доверенность от 27.01.2022 № 48),

<...> (доверенность от 17.04.2023 6), <...> (доверенность от 17.04.2023 № 5),

представители <...> (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
<...> от 07.04.2023 № 53/П/АГ-И на действия (бездействие) заказчика <...> при проведении закрытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания к оборудованию радиосвязи (извещение  230129400040, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее – Заявитель)
от 07.04.2023 № 53/П/АГ-И на действия (бездействие) заказчика
<...> (далее – Заказчик) при проведении закрытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания к оборудованию радиосвязи (извещение  230129400040, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru) (далее Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение
с учетом всех выявленных нарушений.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг <...>, утвержденным решением Совета директоров <...> от 16.09.2022 б/н (далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, аукционной документацией (далее – Извещение, Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено на сайте Оператора 28.02.2023;

2. Начальная (максимальная) цена договора – 139 700 742 руб.;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 20.03.2023;

4. На участие в Аукционе подано 6 заявок;

5. Дата рассмотрения заявок на участие в закупке – 23.03.2023;

6. По результатам рассмотрения заявок, поданных на участие в Аукционе,
к участию допущены 4 участника закупки;

7. Дата подведения итогов – 28.03.2023;

8. По результатам подведения итогов победителем Аукциона признано
<...> (идентификационный номер заявки «11345») с предложением
о цене договора в размере
88 709 971,17 руб. с учетом НДС (далее – Победитель);

9. Согласно пункту 8 протокола аукциона от 28.03.2023 № ЗК-101/23
(далее – Протокол аукциона) Заказчиком принято решение о снижении стоимости договора на 15% в связи с тем, что Победителем предложен к поставке товар иностранного происхождения (Китай).

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при
рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1
Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 17.04.2023 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы срок рассмотрения продлен до 26.04.2023.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев,
позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося
в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона права и законные Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку:

1. Заказчиком неправомерно применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925);

2. Заказчиком неправомерно не включены в Документацию обязательные условия предоставления приоритета товаров, работ, услуг в соответствии
с
Постановлением № 925;

3. Заказчиком ненадлежащим образом составлен протокол рассмотрения заявок от 23.03.2023 ЗК-92/23 (далее – Протокол).

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили,
что при проведении
Аукциона Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания,
предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения
представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках
при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений
конкуренции по отношению к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно применены положения Постановления № 925 в отношении заявки Победителя в отношении товара, указанного в заявке Заявителя.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять
к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также
к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку
и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок
на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим
из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Постановлением № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами,
при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Так, в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 установлено,
что при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной
в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке,
в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Согласно Извещению и Документации предметом закупки является поставка источников бесперебойного питания к оборудованию радиосвязи.

В соответствии с пунктом 20 информационной карты Документации
(далее – Информационная карта) Заказчиком установлен приоритет
в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925.

Согласно Протоколу аукциона Заказчиком на основании положений пункта 20 раздела 5 Информационной карты принято решение о применении в отношении Победителя приоритета, предусмотренного пунктом 3 Постановления № 925.

Представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что Заказчиком неправомерно принято решение о снижении стоимости договора на 15%, поскольку предложенный товар одного из участников закупки (идентификационный номер участника «11345») не представлен
в
Едином реестре Российской радиоэлектронной продукции (далее – Реестр),
а следовательно предложенный таким участником товар не является товаром российского происхождения, в связи с чем приоритет в соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 к Победителю не применяется.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки Победителя предложен товар со страной происхождения «Китай».

Кроме того, в заявках участников Аукциона (идентификационные номера заявок «18073», «82800») содержатся предложения о поставке товаров
иностранного происхождения («Китай»). Вместе с тем в составе заявки
на участие в
Аукционе участником закупки с идентификационным номером «11345» задекларирована страна происхождения подлежащих к поставке товаров «Российская Федерация».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Постановления № 925 условием предоставления приоритета является декларирование участником закупки в заявке на участие наименования страны происхождения поставляемых товаров.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что номер реестровой записи товара, предложенного в составе заявки участника с идентификационным номером «11345», отсутствует в Реестре.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России отмечает, что положения пункта 3 в представленной редакции Постановления № 925 прямо не предусматривают, что условием предоставления приоритета является нахождение товара российского происхождения в Реестре, а напротив исключительно декларирование участником закупки в заявке наименования страны происхождения поставляемого товара.

Таким образом, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, установила, что действия Заказчика, снизившие цену договора
Победителя на 15
%, не противоречат требованиям Документации,
Положения о закупке и Закона о закупках.

Вместе с тем представители Заявителя не представили доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно не включены
в Документацию обязательные условия предоставления приоритета товаров, работ, услуг в соответствии с Постановлением № 925.

Вместе с тем в соответствии с вышеуказанным доводом Жалобы
Заявителем обжалуются положения Документации.

Частью 11 статьи 3 Закона о закупках установлено, что после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок
на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие), совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте Оператора,
дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе –
20.03.2023
в 16:00 (МСК).

Вместе с тем Жалоба, содержащая в том числе довод на положения
Документации, направлена Заявителем в ФАС России
11.04.2023, то есть после
окончания срока подачи заявок на участие в
Аукционе.

Учитывая изложенное, довод на положения Документации, представленный в Жалобе, не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом составлен Протокол.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что в Протоколе отсутствует информация о стране происхождения предлагаемых участниками закупки товаров.

Требования к протоколу, составляемому в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), установлены в части 13 статьи 3.2 Закона о закупках.

Кроме того, требования к протоколу рассмотрения заявок содержатся
в пунктах 8, 9.13 статьи 45 Положения о закупке.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя сообщили,
что Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Протокол, поскольку
в Протоколе отсутствует информация о стране происхождения предлагаемых участниками закупки товаров, работ, услуг.

При этом Закон о закупках, Положение о закупке не устанавливают обязанности указания в Протоколе информации о стране прохождения
предлагаемых товаров, работ, услуг.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России установлено,
что вышеназванная информация содержится в
Протоколе аукциона.

Таким образом, Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, приходит к выводу, что Протокол сформирован Заказчиком с учетом требований Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.

Вместе с тем представители Заявителя на заседание Комиссии
ФАС России не представили доказательств, свидетельствующих
о неправомерности действий Заказчика, в связи с чем Комиссии ФАС России
не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу <...> (ИНН: 5836645547;
ОГРН: 1115836001258)
от 07.04.2023 № 53/П/АГ-И на действия (бездействие) заказчика <...> (ИНН: 7718766718; ОГРН: 1097746350151)
при проведении закрытого
аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку источников бесперебойного питания к оборудованию радиосвязи (извещение 230129400040, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны