Решение №17/54854/20 Решение ФАС России № 223ФЗ-479/20 от 29 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-479/20

по результатам рассмотрения жалобы <...> на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

23.06.2020 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

 

при участии представителей:

 

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу <...> от 15.06.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром Инвест» при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку трубной продукции для нужд ООО «Газпром Инвест» (извещение № 32009215425), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба <...> (далее — Заявитель) от 15.06.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку трубной продукции для нужд ООО «Газпром Инвест» (извещение № 32009215425) (далее – Конкурентный отбор, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:

      1. Извещение о проведении Конкурентного отбора, документация о проведении Конкурентного отбора (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 04.06.2020;

      2. Дата окончания подачи заявок — 15.06.2020;

      3. Дата рассмотрения заявок — 15.06.2020;

      4. Дата подведения итогов закупки — 16.06.2020;

      5. Начальная (максимальная) цена договора – 98 402 128 264,58 рубля;

      6. На участие в закупке подано 5 заявок, признанные соответствующими требованиям Документации.

В целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы 19.06.2020 Комиссией ФАС России объявлен перерыв до 23.06.2020.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что Заказчиком при проведении Конкурентного отбора нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      1. Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о предоставлении участником до заключении договора информации о всей цепочке собственников, включая конечных бенефициаров;

      2. Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о банковском сопровождении договора;

      3. Заказчиком в Документации установлено неправомерное право Заказчика направлять участникам закупки запросы о разъяснении положений заявки;

      4. Заказчиком в Документации установлено неправомерное право Заказчика не заключать договор по результатам проведения закупки;

      5. Заказчиком в Документации неправомерно не установлена возможность предложения к поставке эквивалентного товара по предмету закупки;

      6. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критериям «Опыт участника», «Статус участника», «Условия гарантийного обслуживания», «Производственные мощности предприятия в 2021 году», «Производственные мощности предприятия в 2022 году»;

      7. Заказчиком в Документации установлены противоречивые сведения о сроках поставки товара по предмету закупки;

      8. Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование к участникам закупки о подтверждении права поставки товара по предмету закупки;

      9. Заказчиком принято неправомерное решение об объединении в один лот объема поставки товара по предмету закупки, предусмотренного техническим заданием Документации.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и пояснил, что при проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика Комиссия ФАС России установила следующее.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о предоставлении участником до заключении договора информации о всей цепочке собственников, включая конечных бенефициаров.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 3.2.1 Документации установлено, что победитель в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения направленного в соответствии с пунктом 3.1.2 Документации уведомления организатора о результатах конкурентного отбора обязан предоставить Заказчику в двух экземплярах подписанный со своей стороны оригинал текста договора, подготовленный в соответствии с пунктом 3.2.2 Документации, и информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных).

Кроме того, согласно 3.2.4 Документации Заказчик вправе отказаться от заключения договора по итогам конкурентного отбора в случае непредоставления информации о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) или представления информации в неполном объеме.

Вместе с тем, в случае если участником закупки является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций, что может привести к признанию Заказчиком заявки участника закупки не соответствующей требованиям Документации, ввиду предоставления недостоверных сведений в отношении цепочки собственников, а также конечных бенефициаров такого участника.

Кроме того, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения закупки.

Таким образом, установление данного требования в Документации, ограничивает количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование о банковском сопровождении договора банком АО «Газпромбанк».

Пунктом 3.4 Документации установлен раздел банковского сопровождения договора.

В соответствии с пунктом 3.4.2 Документации банковское сопровождение договора осуществляется «Газпромбанк» (Акционерное общество) (ОГРН 1027700167110) (далее – Банк) в соответствии с правилами, указанными в Приложении 5 «Банковское сопровождение договора».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанное положение в части банковского сопровождения договора установлено с целью контроля за целевым расходованием и эффективностью расходования денежных средств.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное право Заказчика направлять участникам закупки запросы о разъяснении положений заявки.

Пунктом 1.7.9 Документации установлено право Заказчика запросить у участника разъяснения положений поданной им заявки, письменное согласие на исправление очевидных арифметических и грамматических ошибок в заявке участника, а также провести обсуждение с участниками отдельных положений их заявок, в том числе при наличии в них неточностей, противоречивых и иных сведений, требующих проверки и уточнения (при необходимости).

Кроме того, согласно пункту 4.3.12 Документации, в случае если участник не может представить документ, требуемый Документацией, он должен приложить справку, составленную в произвольной форме, объясняющую уважительность причин отсутствия требуемого документа, а также содержащую подтверждение соответствия участника конкретному требованию Документации и обязательство предоставить требуемый документ по запросу Заказчика.

В соответствие св пунктом 4.3.13 Документации, в случае, если участник не предоставил справку, соответствующую требованиями пункта 4.3.12 Документации, то Заказчик вправе отклонить заявку такого участника согласно разделу 1 «Анализ заявок на предмет соответствия Участника и состава заявок требованиям Документации» приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в конкурентном отборе» (далее – Методика оценки). Справка, предоставленная в соответствии с пунктом 4.3.12 Документации, не оценивается в качестве документа, заменяющего требуемый Документацией документ и подлежащего оценке в соответствии с разделом 3 Методики оценки (такой документ считается не предоставленным).

Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников закупки и не соответствует требованиям Закона о закупках.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное право Заказчика не заключать договор по результатам проведения закупки.

Пунктом 2.5.15 Документации установлено, что комиссия вправе рекомендовать организатору (Заказчику) завершить процедуру Конкурентного отбора без заключения договора в случаях, перечисленных в пункте 1.6.4 Документации.

При этом согласно пункту 1.6.4 Документации исходя из принципа эффективного расходования денежных средств Заказчик (Организатор) может завершить процедуру конкурентного отбора полностью или в части отдельных лотов без заключения договора, в том числе, в связи с отсутствием одобрения заключения договора со стороны органов управления Заказчика в случаях, когда оно необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора, либо с принятием препятствующего заключению договора решения антимонопольного органа или суда, а также в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых Заказчик исходил при объявлении конкурентного отбора, в том числе существенного изменения рыночной конъюнктуры, повлекшей изменение цен на товары.

Вместе с тем, в соответствии с частью 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Таким образом, по результатам проведения закупки, соответствующей всем признакам конкурентной закупки, указанным в Законе о закупках, у заказчика возникает обязанность заключить соответствующий договор по результатам проведения такой закупки, в том числе при наличии хотя бы одной заявки, признанной соответствующей требованиям Документации.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанное положение Документаций, нарушают требования части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно не установлена возможность предложения к поставке эквивалентного товара по предмету закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

При этом согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно требованиям пункта 4.2.3 Документации техническое предложение должно быть подготовлено в соответствии с положениями приложения 2 «Техническая часть» в формате «Microsoft Word» (приложение к форме 1 таблица 2 Документации).

При этом пунктом 4.2.6 Документации установлено, что требования Заказчика к безопасности товара, к техническим, функциональным, качественным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, условиям отгрузки товара, а также иные требования и показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, потребностям Заказчика представлены в приложении 2 «Техническая часть» Документации и содержащейся в нем таблице «А».

В соответствии с пунктом 1.1 технического задания Документации перечень, объемы и специальные технические требования к закупаемому товару представлены в файле приложение № 2 «Таблица А.xls» Документации.

Согласно пункту 1.1.8 технического задания Документации поставка аналогов (эквивалента) товара допускается при условии поставки товара аналогичного указанному в файле «приложение № 2 Таблица А.xls» Документации и не уступающего по качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам.

Из Жалобы следует, что Заказчиком в Документации неправомерно не установлена возможность предложения к поставке эквивалентного товара по предмету закупки, поскольку товар, указанный в таблице «А» приложения № 2 Документации и имеющий нестандартные характеристики, заявлен в закупку на основе проектных решений ПАО «Газпром», отклонение от которых не допускается, при этом в описании товара Заказчиком установлено, что товар должен соответствовать СТО Газпром 2-4 1-713-2013, ГОСТ 27751-2014 ГОСТ Р 5207.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что в соответствии с пунктом 1.1.8 технического задания, а также приложением № 2 Документации участникам закупки предоставлено право предложить к поставке товар эквивалентный по функциональным и техническим характеристикам товару, установленному техническим заданием Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критериям «Опыт участника», «Статус участника», «Условия гарантийного обслуживания», «Производственные мощности предприятия в 2021 году», «Производственные мощности предприятия в 2022 году».

Пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с пунктом 2.5.3 Документации анализ, рассмотрение и оценка заявок участников закупки проводится в соответствии с Методикой оценки.

6.1. В соответствии с Методикой оценки заявок оценка производится, в том числе, по критерию «Условия гарантийного обслуживания».

Оценка производится следующим образом:

«10 баллов - Участником предоставляются дополнительные услуги по гарантийному обслуживанию.

5 баллов - Участником предоставляются услуги по гарантийному обслуживанию в соответствии с условиями завода изготовителя.

0 баллов - Участником не представлена информация об условиях гарантийного обслуживания».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что указанный критерий оценки заявок участников закупки установлен с целью выявления лучших условий исполнения договора и выбора наилучшего предложения среди участников закупки, при этом указанный критерий не противоречит требованиям Закона о закупках и Положения о закупке.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, Комиссия ФАС России не усматривает в вышеуказанном порядке оценки противоречий требованиям Закона о закупках.

6.2. Согласно Методике оценки заявок участников закупки оценка осуществляется, в том числе, по критерию «Опыт участника».

Оценка производится следующим образом:

«1. Количество представленных в Заявке Участника договоров. Требования к представляемым договорам: исполнен на момент подачи Заявки; заключен не ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС; сумма договора по предмету закупки должна быть ≥ 100 млн руб. с НДС.

2. Количество договоров, заключенных компаниями Группы Газпром по результатам электронных закупок, проведенных Организатором посредством ЭП. Требования к договорам: заключен не ранее, чем за три года до размещения Извещения в ЕИС; сумма договора по предмету закупки должна быть ≥ 100 млн руб. с НДС.

3. Количество отзывов от Заказчика (Покупателя) к договорам, представленным в составе Заявки.

где:

Д – договор в составе Заявки (1 балл)

Дэп – договор, заключенный компаниями Группы Газпром по результатам электронных закупок, проведенных Организатором посредством ЭП и не представленный в составе Заявки Участника (1 балл); О – отзыв к договору, представленному в составе Заявки (1 балл).

При этом если сумма слагаемых > 10, то В принимается равной 10».

Вместе с тем, изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки по критерию «опыт участника», Комиссия ФАС России пришла к выводу об отсутствии объективности указанного порядка оценки, поскольку участнику закупки, представившему договоры, заключенные с компаниями группы Газпром, присваивается 1 балл, при этом участнику, представившему договоры, заключенные с иными лицами, присваивается 0.5 балла, что не позволяет Заказчику выявить лучшие условия исполнения договора.

6.3. В соответствии с Методикой оценки заявок оценка производится, в том числе, по критерию «Статус участника».

При этом по критерию «Статус участника» установлен следующий порядок оценки заявок:

«Наличие собственного производства 100% товара, являющегося предметом закупки. Документы, подтверждающие статус участника как официального представителя производителя, официального дистрибьютора или официального дилера 100% товара являющегося предметом закупки:

10 баллов - производитель РФ.

7 баллов – производитель-нерезидент.

3 балла - официальный представитель производителя, официальный дистрибьютор или официальный дилер.

0 баллов - поставщик».

Кроме того, в соответствии с Методикой оценки заявок оценка осуществляется, в том числе по критериям «Производственные мощности предприятия в 2021 году», «Производственные мощности предприятия в 2022 году».

При этом критериям по критериям «Производственные мощности предприятия в 2021 году», «Производственные мощности предприятия в 2022 году» установлен следующий способ оценки:

«Производственные мощности в заданный период поставки рассчитываются по следующим формулам:

где:

- Мb - производственная мощность предприятия в 2021/2022 году (тыс. тонн);

- Zb - Загруженность производственных мощностей в 2021/2022 году (тыс. тонн);

- Vb - объём продукции необходимой к поставке в 2021/2022году (тыс. тонн);

Если Мб ≥ 10, начисляется 10 баллов».

Вместе с тем, Документацией не установлен перечень документов, представляемый участником закупки для присвоения баллов по вышеуказанным критериям, при этом по критериям «Производственные мощности предприятия в 2021 году», «Производственные мощности предприятия в 2022 году» не представляется возможным определить каким образом участники закупки должны подтвердить информацию о мощности предприятия в 2021-2022 годах.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, указанные нарушения носят технический характер, при этом на момент рассмотрения Жалобы у Комиссии ФАС России отсутствует информация о влиянии указанных нарушений на права и законные интересы иных участников закупки, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о влиянии указанных нарушений на результаты проведения закупки.

7. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлены противоречивые сведения о сроках поставки товара по предмету закупки.

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 4 Документации в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе сведения о месте, условиях и сроках (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Пунктом 3.1 проекта договора Документации указан срок поставки товара: с 30.03.2020 по 31.12.2022 года.

При этом в пункте 1.1.6.5 технического задания Документации (приложение № 2) установлены требования к сроку поставки продукции: с 30.03.2021 по 30.03.2022. Аналогичным образом сроки поставки определены в «Таблице А» приложения № 2 Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что Заказчиком в Документации допущена техническая ошибка в части указания срока поставки товара по предмету закупки в проекте договора Документации, при этом 08.06.2020 Заказчик опубликовал в ЕИС разъяснения, где указал, что срок поставки продукции определяется в соответствии с технических заданием и таблицей «А» приложения № 2 Документации, согласно которым срок поставки товара составляет с 30.03.2021 по 30.03.2022.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что действия Заказчика, допустившего техническую ошибку в Документации в части указания срока поставки товара по предмету закупки, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

8. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование к участникам закупки о подтверждении права поставки товара по предмету закупки.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Разделом 4.4 Документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям Документации, в том числе: для официальных дилеров/дистрибьюторов - в обязательном порядке копии дилерских/дистрибьюторских соглашений (пункт 4.4.7 раздела 4  Документации).

Вместе с тем, участник закупки может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем товара по предмету закупки, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в Конкурентном отборе, возможность участников закупки подать заявку на участие в Конкурентном отборе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Конкурентном отборе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, указанное нарушение на результаты проведения закупки не повлияло, поскольку по указанным основаниям заявки участников Конкурентного отбора не отклонялись.

9. Согласно доводу Жалобы Заказчиком принято неправомерное решение об объединении в один лот объема поставки товара по предмету закупки, предусмотренного техническим заданием Документации.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Пунктом 1.1 технического задания Документации предусмотрено, что перечень, объемы и специальные технические требования к закупаемому товару представлены в файле приложение № 2 «Таблица А.xls» Документации.

При этом приложением № 2 «Таблица А.xls» Документации предусмотрено, что объем поставляемого товара составляет 1 279 044 тонн трубной продукции.

Из Жалобы следует, что Заказчиком принято неправомерное решение об объединении в один лот указанного объема закупаемого по предмету закупки товара, что, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что объем лота и сроки поставки товара установлены Заказчиком исходя из своих потребностей в получении трубной продукции с целью соблюдения директивных сроков строительства важных магистральных газопроводов, при этом сроки поставки составляют порядка 9 месяцев с даты подведения итогов закупки.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что согласно условиями Документации предусмотрена возможность выбора нескольких победителей по итогам закупки (пункт 2.5.12 Документации), согласно которому победитель закупки в любом случае получает право на поставку продукции в объеме не более 35% от общего объема лота, поскольку общий объема лота составляет 1,2 млн тонн, то максимальный объем поставки продукции одним участником составит не более 440 тыс. тонн.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Дополнительно ФАС России сообщает, что текст Жалобы не содержит указания на пункт 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

 

      1. Признать жалобу <...> от 15.06.2020 б/н на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром Инвест» (ИНН: 7810483334, ОГРН: 1077847507759) при проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на право заключения договора на поставку трубной продукции для нужд ООО «Газпром Инвест» (извещение № 32009215425) обоснованной в части доводов о том, что:

  • Заказчиком в Документации установленное неправомерное требование о предоставлении до заключении договора информации о всей цепочке собственников, включая конечных бенефициаров;

  • Заказчиком в Документации установлено неправомерное право Заказчика направлять участникам закупки запросы о разъяснении положений заявки;

  • Заказчиком в Документации установлено неправомерное право Заказчика не заключать договор по результатам проведения закупки;

  • Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Опыт участника», «Статус участника», «Производственные мощности предприятия в 2021 году», «Производственные мощности предприятия в 2022 году»;

  • Заказчиком в Документации установлены противоречивые сведения о сроках поставки товара по предмету закупки;

  • Заказчиком в Документации установлено неправомерное требование к участникам закупки о подтверждении права поставки товара по предмету закупки.

      1. Признать Заказчика нарушившим часть 1 статьи 2, часть 15 статьи 3.2, пункты 9, 13 , 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      2. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 23.06.2020 № 223ФЗ-479/20 не выдавать, поскольку выдано ранее по делу от 23.06.2020 № 223ФЗ-474/20.

      3. Соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.06.2020 № 223ФЗ-479/20 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, поскольку переданы ранее по делу от 23.06.2020 № 223ФЗ-474/20.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО ЭТП ГПБ
ИНН 7724514910, ОГРН 1047796450118
ООО «Газпром инвест»
ИНН 7810483334, ОГРН 1077847507759