Решение №28/36215/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-127/24 от 25 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-127/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЛСК» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

22.04.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России –<...>.,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

НО «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Омской области»: <...> (доверенность от 01.02.2024 б/н),

ООО «ЛСК»: <...>(доверенность от 01.03.2024 б/н),

представители ООО «РТС-тендер» на заседание Комиссии ФАС России
не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конфренц-связи жалобу
ООО «ЛСК» от 11.04.2024 № 1104-01, направленную письмом Московского
УФАС России от
15.04.2024 № ВК/2102/24, на действия (бездействие) заказчика
НО «Фонд
защиты прав граждан-участников долевого строительства
Омской области» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: 280 квартирный кирпичный жилой дом, расположенный
по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО (извещение
№ 32413422756), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЛСК» (далее – Заявитель)
от 11.04.2024 № 1104-01, направленная письмом Московского УФАС России
от 15.04.2024 № ВК/2102/24,
на действия (бездействие) заказчика НО «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Омской области»
(далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме
на право заключения договора на
выполнение строительно-монтажных работ
по завершению строительства объекта: 280 квартирный кирпичный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО (извещение № 32413422756) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными
в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

Частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

При этом в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган, в случае признания жалобы обоснованной, может принять решение о выдаче предписания, обязательного к исполнению.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением
о закупке товаров, работ, услуг для нужд НО «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Омской области», утвержденным решением наблюдательного совета НО «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Омской области» от 16.04.2020 (протокол № 3) (в редакции
с изменениями, утвержденными протоколом от 20.07.2022 № 14)
(далее – Положение о закупке).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте,
за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация
о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации
о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение
и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые
при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), Конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе определения поставщика (исполнителя, подрядчика):

  1. Извещение размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) (далее – ЕИС) – 25.03.2024.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 986 182 270,72 руб.

  3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 17.04.2024.

  4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки.

  5. Дата рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 17.04.2024.

  6. По результатам рассмотрения первых частей заявок к участию
    в Конкурсе допущены все заявки участников закупки.

  7. Дата рассмотрения вторых частей заявок, поданных на участие
    в Конкурсе – 22.04.2024.

  8. По результатам рассмотрения вторых частей заявок участников Конкурса соответствующими требованиям Документации признаны 2 заявки участников закупки.

  9. Дата подведения итогов Конкурса – 25.04.2024.

В ходе заседания 18.04.2024 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения продлен до 22.04.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган
в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона
о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что в ходе проведения Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ исключительно по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

2. Заказчиком в Документации ненадлежащим образом указан идентификационный код продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (далее – ОКПД2).

3. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Наличие у участника закупки опыта успешного выполнения участником СМР» (далее – Критерий).

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции
и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Частью 16 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией
о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого
по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ исключительно по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации
о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Пунктом 12.7 Документации установлено требование к участникам закупки
о наличии за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки на участие
в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) хотя бы одного договора
на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в случае осуществления закупки на выполнение работ
по строительству объекта капитального строительства, и начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора, заключаемого
по результатам такой закупки, превышает 10 млн. рублей).

При этом стоимость хотя бы одного такого исполненного договора должна составлять:

«– не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), максимального значения цены договора на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора превышает 10 млн. рублей,

– не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота), максимального значения цены договора на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота), максимальное значение цены договора превышает 50 млн. рублей.

Вместе с тем согласно вышеуказанному пункту Документации в качестве подтверждения наличия опыта участнику закупки в составе заявки необходимо представить следующие документы:

– копия контракта/договора;

– копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона
«О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта/договора и полное исполнение обязательств по данному контракту/договору (например, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме № КС-14/КС-11 (в случае, если необходимость подписания такого акта предусмотрена условиями договора); иной акт, подтверждающий стоимость исполненного контракта/договора, или совокупность актов, подтверждающих общую стоимость выполненных по контракту/договору работ (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);

– в случае предоставления Участником контракта/договора на выполнение работ на объекте, введенном в эксплуатацию - копия разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение
на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается
в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме
со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью.

В случае предоставления участником в подтверждение требуемого опыта исполнения контрактов, либо договоров, сведения о которых размещены
в соответствующем реестре в единой информационной системе (ЕИС) в статусе «Исполнение завершено» допускается ограничиться указанием в Форме 2 реестровых номеров исполненных контрактов со ссылкой на расположение карточки контракта в ЕИС».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что работы, выполняемые по договору, заключаемому по результатам Конкурса, указанные в приложении № 3 «Техническое задание» к Документации
(далее – Техническое задание), соответствуют видам работ по капитальному ремонту. При этом Заказчиком в соответствии с пунктом 12.7 Документации учитываются договоры исключительно на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, что исключает возможность принятия участия в Конкурсе участнику закупки с наличием опыта выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что требование, указанное в пункте 12.7 Документации, установлено в соответствии
с предметом Конкурса с целью допуска квалифицированных участников закупки
до участия в Конкурсе, способных наилучшим образом исполнить обязательства
по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Изучив представленные материалы, а также пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что в соответствии
с пунктом 1 Технического задания основанием для выполнения работ
по результатам Конкурса является в том числе положительное заключение
государственной экспертизы проектной и сметной документации от 14.07.2023
№ 55-1-1-3040618-2023, согласно которой вид работ на объекте – строительство.

При этом пунктом 4 Технического задания определено, что видом работ
по договору, заключаемому по результатам Конкурса, является комплекс строительно-монтажных работ, мероприятий и (или) услуг, по завершению строительства объекта незавершенного строительства, выполняемых подрядчиком
в соответствии с условиями договора.

Кроме того, виды работ, указанные в пункте 17 Технического задания,
не соотносятся с понятием капитальный ремонт зданий, который в соответствии
с пунктом 14.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяется
как проведение работ по замене и (или) восстановлению строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций.

Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено сведений и доказательств, подтверждающих, что в ходе исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, исполнителем будут выполняться работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ исключительно по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, не противоречат положениям Закона о закупках
и Положения о закупке, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации ненадлежащим образом указан идентификационный код ОКПД2.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что
в пункте 5.1 Документации и на сайте ЕИС Заказчиком ненадлежащим образом отображена информация о предмете закупаемых работ, а именно указан код
ОКПД2
43.29.19.190 «Работы монтажные прочие, не включенные в другие группировки», что противоречит положениям пункта 12.7 Документации в части требований о наличии опыта выполнения работ, аналогичных предмету Конкурса.

Комиссия ФАС России отмечает, что Заказчик при проведении закупочной процедуры в соответствии с Законом о закупках самостоятельно определяет коды ОКПД2, при этом такое решение не должно приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки.

Также Комиссией ФАС России установлено, что Закон о закупках,
Положение о закупке и Документация не содержит положений, устанавливающих право Заказчика отклонять заявку участника закупки по причине несоответствия кодов ОКПД2.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и материалов, подтверждающих, что указанный
в Документации код ОКПД2 наруша
ет его права и законные интересы
в ходе проведения Конкурса, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Критерию.

В силу положений пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления
заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке.

Пунктом 2 приложения № 1 к Документации установлен Критерий,
в соответствии с которым расчет баллов заявкам участников закупки осуществляется по
следующей формуле:

«1) Без учета значимости критерия:

ПКi=Пi/Пmax×100, где

Пi – стоимость выполненных и принятых работ, соответствующих предмету оценки, представленных i-м участником;

Пmax – максимальная стоимость выполненных и принятых работ, соответствующих предмету оценки, из представленных участниками

Для расчета используется суммарная стоимость всех представленных участником договоров, но не более величины начальной (максимальной) цены Договора, указанной в п.8.1 Информационной карты.

2) С учетом значимости критерия:

ПБ=ПКi*0,4

Требования критерия: Оценивается суммарная стоимость работ сопоставимого характера и объема, исчисляемая в рублях, по успешно исполненным участниками закупки договорам/контрактам (каждый стоимостью не менее 30 %
от начальной (максимальной) цены договора) на выполнение работ
по строительству/ реконструкции объектов капитального строительства
(за исключением линейных объектов), и исполненных без нарушения сроков и иных условий договора/ контракта по вине участника за последние 5 (пять) лет до даты подачи заявки.

Указанный срок (5 лет до даты подачи заявки) исчисляется от даты полного исполнения контрактов/договоров».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что
в порядке оценки заявок участников закупки по Критерию отсутствует пропорциональная зависимость между представленными в заявке участниками закупки сведениями и присваиваемыми такой заявке баллами, поскольку,
по мнению Заявителя, участник закупки, представивший хотя бы один договор
на сумму не менее 30 % от НМЦД получит максимальное количество баллов
по Критерию.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил,
что Критерий установлен Заказчиком в Документации с целью определения исполнителя по договору, заключаемому по результатам Конкурса, предложившего наилучшие условия его исполнения.

Изучив представленные материалы, а также выслушав представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что порядок оценки заявок участников закупки по Критерию содержит формулу, которая определяет зависимость присваиваемых участнику закупки баллов от представленных в составе его заявки сведений, в связи с чем расчет баллов заявке участника закупки осуществляется на основании представленных в составе такой заявке сведений,
что соответствует целям надлежащего критерия оценки, а именно
выявление лучших условий исполнения договора, заключаемого по результатам Конкурса.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих, что порядок оценки заявок участников закупки по Критерию ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Документации порядок оценки заявок участников закупки по Критерию, не противоречит положениям Закона о закупках и Положения о закупке, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЛСК» (ИНН: 7813632577;
ОГРН: 1197847061961) от 11.04.2024
№ 1104-01, направленную письмом Московского УФАС России от 15.04.2024 № ВК/2102/24, на действия (бездействие) заказчика НО «Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства Омской области» (ИНН: 5503190237; ОГРН: 1205500000430) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора
на
выполнение строительно-монтажных работ по завершению строительства объекта: 280 квартирный кирпичный жилой дом, расположенный по адресу:
ул. Тарская, ул. Яковлева в Центральном АО (извещение №
32413422756) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

 

 

 

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

 

 

 

<...>

 

 

 

<...>

 

Связанные организации

ООО "РТС Тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ООО "ЛСК"
ИНН 7813632577, ОГРН 1197847061961
НО «Фонд Защиты Прав Граждан - Участников Долевого Строительства Омской области»
ИНН 5503190237, ОГРН 1205500000430