Решение №28/18337/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-59/24 от 5 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-59/24

 

по результатам рассмотрения жалобы АО «Тетис Про» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

29.02.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

ПАО «АСЗ»: <...>,

АО «Тетис Про»: <...>, <...>,

представители ООО «АСТ ГОЗ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии
ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО «Тетис Про» от 14.02.2024 № 351/9-01 на действия (бездействие) заказчика ПАО «АСЗ»
при проведении закрытого электронного запроса котировок на право заключения договора на поставку телеуправляемого необитаемого подводного аппарата для заказа пр. 00360 MSPV06 зав. № 102360 (извещение № 230542700349, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба АО «Тетис Про» (далее – Заявитель)
от 14.02.2024 № 351/9-01 на действия (бездействие) заказчика ПАО «АСЗ»
(далее – Заказчик) при проведении закрытого электронного запроса котировок на право заключения договора на поставку телеуправляемого необитаемого подводного аппарата для заказа пр. 00360 MSPV06 зав. № 102360 (извещение № 230542700349, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru) (далее – Запрос котировок, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений
части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено,
что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если жалоба признана обоснованной, Комиссия ФАС России принимает решение
о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке
ПАО «АСЗ», утвержденным советом директоров ПАО «АСЗ» (протокол от от 21.12.2018 № 17/2018-2019) (вместе с изменениями, утвержденными решением Советом директоров ПАО «АСЗ» протоколом протокол от 24.04.2023 № 23/2022-2023)
(далее – Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок (далее – Извещение), протоколами, составленными в ходе проведения Запроса котировок:

  1. Извещение размещено на сайте Оператора – 12.12.2023.

  2. Начальная (максимальная) цена договора – 361 344 600 руб.

  3. Дата окончания срока подачи заявок – 09.01.2024.

  4. На участие в Запросе котировок подано 2 заявки.

  5. Дата рассмотрения заявок – 23.01.2024.

  6. По результатам рассмотрения заявок соответствующими условиям Извещения признаны заявки 2 участников закупки.

  7. Дата подведения итогов – 08.02.2024.

  8. По результатам подведения итогов победителем Запроса котировок признан участник закупки с идентификационным номером заявки «27752» (далее – Победитель)
    с предложением о цене договора в размере 275 000 000 руб.

  9. Между Заказчиком и Победителем заключен договор от 21.02.2024
    № 177020174001800000770/28469.

В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 28.02.2024 по 29.02.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном
в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что в ходе проведения Запроса котировок права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку:

1. Заказчиком при установлении положений Извещения не учтены положения протокола согласования закупочной документации Запроса котировок от 12.12.2023
№ 3202/48.

2. Заказчиком нарушены сроки рассмотрения заявок, установленные в Извещении.

3. Заказчиком ненадлежащим образом внесены изменения в Извещение.

4. Заказчиком не применен приоритет закупки товаров российского происхождения, предусмотренный Извещением и постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил,
что при проведении
Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке
и
Извещения.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания,
предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит
рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования Закона
о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком при установлении положений Извещения не учтены положения протокола согласования закупочной документации Запроса котировок от 12.12.2023 № 3202/48.

В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона о закупках после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке предметом обжалования могут быть исключительно действия (бездействие) совершенные заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, вместе с тем обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Согласно информации, размещенной на сайте Оператора, дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок – 09.01.2024.

Вместе с тем на заседании Комиссии ФАС России установлено, что Жалоба направлена Заявителем в ФАС России – 14.02.2024, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в закупке, в связи с чем довод на положения Извещения
не подлежит рассмотрению.

При таких обстоятельствах у Комиссии ФАС России отсутствуют правовые основания для рассмотрения Жалобы Заявителя по существу в части вышеуказанного довода.

В связи с изложенным, Комиссией ФАС России принято решение об оставлении довода Жалобы Заявителя без рассмотрения в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком нарушены сроки рассмотрения заявок, установленные в Извещении.

Пунктом 7 части 9 статьи 4, пунктом 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки, а также
в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

Аналогичные положения содержатся в подпункте 7 пункта 8.3.9 Положения
о закупке.

Частями 13, 14 статьи 3.2 Закона о закупках установлены требования к протоколу, составляемому в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), и протоколу, составленному по итогам конкурентной закупки.

Аналогичные положения установлены в пунктах 8.3.18, 8.3.19 Положения
о закупке.

Согласно пункту 8.3.25 Положения о закупке рассмотрение и оценка заявок должны быть произведены в срок не более 20 (двадцати) дней с даты открытия доступа
к заявкам, если иного не было указано в извещении, документации о закупке
или извещении о проведении запроса котировок.

Пунктом 3.6.1 Извещения установлено, что Оператор открывает доступ
к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в процедуре
после наступления срока, указанного в Извещении в качестве срока окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок.

В соответствии с пунктом 3.7.10 Извещения результаты рассмотрения
и оценки заявок на участие в Запросе котировок, окончательных предложений участников, с учетом результатов переторжки в случае её проведения, оформляются протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие, окончательных предложений участников (итоговый протокол).

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили
что в соответствии с пунктом 4.1.20 Извещения установлен срок окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок – 09.01.2024, вместе с тем в нарушение сроков, установленных Положением о закупке, Заказчиком неправомерно подведены итоги Запроса котировок 08.02.2024, что подтверждается протоколом подведения итогов от 08.02.2024 № 241/48 (далее – Протокол).

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что положения пункта 8.3.25 Положения о закупке относятся исключительно к этапу рассмотрения заявок участников закупки, в связи с чем Заказчиком осуществлено рассмотрение заявок 23.01.2024, что подтверждается протоколом от 23.01.2024 № 110/48, а также соответствует срокам, установленным в Положении о закупке.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России обращает внимание, что положениями Закона
о закупках установлены два самостоятельных этапа проведения закупки, а именно рассмотрение заявок участников закупки и подведение итогов закупки, результаты проведения которых оформляются отдельными протоколами, к которым,
в свою очередь, в соответствии с Законом о закупках предъявляются различные требования.

Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что рассмотрение заявок участников закупки осуществлено Заказчиком 23.01.2024, при этом доступ к заявкам участников Запроса котировок обеспечен Оператором 09.01.2023, в связи с чем Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу,
что Заказчиком при проведении Запроса котировок нарушен срок рассмотрения заявок участников закупки, установленный в Положении о закупке.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представители сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом внесены изменения в Извещение.

Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые
в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию
о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе,
на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом
о закупках, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию
о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие
в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие
в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Аналогичные положения содержаться в пункте В4.1.5 Положения о закупке.

В соответствии с подпунктом 10 пункта Д.4.3 Положения о закупке установлено, что члены закупочной комиссии Заказчика обязаны соблюдать сроки и порядок совершения действий, установленных условиями проведения закупки.

При этом согласно подпункту 9 пункта Д.4.5 председатель закупочной комиссии Заказчика вправе переносить рассмотрение вопроса повестки дня заседания закупочной комиссии в случае отсутствия возможности принятия решения по данному вопросу.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили, что Заказчиком в ходе проведения Запроса котировок неоднократно вносились изменения в Извещение без продления сроков окончания подачи заявок на участие
в закупке, что противоречит положениям Закона о закупках.

При это представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что вносимые Заказчиком изменения в ходе Запроса котировок относились исключительно к датам рассмотрения заявок участников закупки и подведения итогов закупки, при этом изменение существенных условий Запроса котировок, установленных в Извещении, не осуществлялось.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установлено, что протоколами от 16.01.2024 № 38/48, от 23.01.2024 № 129/48, от 30.01.2024
№ 188/48, от 06.02.2024 № 225/48 Заказчиком внесены изменения в Извещение исключительно в части изменения сроков рассмотрения заявок участников закупки
и подведения итогов закупки, при этом срок окончания подачи заявок оставлен без изменения, что противоречит требованиям, установленным в части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение о внесении Изменений в Извещение без изменения срока окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок, нарушают положения части 1 статьи 2, части 11 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность
за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Согласно доводу Жалобы Заказчиком не применен приоритет закупки товаров российского происхождения, предусмотренный Извещением и Постановлением № 925.

Пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами,
по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Так, согласно пункту 2 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка
и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения
о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся
по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3.11.2 Извещения.

При этом подпунктом «в» пункта 6 Положения № 925 установлено,
что приоритет не предоставляется в случаях, если в заявке на участие в закупке
не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами.

Аналогичные положения установлены в подпункте «в» пункта 3.11.5 Извещения.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя пояснили,
что в составе заявки Заявителя, поданной на участие в Запросе котировок, представлен товар российского происхождения, при этом Заказчиком
при подведении итогов закупки неправомерно не применен приоритет товарам российского происхождения в соответствии с Постановлением № 925
и Извещением.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в заявках Победителя и Заявителя отсутствуют предложения о поставке товаров иностранного происхождения, в связи с чем положения пункта 3.11.2 Извещения и Постановления № 925 не применимы.

Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила, что участниками Запроса котировок
в составе заявок представлены предложения о поставке товара российского происхождения, ввиду чего в силу подпункта «в» пункта 6 Положения № 925 приоритет товарам российского происхождения Заказчиком в ходе подведения итогов Запроса котировок не применялся.

Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России
не представили сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, учитывая, что договор между Заказчиком и Победителем
по результатам Запроса котировок заключен 21.02.2024, обязательное к исполнению предписание, выдаваемое в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направленное на устранение выявленного нарушения, не выдается.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «Тетис Про» (ИНН: 7724643714;
ОГРН: 1077763809353) на действия (бездействие) заказчика ПАО «АСЗ»
(ИНН: 2703000015; ОГРН: 1022700514605) при проведении закрытого электронного запроса котировок на право заключения договора на поставку телеуправляемого необитаемого подводного аппарата для заказа пр. 00360 MSPV06 зав. № 102360 (извещение № 230542700349, размещенное на сайте https://www.astgoz.ru) обоснованной в части ненадлежащего внесения изменений в Извещение.

2. Признать ПАО «АСЗ» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное к исполнению предписание не выдавать, поскольку
ПАО «АСЗ» по результатам закупки заключен договор.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 29.02.2024
№ 223ФЗ-59/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России:

Члены Комиссии ФАС России:

<...>

<...>

<...>

 

 

Связанные организации

ПАО "Амурский судостроительный завод"
ИНН 2703000015, ОГРН 1022700514605
ООО "АСТ ГОЗ"
ИНН 7728312865, ОГРН 1157746844287
АО "Тетис Про"
ИНН 7724643714, ОГРН 1077763809353