Решение №28/39838/24 Решение 223ФЗ-141/24 от 8 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 223ФЗ-141/24

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Эвриал» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

03.05.2024 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере
закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:

ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,

членов Комиссии ФАС России:

<...>,

<...>,

при участии представителей:

МАОУ «Школа № 94»: <...>,
<...>,

представители ООО «Эвриал», АО «АГЗРТ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «Эвриал»
б/н б/д на действия (бездействие) заказчика МАОУ «Школа № 94»
при проведении открытого конкурса в электронной форме на приобретение
и установк
у быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы
на 400 мест по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы,
д. 65/5
(извещение № 32413457388), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Эвриал» б/н б/д на действия (бездействие) заказчика МАОУ «Школа № 94» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на приобретение и установку быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест
по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы,
д. 65/5 (извещение № 32413457388) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии
или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,
а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «Школа № 94», утвержденным решением заседания Наблюдательного совета (протокол от 12.09.2023) (далее – Положение
о закупке).

Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлено, что при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение
и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые
при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), конкурсной документацией (далее – Документация), протоколами, составленными
в ходе осуществления Конкурса:

1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru – 01.04.2024;

2. начальная (максимальная) цена договора – 855 000 000 руб.;

3. дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 18.04.2024;

4. на участие в Конкурсе подано 2 заявки;

5. дата рассмотрения первых и вторых частей заявок, поданных на участие
в Конкурсе – 18.04.2024;

6. По результатам рассмотрения первых и вторых частей заявок участников Конкурса соответствующими требованиям Документации признаны все заявки участников закупки;

7. Дата подведения итогов Конкурса – 18.04.2024.

В ходе заседания 25.04.2024 Комиссией ФАС России с целью изучения представленных материалов срок рассмотрения Жалобы продлен до 03.05.2024.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном
в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки
с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки
и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном
в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что в ходе проведения Конкурса права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего требование
к участникам закупки о наличии опыта осуществления постав
ки товара по предмету закупки.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования
Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности
и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках следующими принципами: информационная открытость закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, отсутствие ограничения допуска
к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке
в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие
в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки
и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации
о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Таким образом, в случае если законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования к поставщику (подрядчику, исполнителю)
при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг), которые являются предметом заключаемого по результатам проведения закупки договора, заказчик устанавливает соответствующие требования к участникам такой закупки.

Пунктом 15 информационной карты «Требования к участникам» к Документации (далее Информационная карта) установлено требование к участникам закупки
о наличии опыта осуществления поставок товара (выполнения работ, оказания услуг), связанного с предметом договора:

в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее –
Закон о контрактной системе)
или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011
223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора
на поставку модульного здания и (или) сборно-разборного здания
и (или) быстровозводимого здания.

Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее пятидесяти процентов НМЦД в рамках Конкурса.

Пунктом 9(в) Информационной карты установлено, что в составе заявки участник закупки должен представить исполненный контракт, заключенный в соответствии
с
Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии
с Законом о закупках, а также акт приемки поставленных товаров, подтверждающий цену поставленных товаров.

Изучив положения Документации, Комиссия ФАС России установила,
что
отсутствие у участника закупки опыта, предусмотренного пунктом 15 Информационной карты, а также подтверждающих документов не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Конкурса,
что без должного обоснования установления в
Документации такого требования
со стороны
Заказчика ограничивает количество участников закупки.

Вместе с тем заявка участника закупки, не имеющего опыт поставки
по предмету закупки подлежит отклонению и не допускается к участию в Конкурсе (пункты 14(1), 14(2) «Порядка рассмотрения заявок на участие в конкурсе» Информационной карты), а также приводит к ограничению свободного доступа участников закупки, что создает неравные условия для участия в закупке.

Кроме того, законодательством Российской Федерации не установлены обязательные требования к поставщику, осуществляющего поставку модульного здания и (или) сборно-разборного здания и (или) быстровозводимого здания.

Учитывая изложенное, указанное требование противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушает пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность
за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением от 03.05.2024 № 223ФЗ-140/24 Комиссией ФАС России
(далее – Решение) в действиях Заказчика выявлен
ы нарушения пункта 2 части 6.1
статьи 3, пункт
а 3 части 9 статьи 4, пунктов 1, 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, выразившиеся в установлении в Документации, в том числе неправомерного требования к участникам закупки о наличии опыта осуществления поставки товара по предмету закупки.

В соответствии с Решением Заказчику, Оператору выдано предписание
от 03
.05.2024 № 223ФЗ-140/24 об устранении выявленных нарушений Закона о закупках.

Срок исполнения предписания – 27.05.2024.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Эвриал» (ИНН: 5012061335; ОГРН: 1105012002457) б/н б/д на действия (бездействие) заказчика МАОУ «Школа № 94» (ИНН: 6167058305; ОГРН: 1026104157815) при проведении открытого конкурса в электронной форме
на приобретение и установку быстровозводимого мобильного (модульного) здания начальной школы на 400 мест по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. 40-летия Победы, д. 65/5 (извещение № 32413457388) обоснованной.

2. Признать МАОУ «Школа № 94» нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 03.05.2024 по делу
№ 223ФЗ-141/24 не выдавать, поскольку предписание выдано ранее решением
от 03.05.2024 по делу № 223ФЗ-140/24.

4. Материалы от 03.05.2024 по делу № 223ФЗ-141/24 для рассмотрения вопроса
о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, поскольку соответствующие материалы ранее переданы по делу от 03.05.2024 по делу № 223ФЗ-140/24.

Решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Ведущий заседание Комиссии ФАС России: <...>

Члены Комиссии ФАС России: <...>

<...>

 

Связанные организации

АО "АГЗРТ"
ИНН 1655391893, ОГРН 1171690094630
МАОУ "Школа № 94"
ИНН 6167058305, ОГРН 1026104157815
ООО "Эвриал"
ИНН 5012061335, ОГРН 1105012002457