Решение №28/60628/24 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-215/24 от 9 июля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-215/24
по результатам рассмотрения жалобы ООО «НТЛ-Прибор»
на действия (бездействие) заказчика, организатора торгов при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
04.07.2024 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия ФАС России) в составе:
ведущего заседание Комиссии ФАС России – <...>,
членов Комиссии ФАС России:
<...>,
<...>,
при участии представителей:
АО «Концерн Росэнергоатом»: <...> (доверенность от 27.12.2023
№ 9/1734/2023-ДОВ), <...> (доверенность от 21.06.2023 № 9/981/2023-ДОВ),
АО «Атомкомплект»: <...> (доверенность от 09.01.2023
№ 304/11/2023-ДОВ),
ООО «НТЛ-Прибор»: <...> (доверенность от 03.07.2024 № 03/07-24),
представители ООО «АСТ ГОЗ» (далее – Оператор) на заседание Комиссии
ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО «НТЛ-Прибор» от 08.07.2024 № 898-70 на действия (бездействие)
заказчика АО «Концерн Росэнергоатом» и организатора торгов АО «Атомкомплект»
при проведении закрытого конкурса на право заключения договора на поставку
стендов радиационного контроля (извещение № 240001844800142, размещенное
на сайте Оператора), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба ООО «НТЛ-Прибор» (далее – Заявитель)
от 08.07.2024 № 898-70 на действия (бездействие) заказчика АО «Концерн Росэнергоатом» (далее — Заказчик) и организатора торгов АО «Атомкомплект»
(далее — Организатор) при проведении закрытого конкурса на право
заключения договора на поставку стендов радиационного контроля
(извещение № 240001844800142, размещенное на сайте Оператора) (далее – Конкурс, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке
товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона
о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров
по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии
с Законом о закупках.
При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора
торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной
комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае,
если жалоба признана обоснованной, антимонопольный орган принимает решение
о необходимости выдачи предписания.
В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок Государственной корпорации по атомной энергии
«Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации
«Росатом» от 07.02.2012 № 37 (редакция от 13.02.2024 № 189) (далее – Положение
о закупке).
Согласно части 3 статьи 3.5 Закона о закупках информация о закрытой конкурентной закупке и документы, составляемые в ходе осуществления закрытой конкурентной закупки, направляются участникам закрытой конкурентной закупки в порядке, установленном положением о закупке, в сроки, установленные Законом о закупках.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее — Извещение), документацией о закупке (далее — Документация), протоколом, составленным
по результатам осуществления закупки:
1. Извещение размещено на сайте Оператора – 29.03.2024.
2. Начальная (максимальная) цена договора – 289 680 304,74 руб.
3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 02.05.2024.
4. На участие в Конкурсе подано 3 заявки участников Конкурса.
5. Дата проведения отборочной стадии Конкурса – 03.05.2024.
6. По результатам рассмотрения заявок участников закупки соответствующими требованиям Документации признаны 3 заявки участников Конкурса.
7. Дата проведения оценочной стадии Конкурса – 13.05.2024.
8. Дата подведения итогов Конкурса – 13.07.2024.
Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика
при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление
заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном
и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.
Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, Организатора, а именно Заказчиком, Организатором
неправомерно осуществлен запрос уточнения информации по заявке участника
ООО НПП «ИНТЕРПОЛЯРИС» (далее – Участник).
Представители Заказчика, Организатора с доводами Жалобы не согласились
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения
о закупке и Документации.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 1 статьи 1 Закона о закупках установлены цели регулирования
Закона о закупках, в том числе расширение возможностей участия юридических
и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков
и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению
к участникам закупки.
Подпунктом «б» пункта 7.6.3 Документации установлено, что в ходе рассмотрения заявок на участие в закупке на отборочной стадии Заказчик, Организатор принимают решение об уточнении заявки на участие в закупке,
в случаях, влияющих на допуск участника к закупке или оценку его заявки
на участие в закупке, в том числе если в заявке на участие в закупке имеются разночтения или положения, не позволяющие определить соответствие
заявки на участие в закупке или участника закупки требованиям Документации
или осуществить оценку и сопоставление заявок допущенных участников
закупки.
При этом в соответствии с пунктом 7.6.5 Документации не допускаются запросы, направленные на изменение предмета проводимой закупки, объема
и номенклатуры предлагаемой участником закупки продукции, существа заявки
на участие в закупке, включая изменение условий заявки.
Томом 2 «Техническая часть» Документации (далее – Техническое задание) определены требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, в том числе к товару «Клапан запорный КПЛВ.491144.015
(или эквивалент)» с параметрами «Расчетное/рабочее давление (не более): 1,6 Мпа»; «Расчетная/рабочая температура среды (не более): 250 С».
Согласно протоколам от 23.05.2024 № 1/240001844800142, от 05.05.2024
№ 2/240001844800142 (далее – Протоколы) Заказчиком приняты решения
о направлении запроса в адрес Участника с целью уточнения сведений по заявке.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил,
что Заказчиком неправомерно в адрес Участника неоднократно направлялись запросы утонения заявки, поданной на участие в Конкурсе, что, по мнению Заявителя, создает преимущественные условия и нарушает права и законные интересы иных участников Конкурса.
Представители Заказчика, Организатора на заседании Комиссии
ФАС России пояснили, что запросы в адрес Участника направлены на основании подпункта «б» пункта 7.6.3 Документации ввиду наличия разночтений,
не позволяющих надлежащим образом определить соответствие заявки Участника требованиям Документации.
Изучив представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, Комиссией ФАС России установлено, что техническое предложение Участника содержит в том числе условия, допускающие указание слов «(или эквивалент)», что не соответствует требованию инструкции по заполнению технического предложения (форма 2 Документации).
Кроме того, Участником в составе технического предложения представлен товар, не соответствующий требованиям Технического задания, так, например, Участник в пункте 4.4 технического предложения указал, что в состав стенда входит аналог «Клапан сильфонный запорно - регулирующий, условное
обозначение КСР.25.15 ТУ 28.14.11-002- 13494707-2022» с параметрами «Расчетное/рабочее давление (не более): 25 Мпа»; «Расчетная/рабочая температура среды (не более): 350 С», что не соответствует требованиям Технического задания.
Вместе с тем Комиссия ФАС России установила, что в период проведения рассмотрения заявок участников Конкурса Заказчиком, Организатором в адрес Участника направлялись запросы уточнения заявки, по результатам рассмотрения которых Участником вносились изменения в характеристики, представленные в техническом предложении Участника, ввиду несоответствия представленных в техническом предложении характеристик требованиям Технического задания, что противоречит пункту 7.6.5 Документации.
При этом Комиссия ФАС России отмечает, что возможность участия
в Конкурсе с учетом положения Документации о направлении Заказчиком, Организатором уточняющих запросов в адрес участников закупки зависит
от волеизъявления Заказчика, Организатора, поскольку право Заказчика запрашивать дополнительную информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что создает дискриминационные условия
и ограничивает количество участников Конкурса, поскольку порядок,
а также случаи такого уточняющего запроса отсутствуют в требованиях Документации.
Более того, уточняющий запрос информации и документов,
не представленных в составе заявки, содержит риски необъективной оценки поданных заявок на участие в закупке, что влечет нарушение установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношении к участникам закупки.
Кроме того, положения Закона о закупках не содержат условий, позволяющих Заказчику осуществлять запрос дополнительной информации
и сведений, в связи с чем заявка рассматривается на соответствие положениям
документации о закупке на основании документов, представленных в такой заявке, ввиду чего Заказчику в случае выявления несоответствия заявки установленным требованиям, надлежит отказать такому участнику
в допуске на участие в закупке в соответствии с пунктом 8.3 Документации, устанавливающим основание для отклонения заявки участника закупки,
в том числе ввиду несоответствия представленного товара требованиям Документации.
Таким образом, действия Заказчика, Организатора, установивших
в Документации возможность запрашивать информацию и документы,
не представленные в составе заявки, и, как следствие, неправомерно допустивших заявку Участника к участию в Конкурсе, противоречат пункту 2 части 1
статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3,
что содержит признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8
статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17, 20
статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «НТЛ-Прибор» (ИНН: 7715090284;
ОГРН: 1027739250472) от 08.07.2024 № 898-70 на действия (бездействие) заказчика
АО «Концерн Росэнергоатом» (ИНН: 7721632827; ОГРН: 5087746119951)
и организатора торгов АО «Атомкомплект» (ИНН: 7706738770; ОГРН: 1107746480490) при проведении закрытого конкурса на право заключения договора на поставку стендов радиационного контроля (извещение № 240001844800142, размещенное на сайте Оператора) обоснованной.
2. Признать АО «Концерн Росэнергоатом», АО «Атомкомплект», нарушившими часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011
№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
3. Выдать АО «Концерн Росэнергоатом», АО «Атомкомплект», ООО «АСТ ГОЗ» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 04.07.2024 по делу
№ 223ФЗ-215/24.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.07.2024
№ 223ФЗ-215/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев
со дня его вынесения.
Ведущий заседание Комиссии ФАС России:
Члены Комиссии ФАС России: |
<...>
<...>
<...> |