Решение №17/104975/18 Решение № 223ФЗ-944/18 от 20 декабря 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

АО «Норильсктрансгаз»

 

Газовиков Заполярья пл, д. 1,

г. Норильск, 663318

 

ООО «Норд-Даймонд»

 

Энергетическая ул., д. 7 А,

г. Норильск, 663316

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-944/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Норд-Даймонд» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

14.12.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

 

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Норд-Даймонд» от 07.12.2018 № 1-7/2051 на действия (бездействие) заказчика АО «Норильсктрансгаз» при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению объекта «Газопровод 2-нитка Мес.- Норильск 93-172 км – инв. № 230044, Газопровод 2-нитка Мес.- Норильск 172 - 269 км» инв. № 230008 по проекту: «II нитка магистрального газопровода «Мессояха-Норильск» на участке 158 км (правый берег реки Енисей) - 258 км (левый берег реки Норильская) с отводом на ГРС-1 на участке от 256 км до 266,2 км», шифр проекта ГП-МН-2Н. Первый этап: «Уч. От ПК0 - до ПК433,076 и на перемычке на 229км после кран. Узла № 323» (извещение № 31806737759), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Норд-Даймонд» (далее - Заявитель) от 07.12.2018 № 1-7/2051 на действия (бездействие) заказчика АО «Норильсктрансгаз» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению объекта «Газопровод 2-нитка Мес.- Норильск 93-172 км – инв. № 230044, Газопровод 2-нитка Мес.- Норильск 172 - 269 км» инв. № 230008 по проекту: «II нитка магистрального газопровода «Мессояха-Норильск» на участке 158 км (правый берег реки Енисей) - 258 км (левый берег реки Норильская) с отводом на ГРС-1 на участке от 256 км до 266,2 км», шифр проекта ГП-МН-2Н. Первый этап: «Уч. От ПК0 - до ПК433,076 и на перемычке на 229км после кран. Узла № 323» (извещение № 31806737759) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Норильсктрансгаз», утвержденным решением Совета директоров АО «Норильсктрансгаз» 08.02.2017 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках.

  • 20.07.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

  • дата окончания подачи заявок — 27.07.2018;

  • дата рассмотрения заявок — 27.07.2018;

  • дата подведения итогов – 03.08.2018;

  • начальная (максимальная) цена договора 1 172 864 222,10 рубля,

  • На участие в Запросе предложений подано 2 заявки, признанные соответствующими требованиям Документации.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      • Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя на стадии подписания договора по результатам проведения закупки;

      • Заказчиком неправомерно установлен критерий «Достоверность информации» в качестве критерия допуска участников закупки к Запросу предложений;

      • Заказчиком в Положении о закупке, Документации неправомерно не установлен срок заключения договора по результатам проведения закупки.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя на стадии подписания договора по результатам проведения закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пункт 1.7 Положения о закупке.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу вскрытия заявок от 30.07.2018 № НТГ/340/32-пр на участие в Запросе предложений было подано 2 заявки, в том числе, заявка Заявителя.

В соответствии с протоколом от 13.08.2018 № НТГ/361/32-пр, заявки участников, в том числе заявка Заявителя, признаны соответствующими отборочным критериям и допущены к участию в Запросе предложений.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки поданных заявок от 17.08.2018 № НТГ/370/32-пр, победителем Запроса предложений признан Заявитель.

В подтверждение признания победителем Запроса предложений Заявителя Заказчиком было направлено, в том числе, уведомление об итогах закупочной процедуры № НТГ/6309-01-исх.

Вместе с тем, 27.11.2018 Заказчиком в ЕИС размещен протокол заочного заседания закупочной комиссии от 27.11.2018 № НТГ/420-пр-ззк, согласно которому заявка Заявителя отклоняется, в связи с несоответствием заявки пункту 14 отборочных критериев, поскольку Заявитель представил в составе заявки недостоверную информацию об обладании надлежащей деловой репутацией, финансовыми, технологическими и иными ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору в полном объеме в установленные сроки.

Согласно пункту 14 приложения № 1 Документации, Заказчиком установлены отборочные критерии, в том числе, критерий «Достоверность представляемой Участником закупки информации в составе заявки на участие в закупочной процедуре», при несоответствии хотя бы одному из которых заявка участника подлежит отклонению на отборочной стадии без дальнейшего рассмотрения существа содержащихся в ней предложений.

Вместе с тем, Заказчиком было принято решение об отклонении заявки Заявителя после признания его заявки соответствующей требованиям Документации и размещения протокола подведения итогов, то есть на стадии заключения договора по результатам проведения закупки.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя, ввиду несоответствия указанному требованию, противоречат пункту 1.7 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно установлен критерий «Достоверность информации» в качестве критерия допуска участника закупки к Запросу предложений.

В соответствии с пунктом 14 Приложения № 1 Заказчиком установлен отборочный критерий «Достоверность представляемой Участником закупки информации в составе заявки на участие в закупочной процедуре».

Подтверждением соответствия указанному требованию является положительное заключение службы безопасности Заказчика после проведения соответствующей проверки в отношении участника закупки.

Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права осуществлять проверки достоверности представляемой информации может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанной проверки, что ставит возможность проведения проверки в отношении конкретного участника Запроса предложений в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 1.7 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Положении о закупке, Документации неправомерно не установлен срок заключения договора по результатам проведения закупки.

Согласно части 15 статьи 3.2 договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В соответствии с пунктом 12.1 Положения о закупках, договор заключается по результатам закупочных процедур в сроки и порядке, которые предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением, локальными актами Общества, изданными в развитие настоящего Положения, Закупочной документацией.

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 505-ФЗ), положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона о закупках, утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года. Положения о закупке, которые не соответствуют Закону о закупках, после 1 января 2019 года считаются не размещенными в ЕИС. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с требованиями Закона о закупках, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что на момент проведения Запроса предложений Заказчик руководствовался нормами, установленными в Положении о закупках АО «Норильсктрансгаз», утвержденным решением Совета директоров АО «Норильсктрансгаз» 08.02.2017.

Кроме того, согласно указанному Положению, договор по результатам закупки заключается с момента получения соответствующего одобрения совета акционеров ПАО «ГМК «Норильский никель».

Вместе с тем, представители Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представили доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода жалобы.

Вместе с тем, предметом обжалования, согласно Жалобе, являются действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений, а также неправомерном установлении критерия «Достоверность информации», что является основанием обращения в ФАС России закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

4. Согласно пункту 6 Информационной карты Документации, все банковские гарантии, подлежащие предоставлению, должны быть выданы одним из указанных в перечне банков (в перечень могут быть внесены изменения по указанию ПАО «ГМК «Норильский Никель»).

При этом пунктом 6 Информационной карты Документации установлен перечень из 19 банков, банковские гарантии которых принимаются Заказчиком в качестве обеспечения исполнения договора.

Вместе с тем, предоставление банковских гарантий для обеспечения исполнения обязательств по договору иных банков, не входящих в перечень, установленный в закупочной документации, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки, либо на качество исполнения обязательств по договору, а также обременяет участника закупки в случае признания его победителем по результатам закупочной процедуры обратиться исключительно в указанный заказчиком в закупочной документации банк, что может привести к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование к участникам Запроса предложений в качестве обязательного, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. Согласно приложению № 3 Документации, Заказчиком установлено право запрашивать у участников закупки информацию, уточняющую представленные участниками сведения.

Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 1.7 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

6. Согласно пункту 4 Приложения № 1, Заказчиком установлено требование о предоставлении участником в составе заявки свидетельства Национального агентства контроля сварки о готовности организации заявителя к использованию аттестованной технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615-03 (Группа и технические условия: СК 1. Металлические конструкции).

В подтверждение указанному требованию участником закупки в составе заявки предоставляется соответствующая копия указанного свидетельства.

Вместе с тем, согласно статье 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации, продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт <...> сертификат качества и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать, не приобретая соответствующего товара при поставке которого передаются соответствующие документы, такие как: сертификат соответствия, технические условия и так далее.

Учитывая изложенное, требование о представлении в составе заявки участника свидетельства Национального агентства контроля сварки, указывающего на готовность организации заявителя к использованию аттестованной технологии сварки в соответствии с требованиями РД 03-615-03, обременяют участника закупки заблаговременно провести соответствующие аттестационные испытания на используемую технологию сварки.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении свидетельства Национального агентства контроля сварки, возможность участников закупки подать заявку на участие в Запросе предложений в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера, его официального представителя.

При этом, Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о соответствующих свойствах товара предлагаемого к поставке при заполнении заявки на участие в закупке.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 1.7 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

7. Согласно пункту 11 Приложения № 1 Документации, Заказчиком установлено требование о выполнении участником закупки работ собственными силами.

В подтверждение указанного требования участник закупки в составе заявки представляет письмо, подтверждающее о готовности выполнить весь объем работ, предусмотренный закупочной документацией, без привлечения третьих лиц (субподрядчиков).

Вместе с тем, запрет привлечения третьих лиц, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления Заказчика.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки. Таким образом, условия и порядок привлечения третьих лиц — субподрядных организаций устанавливаются Исполнителем по договору самостоятельно.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат пункту 1.7 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно пункту 1 приложения № 7 Документации, Заказчиком установлены минимальные требования к организационно-техническим возможностям участника, а именно: участник на момент подачи заявки должен иметь в наличии производственные мощности, а также иметь в штате организации персонал.

        В подтверждение наличия производственных мощностей (ресурсов) участник в составе заявки должен представить документы, подтверждающие наличие производственных мощностей, ресурсов на любом законном основании (например, карточки учета основных средств, договоры купли-продажи, аренды, иные договоры, иные документы).

В подтверждение наличия квалифицированного персонала участник в составе заявки должен представить копию штатного расписания.

Вместе с тем, отсутствие у участника Запроса предложений на момент подачи заявки указанных в Документации производственных мощностей и квалифицированного персонала, а также подтверждающих документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса предложений, поскольку такие производственные мощности и такой квалифицированный персонал могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а, напротив, налагают дополнительные непредусмотренные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречит пункту 1.7 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

9. Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе, сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ, лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Согласно сводному сметному расчету, установлены работы подготовительного и основного периода, в частности: очистка площадок строительства, обустройство площадок для размещения нитки газопровода, обеспечение строительства газопровода, разработка котлованов для фундаментальных сооружений, разработка траншей для инженерных коммуникаций и другие работы.

При этом указанные работы относятся к работам, проводимых в рамках капитального строительства.

Вместе с тем, согласно пункту 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включается, в том числе, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, финансируемые с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что проектная документация размещена в ЕИС не в полном объеме, поскольку в проектной документации размещены не все тома, в частности, отсутствует том № 2 Проектной документации, а также книги 10-15 Рабочей документации.

Отсутствие в полном объеме проектной и рабочей документации в составе Документации на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки сформировать свое предложение.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком размещена проектная документация в ЕИС не в полном объеме, что нарушает пункт 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11. Согласно пунктам 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 1.2 Приложения № 2 Документации, Заказчиком установлен критерий оценки: «Наличие у участника опыта работы по монтажу надземных и/или подземных магистральных газо-, конденсато-, нефтепроводов, и/или опыта работы по устройству свайных фундаментов линейных сооружений в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему территориях».

В подтверждение указанному критерию участник закупки предоставляет отзывы о выполненных им указанных работ.

Вместе с тем, установление указанного критерия оценки не влияет на надлежащее исполнение участником закупки условий договора, а также не минимизирует риски несвоевременного выполнения договорных обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, что не позволяет Заказчику определить лучшие условия, предлагаемые участниками.

Кроме того, получение отзывов от заказчиков по исполненным договорам обременяет участников закупки на обращение к контрагентам с целью получения соответствующих отзывов о надлежащем/ненадлежащем исполнении заключенных договоров.

Вместе с тем, у контрагентов отсутствует обязанность как-либо реагировать на соответствующие запросы от участников закупки, что ставит участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц.

Таким образом, наличие/отсутствие отзывов об исполнении участником закупки заключенных договоров не свидетельствует о ненадлежащем исполнении договоров, которые участник закупки может заключить по результатам проведения закупочной процедуры.

Кроме того, Заказчиком в соответствии с пунктом 2 приложения № 2 к Документации, установлен критерий: «Оценка стоимости коммерческого предложения».

Вместе с тем, Заказчиком в Документации не установлен порядок присвоения указанных баллов по данному критерию.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по критерию «Оценка стоимости коммерческого предложения», а также по подкритерию «Наличие у участника опыта работы по монтажу надземных и/или подземных магистральных газо-, конденсато-, нефтепроводов, и/или опыта работы по устройству свайных фундаментов линейных сооружений в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему территориях», что не позволяет объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

      • Признать жалобу ООО «Норд-Даймонд» (ИНН: 2457039410, ОГРН: 1022401624266) от 07.12.2018 № 1-7/2051 на действия (бездействие) заказчика АО «Норильсктрансгаз» (ИНН: 2457081355, ОГРН: 1162468114885) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на выполнение работ по техническому перевооружению объекта «Газопровод 2-нитка Мес.- Норильск 93-172 км – инв. № 230044, Газопровод 2-нитка Мес.- Норильск 172 - 269 км» инв. № 230008 по проекту: «II нитка магистрального газопровода «Мессояха-Норильск» на участке 158 км (правый берег реки Енисей) - 258 км (левый берег реки Норильская) с отводом на ГРС-1 на участке от 256 км до 266,2 км», шифр проекта ГП-МН-2Н. Первый этап: «Уч. От ПК0 - до ПК433,076 и на перемычке на 229км после кран. Узла № 323» (извещение № 31806737759) обоснованной в части принятия Заказчиком решения об отклонении заявки Заявителя на стадии подписания договора по результатам проведения закупки, а также установления критерия «Достоверность информации» в качестве критерия допуска участника закупки к Запросу предложений;

      • Признать в действиях АО «Норильсктрансгаз» нарушения части 1 статьи 2, части 3 статьи 6, пункта 3 части 9 статьи 4, пунктов 1, 13, 14 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать АО «Норильсктрансгаз» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 14.12.2018 № 223ФЗ-944/18.

 

 

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.12.2018 № 223ФЗ-944/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны