Решение №17/11515/18 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-100/18 по результатам рассмотрения жалобы ОО... от 21 февраля 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-100/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Торговый дом СТМ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

24.01.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:<.....>

при участии представителей:<...>

рассмотрев жалобу ООО «Торговый дом СТМ» от 06.02.2018 № ТДСТМ-0033/МСК на действия (бездействие) заказчика ОАО «Центральная ППК» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки электропоездов городского сообщения для обеспечения пассажирских перевозок на Московском транспортном узле (извещение № 31705952444), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Торговый дом СТМ» (далее -Заявитель) от 06.02.2018 № ТДСТМ-0033/МСК на действия (бездействие) заказчика ОАО «Центральная ППК» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки электропоездов городского сообщения для обеспечения пассажирских перевозок на Московском транспортном узле (извещение № 31705952444) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Центральная ППК», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Центральная ППК» от 25.10.2016 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупки обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки, в том числе, осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика

26.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно информации, размещенной в ЕИС:

Дата окончания подачи заявок 28.02.2018;

Дата рассмотрения заявок 05.03.2018;

Дата подведения итогов 05.03.2018;

Начальная максимальная цена договора 11 670 200 000 рублей.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • Техническое задание Документации содержит технические характеристики закупаемого товара, которые создают преимущество для участия в Конкурсе производителя продукции АО «Тверской вагоностроительный завод»;

      • Заказчиком неправомерно установлен оценочный критерий о наличии у участника закупки опыте поставки товаров по предмету Конкурса.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 стать 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заявителя, Техническое задание Документации содержит технические характеристики закупаемого товара, которые создают преимущество для участия в Конкурсе продукции производителя АО «Тверской вагоностроительный завод».

На основании части 24 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указанный довод отозван Заявителем на заседании Комиссии ФАС России.

2. Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено квалификационное требование об опыте поставки товаров по предмету Конкурса (или эквивалентный, в том числе опыт поставки любого иного пассажирского подвижного состава).

По мнению Заявителя установление в качестве критерия оценки заявки участника закупки наличие опыта поставки электропоездов городского сообщения для обеспечения пассажирских перевозок или любого иного пассажирского подвижного состава, является ограничением конкуренции, так как участник закупки обладающим опытом поставки иного транспорта не подлежит оценки по указанному критерию, что не позволяет присвоить такому участнику Конкурса максимальное количество баллов.

Согласно пункту 155 Положения о закупке Заказчик вправе устанавливать в документации о закупке требования к участникам закупки, в том числе и иные единые (квалификационные) требования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 30 Положения о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии и порядок оценки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 12.2 Документации квалификационные требования (юридические и/или физические лица, выступающие на стороне одного участника в совокупности) не установлены.

В Таблице № 1 пункта 14 Документации установлен порядок и критерии оценки, в том числе «Опыт участника», согласно которому: «Оценивается путем сопоставления опыта поставки товаров, представленного в соответствии с п. 13.5. извещения и документации о закупке, по формуле».

В соответствии с пунктом 13.5 Документации «участник закупки для подтверждения соответствия требованиям установленным Документацией представляет в составе заявки, в том числе иные документы на усмотрение участника, в том числе сведения об опыте поставки товаров (по форме № 4 приложения № 2 к документации) по предмету настоящего конкурса (или эквивалентный, в том числе опыт поставки любого иного пассажирского подвижного состава) с обязательным приложением копий исполненных договоров».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено с целью присвоения баллов участникам закупки для расчета рейтинга заявок, при этом заявки участников закупки не подлежат отклонению в случае непредставления в составе заявки вышеуказанных документов.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно установлен оценочный критерий о наличии у участника закупки опыта поставки товаров по предмету Конкурса.

Учитывая изложенное, довод не нашел своего подтверждения.

Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

3. Подпунктом 4 пункта 13 Документации установлено, что участник закупки должен представить в составе заявки, в том числе справку об исполнении участником обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданную не ранее 30 дней до дня размещения Извещения о закупке в единой информационной системе налоговыми органами по форме, утвержденной ФНС России.

Требование о предоставлении в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, штрафов, пеней, процентов, накладывает на участника Конкурса дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган.

Таким образом, указанные действия Заказчика, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 30 Положения о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Торговый дом СТМ» (ИНН 6685034633; ОГРН 1136685010736) 06.02.2018 № ТДСТМ-0033/МСК на действия (бездействие) заказчика ОАО «Центральная ППК» (ИНН 7705705370; ОГРН 1057749440781) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора поставки электропоездов городского сообщения для обеспечения пассажирских перевозок на Московском транспортном узле (извещение № 31705952444) необоснованной.

      • Признать в действиях ОАО «Центральная ППК» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать ОАО «Центральная ППК» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

ОАО "Центральная ППК"
ИНН 7705705370, ОГРН 1057749440781
ООО "Торговый дом СТМ"
ИНН 6685034633, ОГРН 1136685010736