Решение №17/15208/18 Решение № 223ФЗ-124/18 от 5 марта 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-124/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Авиаагрегат-Н» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.02.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Авиаагрегат-Н» от 19.01.2018 № Д-0035-18 на действия (бездействие) заказчика АО «Адмиралтейские верфи» при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на поставку оборудования (нагрузочный модуль) в количестве 1 компл. (поз. 51, доп. 17, часть 1, план закупки на 2017 год) (извещение № 31705924278), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Авиаагрегат-Н» (далее - Заявитель) от 19.01.2018 № Д-0035-18 на действия (бездействие) заказчика АО «Адмиралтейские верфи» (далее - Заказчик) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на поставку оборудования (нагрузочный модуль) в количестве 1 компл. (поз. 51, доп. 17, часть 1, план закупки на 2017 год) (извещение № 31705924278) (далее — Закрытый запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг АО «Адмиралтейские верфи», утвержденным приказом Совета директоров АО «Адмиралтейские верфи»
от 13.12.2016г. (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

21.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Закрытого запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению:

дата и время окончания подачи заявок — 13.02.2018 в 15:00;

дата рассмотрения заявок - 28.02.2018;

дата подведения итогов – 14.03.2018.

Из Жалобы следует, что при проведении Закрытого запроса предложений Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • Заказчик неправомерно не включил Заявителя в заказную ведомость (мейкерс-лист), на основании которой проводился Закрытый запрос предложений;

      • Заказчиком в Документации не установлена дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Закрытом запросе предложений, а также не установлена дата подведения итогов Закрытого запроса предложений;

      • Установленный Заказчиком порядок оценки заявок, поданных на участие в Закрытом запросе предложений, неправомерно не предусматривает возможности предоставления по критерию «Опыт поставок аналогичной продукции» договоров поставки за 2018 год, в качестве подтверждающих документов;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение, согласно которому договор по результатам Закрытого запроса предложений может быть заключен не ранее 10 и не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня подписания протокола по выбору Победителя Закрытого запроса предложений.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Закрытого запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчик неправомерно не включил Заявителя в заказную ведомость (мейкерс-лист), на основании которой проводился Закрытый запрос предложений.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 2.1.1 Положения о закупке.

Согласно части 15 статьи 4 Закона о закупках не подлежат размещению в ЕИС сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации. Заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Согласно пункту 3.7.3 Положения о закупке, проведение процедур закупки в закрытой форме обязательно в следующих случаях:

  • если сведения о закупке составляют государственную тайну,
    при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора;

  • если Правительством Российской Федерации определена конкретная закупка, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;

  • если закупка производится на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, включенные в перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, определенные Правительством Российской Федерации, сведения
    о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;

  • закупка производится среди поставщиков, определенных в мейкерс-листе/заказной ведомости.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что закупка проводится на основании пункта 3.7 Положения о закупках, а именно: закупка производится среди поставщиков, определенных в мейкерс-листе/заказной ведомости, под которой понимается, согласно пункту 1 Положения о закупках, перечень изготовителей основного оборудования и материалов, примененного  проектантом при разработке конструкторской документации. При этом, применительно к Закрытому запросу предложений проектантом Государственным заказчиком — Министерством обороны Российской Федерации определен АО «ЦМКБ «Алмаз», который непосредственно, без участия Заказчика, при разработке проектно-конструкторской документации по строительству заказа определил поставщиков нагрузочного модуля, в состав которого Заявитель не входит. Кроме того, при проведении Закрытого запроса предложений Заказчик не вправе расширять закрытый перечень поставщиков — участников закупки, утвержденный проектантом АО «ЦМКБ «Алмаз».

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации не установлена дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Закрытом запросе предложений, а также не установлена дата подведения итогов Закрытого запроса предложений.

Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

В соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Согласно пункту 5.4.23 Положения о закупках, если иного не было указано в извещении о закупке, подведение итогов закупки должно быть произведено в срок не более 20 календарных дней с даты вскрытия заявок (открытия доступа к заявкам при проведении закупки в электронной форме).

В соответствии с пунктом 4.1.24 Информационной карты Документации:

  • место рассмотрения заявок: 190121, г. Санкт- Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 203;

  • дата рассмотрения заявок: «28» февраля 2018 года, или иное время по решению организатора;

  • место подведения итогов: 190121, г. Санкт- Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 203;

  • дата подведения итогов «14» марта 2018 года, или иное время по решению организатора.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что фраза «или иное время по решению организатора» означает, что соответствующие сроки могут быть перенесены организатором при необходимости и исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, например, в случае принятия и рассмотрения жалобы на действия (бездействия) Заказчика при осуществлении закупочной деятельности в ФАС России. Указанная фраза разъясняет является разъяснением участнику закупки о возможности изменения соответствующих сроков, при этом не меняет установленные в Документации соответствующие сроки на момент размещения Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, установленный Заказчиком порядок оценки заявок, поданных на участие в Закрытом запросе предложений, неправомерно не предусматривает возможности предоставления по критерию «Опыт поставок аналогичной продукции» договоров поставки за 2018 год, в качестве подтверждающих документов.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Согласно разделу 4.2.1 Документации, в рамках оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке, закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки по степени предпочтительности для Заказчика, учитывая, в том числе, критерий «Опыт поставок аналогичной продукции».

Оценка заявок по критерию «Опыт поставок аналогичной продукции» осуществляется по соответствующей формуле, при которой, в том числе, учитывается опыт участника процедуры закупки, оцениваемый по сумме заключенных и выполненных договоров на поставку аналогичной продукции с 01.01.2014г. по 30.06.2017г.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что период заключенных и исполненных договоров, опыт по которым оценивается Заказчиком, был определен Заказчиком, исходя из наибольшего цикла производства нагрузочного модуля, который составляет не менее шести месяцев, на основании чего у участников закупки не может быть заключенных и исполненных соответствующих договоров позже первого полугодия 2017 года.

Кроме того, Закон о закупках, Положение о закупках не содержат ограничений установления в Документации определенного периода заключенных и исполненных участниками закупки договоров с целью определения их опыта и квалификации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение, согласно которому договор по результатам Закрытого запроса предложений может быть заключен не ранее 10 и не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня подписания протокола по выбору Победителя Закрытого запроса предложений.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Согласно пункту 4.1.28 Информационной карты Документации в редакции № 3 (опубликованной в ЕИС 24.01.2018), договор по результатам Закрытого запроса предложений может быть заключен не ранее 10 и не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня подписания протокола по выбору Победителя Закрытого запроса предложений.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что при составлении Документации Заказчиком допущена техническая ошибки в части указания периода заключения договора по результатам Закрытого запроса предложений. Уведомлением от 29.01.2018, Заказчик внес изменения в Документацию, согласно которым пункт 17 Извещения о закупке, пункт 4.1.28 Информационной карты Документации установлен в следующей редакции: «Договор по результатам запроса предложений между Организатором закупки и Победителем закупки будет заключен не ранее 10 и не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня опубликования в единой информационной системе протокола по выбору Победителя запроса предложений».

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2.1.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, поскольку договор по результатам Закрытого запроса предложений на момент рассмотрения Жалобы не заключен.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Авиаагрегат-Н» (ИНН: 6150045308, ОГРН: 1056150317046) от 19.01.2018 № Д-0035-18 на действия (бездействие) заказчика АО «Адмиралтейские верфи» (ИНН: 7839395419, ОГРН: 1089848054339) при проведении закрытого запроса предложений на право заключения договора на поставку оборудования (нагрузочный модуль) в количестве 1 компл. (поз. 51, доп. 17, часть 1, план закупки на 2017 год) (извещение № 31705924278) обоснованной в части неправомерного установления в Документации положения, согласно которому договор по результатам Закрытого запроса предложений может быть заключен не ранее 10 и не позднее 20 (двадцати) календарных дней со дня подписания протокола по выбору победителя Закрытого запроса предложений.

2. Признать АО «Адмиралтейские верфи» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку выявленное нарушение устранено Заказчиком.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

АО "Адмиралтейские верфи"
ИНН 7839395419, ОГРН 1089848054339
ООО "Авиаагрегат-Н"
ИНН 6150045308, ОГРН 1056150317046