Решение №17/15213/18 Решение № 223ФЗ-126/18 от 5 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-126/18

по результатам рассмотрения жалобы АО «ИСС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

28.02.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу АО «ИСС» от 21.02.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Космическая связь» при проведении закрытого конкурса на право заключения договора на проектирование, изготовление, сдачу в эксплуатацию на орбите космических аппаратов «Экспресс-АМУЗ», «Экспресс-АМУ7», в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба АО «ИСС» (далее - Заявитель) от 21.02.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Космическая связь» (далее - Заказчик) при проведении закрытого конкурса на право заключения договора на проектирование, изготовление, сдачу в эксплуатацию на орбите космических аппаратов «Экспресс-АМУЗ», «Экспресс-АМУ7» (далее — Закрытый конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Космическая связь», утвержденным
приказом ГП КС от «10» июня 2014 г. № 80 (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Согласно части 16 статьи 4 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе определить перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2015 г. № 2257-р утвержден перечень товаров, работ услуг в сфере космической деятельности, сведения о закупках которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в ЕИС, на основании чего Заказчиком не размещены извещение и документация о проведении Закрытого конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению:

дата окончания подачи заявок — 18.12.2017;

дата рассмотрения заявок - 29.12.2017;

дата подведения итогов – 29.12.2017.

Из Жалобы следует, что при проведении Закрытого конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Закрытом конкурсе;

      • Заказчиком в Документации не установлен порядок определения достоверности сведений, предоставленных участниками закупки в составе заявок на участие в закупке;

      • Заказчик при рассмотрении заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, неправомерно осуществил запрос информации, разъясняющей положения заявки Заявителя на участие в Закрытом конкурсе, при отсутствии соответствующих полномочий Заказчика в Документации, в Положении о закупках;

      • Заказчик при рассмотрении заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, неправомерно осуществил запрос документов, не предусмотренных требованиями Документации;

      • Заказчиком неправомерно принято решение о продлении сроков оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, в отсутствие соответствующих полномочий Заказчика в Документации, Положении о закупках;

      • Протокол рассмотрения заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, от 13.02.2018 № 4 не содержит ссылок на конкретные положения Документации, на основании которых Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Закрытом конкурсе;

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение, согласно которому срок ответа организатора торгов на запрос участника закупки о причинах отклонения его заявки составляет 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, что ограничивает возможность обжаловать действия Заказчика в антимонопольный орган в установленные сроки.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Закрытого конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Закрытом конкурсе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 1.3.2.2 Положения о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу о результатах Закрытого конкурса от 13.02.2018 № 4 (далее — Протокол), Заявителю и Thales Alenia Space Italia S.p.A (совместная заявка) отказано в допуске к участию в Закрытом конкурсе на основании пункта 4.5.4.3 Документации и пункта 4.5.4.7 Документации.

В соответствии с пунктами 4.5.4.3, 4.5.4.7 Документации, участнику закупки будет отказано в признании его участником Закрытого конкурса, и его заявка не будет допущена до оценочной стадии, в том числе, в случае несоответствия конкурсной заявки участника Закрытого конкурса требованиям к конкурсной заявке, установленных Документацией, а также в случае предоставления в составе заявки заведомо ложных сведений, намеренного искажения информации или документов, входящих в состав заявки.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы, заявку Заявителя, и пояснили, что Заявителю отказано в допуске к участию в Закрытом конкурсе на основании, в том числе, несоответствия сроков поставки полезной нагрузки для космических аппаратов, указанных в пункте 3 технического предложения Заявителя («Предложение по срокам выполнения работ»), срокам поставки, указанным в Таблице № 4 («План платежей на поставку полезной нагрузки»), являющейся приложением № 1 к заявке Заявителя.

Согласно разделу 6.2 Документации «Форма предложения», участник в заявке на участие в Закрытом конкурсе должен указать, в том числе, срок выполнения работ по договору, а также представить в составе заявки на участие в Закрытом конкурсе, в том числе, заполненную таблицу № 4 «План платежей на поставку связных полезных нагрузок для космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы, заявку Заявителя и сообщили, что Заявитель в заявке на участие в Закрытом конкурсе указал следующие сроки выполнения работ: поставка полезной нагрузки космического аппарата «Экспресс-АМУ3» - 16 месяцев, полезной нагрузки «Экспресс-АМУ7» - 18 месяцев. При этом, таблица № 4 «План платежей на поставку связных полезных нагрузок для космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», представленная Заявителем в составе заявки на участие в закупке, содержит иные данные о сроках поставки, а именно: поставка полезной нагрузки для космического аппарата «Экспресс-АМУ3» в части ретранслятора — Т0+16 месяцев, поставка полезной нагрузки в части антенн — Т0+17 месяцев; поставка полезной нагрузки для космического аппарата «Экспресс-АМУ7» в части ретранслятора — Т0+18 месяцев, поставка полезной нагрузки в части антенн — Т0+19 месяцев. Таким образом, сведения в отношении графика выполнения работ, указанные в заявке Заявителя не соответствуют сведениям, указанным в заполненной Заявителем в таблице № 4 «План платежей на поставку связных полезных нагрузок для космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что Заявителем в таблице № 4 «План платежей на поставку связных полезных нагрузок для космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» в графе «Сроки по графику» указаны сроки оплаты работ и выполнения платежей, а не сроки выполнения работ по договору, предлагаемые Заявителем в своем техническом предложении.

При этом, согласно инструкции заполнения таблицы № 4 «План платежей на поставку связных полезных нагрузок для космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», в графе «Сроки по графику» участнику закупки необходимо указать соответствующее значение «Т0+...», где Т0 — это дата начала выполнения работ по договору.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России, изучив требования Документации пришла к выводу, что требования к составу заявки на участие в закупке, а также положения инструкций по заполнению вышеназванных таблиц не позволяют однозначно установить, что в содержании таблицы «План платежей на поставку связных полезных нагрузок для космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7» участнику закупки необходимо указать сроки выполнения работ, аналогичные срокам, указанным в техническом предложении такого участника.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика сообщили, что Заявителю отказано в допуске к участию в Закрытом конкурсе также на основании следующего: срок изготовления космического аппарата «Экспресс-АМУ3», указанный в заявке Заявителя (Т0+22 месяца), не будет обеспечен в действительности, так как сборка космического аппарата «Экспресс-АМУ3» не будет произведена в Т0+17 месяцев, при сроках поставки бортовой аппаратуры командно-измерительных систем (далее — БА КИС) - Т0+19 месяцев, указанных Заявителем в составе заявки.

Техническим заданием (часть 2 Документации) установлены требования к космическим аппаратам «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7», состоящее из трех разделов: раздел I устанавливает общие сведения по космическим аппаратам «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7»; раздел II — технические требования, требования к выполняемым работам по космическим аппаратам в целом; раздел III - технические требования, требования к выполняемым работам по полезным нагрузкам космических аппаратов «Экспресс-АМУ3» и «Экспресс-АМУ7».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили материалы и пояснили, что Заявителем в составе заявки на участие в Закрытом конкурсе предложен технологический процесс создания космических аппаратов, при котором внедрение БА КИС для космических аппаратов осуществляется позже изготовления космического аппарата (в срок Т0+17 месяцев). Предложенный Заявителем в составе заявки технологический процесс предусматривает монтаж технологического комплекта КИС/имитатора КИС (в срок Т0+17 месяцев — Т0+19 месяцев), который выполняет роль вспомогательного инструмента для проверки систем космического аппарата. После указанной проверки (в срок Т0+19 месяцев) поставляется БА КИС для космического аппарата, его входной контроль, установка БА КИС на космический аппарат и проведение электрических испытаний БА КИС в составе космического аппарата.

Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, пришла к выводу, что Заказчиком в Документации не установлены требования к определенному технологическому процессу создания космических аппаратов, предусматривающему поставку и внедрение БА КИС исключительно до или после изготовления космического аппарата, на основании чего, отклонение заявки Заявителя, в виду несоответствия требованию Документации в части монтажа КИС, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Также, согласно Протоколу участнику Закрытого конкурса ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева» и Airbus Defence and Space SAS (совместная заявка) отказано в допуске к участию в Закрытом конкурсе по аналогичным основаниям.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя и Thales Alenia Space Italia S.p.A (совместная заявка), ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева» и Airbus Defence and Space SAS (совместная заявка) нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации не установлен порядок определения достоверности сведений, предоставленных участниками закупки в составе заявки на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2.4.4 Документации, Решение о допуске к дальнейшему участию в Закрытом конкурсе либо об отказе в допуске к участию в Закрытом конкурсе в соответствии с критериями отбора и в порядке, который установлен в Документации, принимает комиссия по закупке в порядке, определенном пунктом 4.5 раздела 4 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки».

Пункт 4.5 раздела 4 «Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки» предусмотрен порядок оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что при рассмотрении, оценки и сопоставлении заявок, поданных на участие в закупке, закупочная комиссия проверяет соответствие сведений, представленных в заявке участника закупки, требованиям предусмотренным Документацией, и руководствуясь принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, делает вывод о достоверности сведений, указанных участником закупки в составе заявки на участие в Закрытом конкурса.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчик при рассмотрении заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, неправомерно осуществил запрос информации, разъясняющей положения заявки Заявителя на участие в Закрытом конкурсе, при отсутствии соответствующих полномочий Заказчика в Документации, в Положении о закупках.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя представили материалы и пояснили, что Заказчиком в адрес Заявителя направлялись письма от 26.12.2017 № 11-20/5857, от 28.12.2017 № 11-20/5895, от 29.12.2017 № 11-20/5926, от 29.12.2017 № 11-20/72 с запросом о разъяснении заявки Заявителя на участие в Закрытом конкурсе и предоставлении дополнительной информации и документов, не представленных в составе заявки на участие в закупке.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что наделение Заказчика правом запрашивать у участников закупки дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки, всецело зависит от волеизъявления Заказчика, содержит риски необъективной оценки заявок и может применяться не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете может повлечь ограничение количества участников Закрытого конкурса.

Также, в Документации, в Положении о закупках отсутствуют основания и порядок осуществления дозапроса информации и документов, не представленных в заявке участников закупки, при проведении закупочной процедуры в форме закрытого конкурса.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанного положения в Документации противоречит пункту 1.3.2.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчик при рассмотрении заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, неправомерно осуществил запрос документов, не предусмотренных требованиями Документации.

В соответствии с пунктом 6 части 3 Закона о закупках, не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что Заказчиком в адрес Заявителя письмом от 28.12.2017 № 11-20/5895 направлен запрос о подтверждении наличия договора на создание бортовой аппаратуры для КА, а также о предоставлении копии указанного договора.

Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, пришла к выводу об отсутствии в Документации требования о предоставлении документов, явившихся предметом вышеуказанного запроса Заказчика.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, запросившего документы, не предусмотренные требованиями Документации, противоречат пункту 1.3.2.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно принято решение о продлении сроков оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, в отсутствие соответствующих полномочий Заказчика в Документации, Положении о закупках.

Согласно представленным на заседание Комиссии ФАС России материалам, протоколами от 29.12.2017 № 2, от 19.01.2018 № 3 Заказчиком принято решение о продлении сроков оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе до 19.01.2018 и 19.02.2018 соответственно.

Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, Положения о закупках, пришла к выводу об отсутствии закрепленной в Документации, Положении о закупках возможности Заказчика, закупочной комиссии продлевать сроки оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в закупке.

Таким образом, действия Заказчика, продлившего сроки оценки и сопоставления заявок на участие в закупке в отсутствии закрепленного соответствующего права в Документации, Положении о закупках, противоречит пункту 1.3.2.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно доводу Жалобы, Протокол рассмотрения заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, от 13.02.2018 № 4 не содержит ссылок на конкретные положения Документации, на основании которых Заказчиком принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Закрытом конкурсе.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

Согласно пункту 8.1 Положения о закупках, Закрытый конкурс проводится в порядке проведения открытого конкурса, с учетом положений пункта 8 Положения о закупках.

В соответствии с пунктом 8.4 Положения о закупках, протоколы, формируемые по результатам заседания комиссии по закупке, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети «Интернет». Заказчик не позднее 3 (трех) дней со дня подписания соответствующего протокола, направляет копии соответствующего протокола участникам, подавшим конкурсные заявки.

Согласно пунктам 6.5.1 - 6.5.3 Положения о закупках, в протоколах, составленных по результатам закупки, должны быть указаны, как минимум, следующие сведения объем закупаемых товаров, работ, услуг; цена закупаемых товаров, работ, услуг; сроки исполнения договора.

В соответствии с пунктом 7.10.2 Положения о закупках, По результатам заседания комиссии по закупке, на котором осуществляется оценка конкурсных заявок и определение победителя конкурса, оформляется протокол о результатах конкурса. В нем указываются сведения в соответствии с пунктами 6.5.1 - 6.5.3. Положения о закупках, а также поименный состав присутствующих на заседании членов комиссии по закупке, сведения о наименовании и месте нахождения (для юридического лица), о фамилии, имени, отчестве и месте жительства (для физического лица) участников конкурса, заявки которых были рассмотрены, установленное комиссией по закупке ранжирование заявок по степени предпочтительности и называется победитель конкурса. Протокол подписывается членами комиссии по закупке, присутствовавшими на заседании, в день заседания.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы и пояснили, что Протокол рассмотрения заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, от 13.02.2018 № 4 содержит конкретные пункты Документации, на основании которых Заказчик принял решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Закрытом конкурсе, а именно: на основании пункта 4.5.4.3 Документации и пункта 4.5.4.7 Документации.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что Заказчиком соблюдены требования Закона о закупках при составлении протокола рассмотрения заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено положение, согласно которому срок ответа организатора торгов на запрос участника закупки о причинах отклонения его заявки составляет 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, что ограничивает возможность обжаловать действия Заказчика в антимонопольный орган в установленные сроки.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В соответствии с пунктом 4.6.7 Документации, пунктом 7.10.5 Положения о закупках, срок ответа организатора торгов на запрос участника закупки о причинах отклонения его заявки составляет 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

При этом, согласно Протоколу, Заказчиком принято решение о признании Закрытого конкурса несостоявшимся на основании пункта 7.9.7.1 Положения о закупках, а именно: закупка признается несостоявшейся в случае, если при проведении отборочной стадии были признаны несоответствующими требованиям документации все конкурсные заявки, отказано в допуске к участию в конкурсе всем участникам, подавшим заявки, или заявка только одного участника признана соответствующей требованиям конкурсной документации.

Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что установление Заказчиком в Документации положения, согласно которому срок ответа организатора торгов на запрос участника закупки о причинах отклонения его заявки составляет 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса, не ограничивает возможность обжаловать действия Заказчика в антимонопольный орган в установленные Законом о защите конкуренции сроки.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

      • В соответствии с абзацем «3» пункта 4.1.1 Документации, участник закупочной процедуры должен включить в состав заявки на участие в Закрытом конкурсе, в том числе, документы, подтверждающие право участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является, и предоставление фирменных гарантий производителя товара (оригиналы или копии). При этом, согласно пункту 4.5.4.1 Документации, участнику закупки будет отказано в признании его участником Закрытого конкурса, и его заявка не будет допущена до оценочной стадии, в том числе, в случае непредоставления оригиналов или копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено Документацией.

Вместе с тем, участник Закрытого конкурса может не являться производителем товара или не иметь дилерские отношения с производителем, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

Кроме того, в отсутствие обязанности производителя/дилера/поставщика товара как-либо реагировать на соответствующие запросы участников закупки о представлении подтверждающих документов о том, что участник обладает правом поставки оборудования, а также учитывая сроки подачи заявок на участие в Закрытом конкурсе, возможность участников закупки подать заявку на участие в Закрытом конкурсе в соответствии с вышеуказанными требованиями Документации всецело зависит от волеизъявления третьих лиц – производителя/дилера/поставщика, его официального представителя, что ограничивает возможность участия в Закрытом конкурсе.

Также, изучив требования Документации, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что из требований Документации не представляется возможным определить цель предоставления документов, подтверждающих право участника закупки на поставку товара, производителем которого он не является, и предоставление фирменных гарантий производителя товара, на основании чего, а также учитывая предусмотренное Документацией основание отказа в допуске к участию в закупке, в связи с непредоставлением указанных справок, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что требования о предоставлении в составе заявки на участие в Закрытом конкурсе вышеназванных документов являются избыточными и вводят участников Закрытого конкурса в заблуждение.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3.2.2 Положения о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно пункту 11.2 Информационной карты (Раздел 5 Документации) Документации «Иные требования, предъявляемые к участникам Закрытого конкурса», участник Закрытого конкурса должен представить документы, подтверждающие квалификацию участника закупки (копии договор и др.).

При этом, согласно примечанию к вышеуказанному пункту Информационной карты, соответствующие сведения подтверждаются документально и являются обязательными документами, входящими в состав заявки на участие в Закрытом конкурсе. В случае отсутствия соответствующих сведений, Заказчик вправе руководствоваться пункту 4.5.4.1 Документации, согласно которому участнику закупки будет отказано в признании его участником Закрытого конкурса, и его заявка не будет допущена до оценочной стадии, в том числе, в случае непредоставления оригиналов или копий документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено Документацией.

Комиссия ФАС России, изучив требования Документации, пришла к выводу, что из требований Документации не представляется возможным однозначно определить какой именно квалификацией должен обладать участник Закрытого конкурса для соответствия вышеуказанному требованию Документации, а также потребностям Заказчика, что не позволяет участнику закупки надлежащим образом сформировать свое техническое предложение, состав заявки на участие в закупке и вводит участников Закрытого конкурса в заблуждение.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3.2.2 Положения о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

10. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок о предоставлении участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока о предоставлении участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные, не являющиеся предметом обжалования, нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

      • Признать жалобу АО «ИСС» (ИНН: 2452034898, ОГРН: 1082452000290) от 21.02.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Космическая связь» (ИНН: 7725027605, ОГРН: 1027700418723) при проведении закрытого конкурса на право заключения договора на проектирование, изготовление, сдачу в эксплуатацию на орбите космических аппаратов «Экспресс-АМУЗ», «Экспресс-АМУ7» обоснованной в части:

  • неправомерного отказа в допуске Заявителю к участию в Закрытом конкурсе;

  • неправомерного осуществления Заказчиком запроса информации, разъясняющей положения заявки Заявителя на участие в Закрытом конкурсе, при отсутствии соответствующих полномочий Заказчика в Документации, в Положении о закупках;

  • неправомерного осуществления Заказчиком запроса документов, не предусмотренных требованиями Документации;

  • неправомерного продления сроков оценки и сопоставления заявок, поданных на участие в Закрытом конкурсе, в отсутствие соответствующих полномочий Заказчика в Документации, Положении о закупках.

2. Признать ФГУП «Космическая связь» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 28.02.2018 № 223ФЗ-126/18.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.02.2018 № 223ФЗ-126/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

ФГУП "Космическая связь"
ИНН 7725027605, ОГРН 1027700418723
АО "ИСС"
ИНН 2452034898, ОГРН 1082452000290