Решение №17/17770/18 Решение № 223ФЗ-162/18 от 19 марта 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-162/18
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Уралреммаш» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
14.03.2018 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>
при участии представителей: <...>
рассмотрев жалобу ООО «Уралреммаш» от 05.03.2018 № 129 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме № 12166/ОАЭ-ЦДМВ/17 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту моторных и прицепных колесных пар рельсовых автобусов (извещение № 31705901456), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Уралреммаш» (далее - Заявитель) от 05.03.2018 № 129 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 12166/ОАЭ-ЦДМВ/17 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту моторных и прицепных колесных пар рельсовых автобусов (извещение № 31705901456) (далее — Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
18.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).
Согласно Извещению:
дата и время окончания подачи заявок — 18.01.2018 в 12:00;
дата и время рассмотрения заявок — 01.02.2018 в 12:00;
дата и время подведения итогов – 05.02.2018 в 12:00.
На участие в Аукционе подано 2 заявки, из них 1 отклонена.
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.
Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
-
-
-
Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
-
-
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупках.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок, поданных на участие в Аукционе от 27.02.2018 № 12166/ОАЭ-ЦДМВ/17/1 Заявителю отказано в допуске на участие в Аукционе на основании пункта 6.7.3.1. Документации в связи с представлением документа, предусмотренного пунктом 7.1.8.4. Документации, несоответствующего требованиям пункта 2.1. Документации, а именно: разрешительного документа на право осуществления деятельности, предусмотренной Документацией.
В соответствии с пунктом 6.7.3.1 Документации, участник Аукциона не допускается к участию в аукционе, в том числе, в случае непредставления определенных аукционной документацией документов либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике аукциона или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
Согласно пункту 7.1.8.4 Документации, в заявке участника на участие в Аукционе должны быть представлены, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участников аукциона, предлагаемых ими товаров, работ, услуг установленным требованиям аукционной документации и условиям допуска к участию в аукционе, в частности, перечисленным в пунктах 2, 3 Документации.
В соответствии с пунктом 2.1 Документации, участник Аукциона должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной Документацией. В подтверждение наличия разрешительных документов участник в составе заявки представляет документ, выданный Федеральным агентством железнодорожного транспорта, о присвоении условного номера предприятию для клеймения колесных пар тягового подвижного состава.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что в подтверждение соответствия указанному требованию Заявителем в составе заявки на участие в Аукционе предоставлено свидетельство Федерального агентства железнодорожного транспорта о присвоении условного номера для клеймения следующей продукции: «Колесные пары специального подвижного состава при производстве обыкновенного и полного освидетельствования, а также ремонта со сменой элементов», что не соответствует требованиям Документации, поскольку в пункте 2.1 Документации установлено соответствующее положение относительно клеймения колесных пар тягового подвижного состава. При этом специальный подвижной состав и тяговый подвижной состав имеют существенные различия (ГОСТ 31539-2012) как в назначении, так и в конструкции, в том числе, в конструкции колесных пар.
Вместе с тем, Комиссии ФАС России не представляется возможным однозначно прийти к выводу, что документы, представленные Заявителем в составе заявки для подтверждения соответствия Заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 2.1 Документации, не соответствуют требованиям, предусмотренным пунктом 2.1 Документации.
При этом, установление требования о предоставлении в составе заявки участника закупки документа, выданного Федеральным агентством железнодорожного транспорта, о присвоении условного номера предприятию для клеймения колесных пар тягового подвижного состава, является излишним и ограничивает количество участников закупки, так как обременяет участников Аукциона заблаговременно получить указанный документ.
При этом, вышеуказанный документ будет необходим в период выполнения работ по договору, заключаемому по результатам закупки, и может быть получен участником закупки в установленном законом порядке в случае победы в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о том, что участник Аукциона в составе заявки на участие в Аукционе должен представить, в том числе, документ, выданный Федеральным агентством железнодорожного транспорта, о присвоении условного номера предприятию для клеймения колесных пар тягового подвижного состава, и отклонившего заявку Заявителя на участие в Аукционе ввиду несоответствия указанных документов требованиям Документации, противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.
Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 13.02.2018 № 223ФЗ-91/18, Комиссией ФАС России в действиях Заказчика установлены нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в:
-
неправомерном отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 6.7.3.1. Документации, в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 7.6.16. Документации, а именно: документов, подтверждающих полномочия лица, выдавшего доверенность на лицо, подписавшее банковскую гарантию;
-
неправомерного установления в Документации требования о наличии у участника закупки опыта по фактически выполненным работам по ремонту колесных пар тягового подвижного состава, требования об отсутствии у участника Аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
-
неправомерного установления в Документации права Заказчика до даты проведения Аукциона в письменной форме запросить у участников Аукциона информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации, а также проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, в том числе, путем выездных проверок;
-
неправомерного установления в Документации требования о предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, из списка банка, являющимся Приложением № 6 к Документации;
-
неправомерного установления в Документации требования о предоставлении сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров;
-
неправомерного установления в проекте договора положения о согласовании с Заказчиком привлекаемых третьих лиц для выполнения соответствующих работ, являющихся предметом закупки.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
-
-
ООО «Уралреммаш» (ИНН: 7418018542, ОГРН: 1097418000316) от 05.03.2018 № 129 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (ИНН: 5045061877, ОГРН: 1175022006202) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 12166/ОАЭ-ЦДМВ/17 на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту моторных и прицепных колесных пар рельсовых автобусов (извещение № 31705901456) обоснованной.
-
Признать в действиях ОАО «РЖД» нарушения части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать ОАО «РЖД» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 14.03.2018 № 223ФЗ-162/18.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.03.2018 № 223ФЗ-162/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.