Решение №17/19583/16 Решение No223ФЗ-115/16 по результатам рассмотрения жалобы О... от 25 марта 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-115/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Лизинговая компания

«ЛИАКОН» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

10.03.2016 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Лизинговая компания «ЛИАКОН» от 15.03.2016 № 28 на действия (бездействие) заказчика АО «Транснефть-Приволга», организатора ОАО «АК «Транснефть» при проведении открытого запроса предложений ЗП-368.16 на право заключения договора на поставку насосного оборудования (извещение № 31603323449) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Лизинговая компания «ЛИАКОН» (далее — Заявитель) от 15.03.2016 № 28 (вх. от 15.03.2016 № 33849/16) на действия (бездействие) заказчика АО «Транснефть-Приволга» (далее — Заказчик), организатора ОАО «АК «Транснефть» (далее — Организатор) при проведении открытого запроса предложений ЗП-368.16 на право заключения договора на поставку насосного оборудования (извещение № 31603323449) (далее — Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Транснефть-Приволга», утвержденным решением Совета директоров АО «Транснефть-Приволга» 15.12.2014 (протокол № 13/2014) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

16.02.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:

      • установленный в Документации срок поставки товара является неисполнимым, что ограничивает возможность формирования заявки на участие в Запросе предложений;

      • установленное в Документации положение о том, что документом-основанием заключения по результатам закупки договора является документ АО «ГИДРОМАШСЕРВИС»: № NG/15-4796 от 30.12.2015 АО «ГМС», П-732, +6%, ограничивает круг участников Запроса предложений;

      • в опросном листе на предмет закупки указаны противоречивые данные относительно того, для перекачки какой именно жидкости заказчику необходим насосный агрегат, что существенно влияет на то, из каких именно материалов должен быть изготовлен предмет закупки.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона о закупках Заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанным способом.

Пунктом 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Аналогичное требование установлено в пункте 3.7 Положения о закупке.

Согласно Извещению, Документации:

дата и время окончания подачи заявок - 25.02.2016 в 11:00 (МСК);

дата и время рассмотрения заявок - 15.03.2016 в 18:00 (МСК);

дата и время подведения итогов - 15.03.2016 в 18:00 (МСК).

Сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: 30.08.2016.

В соответствии с Извещением и Документацией предметом Запроса предложений является право поставки насосного оборудования.

Согласно пункту 5.1.11 Документации при осуществлении закупки устанавливается требование к участнику закупки и заявке на участие в закупке о соответствии предлагаемых к поставке товаров, оказание услуг, выполнение работ требованиям документации о закупке (Форме 2 и/или опросным листам (техническому заданию).

При этом в Форме 2 «Расчет цены лота (цены договора)» Документации содержатся наименования требуемой к поставке продукции, технические характеристики продукции, сроки поставки, объем и цена продукции.

В соответствии с разделом 11 «Дата поставки» указанной Формы 2 срок поставки продукции - 30.08.2016.

Согласно письменным возражениям представителя Организатора от 22.03.2016 б/н, представленным на заседание Комиссии ФАС России указано, что «учитывая определенные Заказчиком дату и время подведения итогов 15.03.2016 и дату поставки — 30.08.2016, а также сроки, необходимые для заключения договоров поставки продукции, у победителя Запроса предложений есть не менее пяти месяцев для исполнения договора».

Законом о закупках, иными нормативными правовыми актами, принятыми в его реализацию, конкретные требования к порядку формирования лотов закупки, к правилам установления требований к закупаемым товарам, работам, услугам, порядок действий заказчика в части заключения, исполнения договора, заключенного по итогам закупки, не установлены. Заказчик самостоятельно регламентирует срок исполнения договора, заключаемого по итогам закупки с учетом требований положения о закупке, документации о закупке.

Учитывая изложенное, а также, что Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов и сведений, указывающих на то, что установленный в Документации срок поставки товара является неисполнимым, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В Разделе 14 Формы 6 Документации указано:

«Документ-основание - № NG/15-4796 от 30.12.2015г. АО «ГМС», П-732, +6%».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора пояснил, что установленные разделом 14 Формы 6 положения не ограничивают круг участников Запроса предложений поскольку относятся к расчету начальной (максимальной) цены Запроса предложений, которая определена исходя из цены договора, заключенного по результатам ранее проведенной закупки идентичной продукции, на основании документа NG/15-4796 от 30.12.2015 г. АО «ГМС» с применением дефлятора 6%.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Из жалобы следует, что в опросном листе на предмет закупки указаны противоречивые данные относительно того, для перекачки какой именно жидкости заказчику необходим насосный агрегат, чтобы соответствовать гарантированным показателям надежности...исходя из приведенных в опросном листе характеристик перекачиваемой среды следует, что они многократно превышают значения для дизельного топлива ЕВРО, указанные в ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2009) по содержанию сероводорода Н2S и массовой доле серы. Изготовление насоса жидкости с указанными характеристиками ведет к необходимости применения коррозионностойких материалов, что противоречит классу материалов S6, указанному в ГОСТ 32601-2013 и опросном листе».

Так опросным листом технического задания Документации установлены следующие требования:

1) Вид перекачиваемой жидкости — дизельное топливо ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2009);

2) Содержание Н2S - не более 100 ррm;

  • Массовая доля серы - 0,001 - 0,05 %;

  • Класс материала по ГОСТ 32601-2013 — S6.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что ГОСТ Р 52368-2005 (ЕН590:2009) определяет следующие требования к дизельному топливу:

  • Содержание Н2S - не регламентируется;

  • Содержание серы - 10,0 - 350,0 мг/кг (0,001 — 0,035%).

Приложением Ж «Руководство по выбору класса материалов» к ГОСТ 32601-2013 установлено, что материалы класса S 6 подлежат использованию в следующих рабочих средах: дизельное топливо, тяжелый бензин, керосин, газойли, легкое, среднее и тяжелое смазочное масло, мазут, остаток, сырая нефть, нефтяной битум, остатки синтетического крекинг-сырья.

В соответствии с ГОСТ 10585-2013 «Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия» (таблица 1) допустимая массовая доля серы в зависимости от видов мазута устанавливается в размере — 0,5% -3,5%.

ГОСТ Р 51858-2002 «Сырая нефть. Технические условия. Методы анализа» (таблица 4) определяет допустимую долю сероводорода в нефти вида 2 - не более 100 ррm.

Учитывая изложенное, установленные Заказчиком требования к рабочей среде соответствуют определенному технической документацией классу материалов S6.

Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что в опросном листе на предмет закупки указаны противоречивые данные относительно того, для перекачки какой именно жидкости заказчику необходим насосный агрегат.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 3.3 Положения о закупке.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Разделом 5 Документации установлены единые требования к участникам закупки и заявке на участие в закупке, в том числе:

  • соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки (пункт 5.1.1 Документации);

  • наличие у участника закупки устойчивого финансового состояния, подтвержденного данными бухгалтерской отчетности, направленной в налоговые органы (пункт 5.1.4 Документации);

  • наличие положительного опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, положительной деловой репутации (пункт 5.1.13 Документации);

  • способность обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по предмету закупки, обеспеченность необходимыми кадровыми ресурсами (пункт 5.1.15 Документации);

  • наличие соответствующих сертификатов (лицензий) соответствия на товары, работы, услуги по предмету закупки (пункт 5.1.17 Документации).

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить, каким именно требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющуюся предметом закупки, должны соответствовать участники Закрытого запроса предложений, какое финансовое состояние признается Заказчиком устойчивым, какой опыт поставки товаров требуется для участия в закупке, что понимается под «деловой репутацией» участника Запроса предложений, как оценивается способность обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по предмету закупки, обеспеченность необходимыми кадровыми ресурсами, а также какими именно сертификатами (лицензиями) соответствия на товары по предмету закупки должен обладать участник Запроса предложений.

При этом пунктом 13.2 Документации установлено, что конкурсная комиссия вправе не допустить к участию в закупке лицо, подавшее заявку на участие в закупке в том числе по следующим основаниям:

- несоответствия заявки по своему составу, оформлению, описанию предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о закупке;

- несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 3.3 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 3.1 Документации Заказчик, организатор закупки вправе осуществить выездную проверку организации, выразившей намерение участвовать в закупке, на месте ее базирования и/или по местонахождению производственной базы (производственной базы субагента – производителя насосов) с целью определения возможностей изготовления данного типа МТР в соответствии с требованиями документации о закупке и с оформлением актов проверки до завершения процедур выбора победителя закупки.

Участнику закупки в письменном виде направляется уведомление с указанием даты проведения выездной проверки (пункт 3.2. Документации).

Кроме того, разделом 5 Документации, содержащим единые требования к участникам закупки и заявке на участие в закупки, установлены требования о наличии положительного акта выездной проверки, при ее проведении (пункт 5.1.18 Документации) и непрепятствии проведению выездной проверки организации участника закупки в сроки установленные организатором закупки.

Вместе с тем, согласно пункту 13.3 Документации при несоответствии участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке, конкурсная комиссия вправе не допустить такого участника к участию в Запросе предложений.

Учитывая изложенное, установление указанных требований о проведении выездной проверки в качестве обязательных, а также отсутствие оснований и порядка ее проведения ограничивает количество участников Запроса предложений, а также соответствие указанным требованиям зависит от волеизъявления Заказчика, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Разделом 5 Документации, содержащим единые требования к участникам закупки и заявке на участие в закупки, установлены следующие требования:

  • наличие действующих договорных отношений с производителями (официальными представителями, дилерами) продукции по предмету закупки, технические условия которых включены в Реестр основных видов продукции, закупаемой ОАО «АК «Транснефть» (Реестр ОВП) (http://niitnn.transneft.ru/about/activity/reestr_ovp/), в том числе полной цепочки: участник закупки – субподрядчик (соисполнитель); субподрядчик (соисполнитель) – производитель (исполнитель) (пункт 5.1.28 Документации);

  • наличие действующих договорных отношений (или других документов, гарантирующих возможность размещения заказа) с производителями (официальными представителями, дилерами) товаров, работ, услуг по предмету закупки, в том числе полной цепочки: участник закупки – субподрядчик (соисполнитель); субподрядчик (соисполнитель) – производитель (исполнитель) (пункт 5.1.29 Документации);

  • наличие дилерских полномочий (дилерский сертификат, договор с производителем или его официальным дилером либо другие документы, подтверждающие возможность поставки) от производителя товаров, предлагаемых к поставке (пункт 5.1.30 Документации).

В соответствии с разделом 18 Документации о требованиях к составу документов, содержащихся в конверте с заявкой на участие в закупке, участником Запроса предложений в составе заявки представляется копия технических условий изготовителя МТР по данному лоту.

Вместе с тем, в отсутствие обязанности производителя, изготовителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участников закупки сформировать заявочные материалы в соответствии с требованиями раздела 5 Документации всецело зависит от волеизъявления третьего лица – производителя, изготовителя закупаемого товара.

Кроме того, разделом 5 Документации, содержащим единые требования к участникам закупки и заявке на участие в закупки, установлены следующие требования:

  • отсутствие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед ОАО «АК «Транснефть» либо ОСТ (пункт 5.1.24 Документации);

  • отсутствие у участника закупки неисполненных просроченных более 3 месяцев обязательств перед ОАО «АК «Транснефть» либо ОСТ, в том числе появившихся в период проведения закупки, подтвержденных документами, в том числе решениями судов и претензиями, обосновывающими факт неисполнения обязательств (пункт 5.1.25 Документации);

  • отсутствие у участника закупки договоров, расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в одностороннем порядке по инициативе ОАО «АК «Транснефть» или ОСТ, и/или расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в судебном порядке, в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору (пункт 5.1.26 Документации);

  • отсутствие (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) не предусмотренного договором письменного отказа, не связанного с нарушением обязательств ОАО «АК «Транснефть» или ОСТ, со стороны участника закупки от исполнения обязательств по договору, заключенному с ОАО «АК «Транснефть» или ОСТ (пункт 5.1.27 Документации);

Несоответствие указанным требованиям согласно абзацам 6, 7, 8, 9 пункта 13.3 Документации и абзацам 4, 5, 6, 8 Документации является основания для отказа в допуске к участию в Запросе предложений.

Пунктом 5.1.33 Документации установлено требование о предоставлении участником закупки комфортного письма банка-гаранта из перечня банков (форма 1.1), размещенного по адресу http://www.transneft.ru/tenders/docs/ (Перечень банков-гарантов, гарантии которых должны приниматься организациями системы «Транснефть»).

Комфортное письмо должно быть оформлено одним из банков, входящих в перечень, который размещен по адресу http://www.transneft.ru/tenders/docs/ (Перечень банков-гарантов, гарантии которых должны приниматься организациями системы «Транснефть») (пункт 8.1.1 Документации).

При этом установлен перечень из 16 банков, гарантии которых должны приниматься организациями системы «Транснефть».

Вместе с тем, установление указанных в пунктах 5.1.24-5.1.30, 5.1.33, 8.1.1 Документации требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений и отказ в допуске участникам Запроса предложений в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Разделом 11 установлены требования к поставляемой продукции, оказанию услуг, выполнению работ и получению нормативных документов ОАО «АК «Транснефть», в том числе, о наличии у участника закупки договорных отношений о предоставлении нормативных документов ОАО «АК «Транснефть» с ООО «НИИ Транснефть» и предоставление действующего договора в составе заявки на участие в закупке (при наличии ссылок на нормативные документы в форме 2) (пункт 11.4 Документации).

В соответствии с разделом 18 Документации о требованиях к составу документов, содержащихся в конверте с заявкой на участие в закупке, участником Запроса предложений в составе заявки представляется копия действующего договора на предоставление нормативных документов ОАО «АК «Транснефть» с ООО «НИИ Транснефть» (при необходимости).

Кроме того, участник Запроса предложений соглашается, что в случае принятия заявки на участие в закупке обязуется осуществить поставку товаров, указанных в документации о закупке, соответствующих требованиям действующих национальных стандартов и технических условий, а также действующим нормативным документам ОАО «АК «Транснефть», в соответствии с формой 2, являющимся неотъемлемой частью настоящей заявки на участие в закупке (Форма 1 «Заявка на участие в закупке»).

В Форме 2 «Расчет цены лота (цены договора)» Документации содержатся наименования требуемой к поставке продукции, технические характеристики продукции со ссылками на нормативные документы ОАО «АК «Транснефть».

Установление указанных требований о соответствии поставляемой продукции нормативным документам ОАО «АК «Транснефть», а также о наличии договора на предоставление нормативных документов ОАО «АК «Транснефть» с ООО «НИИ Транснефть» на этапе подготовки и подачи заявки ограничивает круг участников Запроса предложений, а также соответствие указанным требованиям зависит от волеизъявления Заказчика, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

6. В соответствии с разделом 18 Документации о требованиях к составу документов, содержащихся в конверте с заявкой на участие в закупке, участником Запроса предложений в составе заявки представляется:

  • план привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей) – по форме 5;

  • анкета субподрядчика (соисполнителя) – по форме 6;

  • копии действующих договоров с производителями (официальными представителями, дилерами) продукции по предмету закупки, технические условия которых включены в Реестр ОВП (http://niitnn.transneft.ru/about/activity/reestr_ovp/), в том числе полной цепочки: участник закупки – субподрядчик (соисполнитель); субподрядчик (соисполнитель) – производитель (исполнитель);

  • копии действующих договоров (или других документов, гарантирующих возможность размещения заказа) с производителями (официальными представителями, дилерами) товаров, работ, услуг по предмету закупки, в том числе полной цепочки: участник закупки – субподрядчик (соисполнитель); субподрядчик (соисполнитель) – производитель (исполнитель);

  • сведения о сертификации системы менеджмента качества стандарта ISO 9001 с приложением копий сертификатов (в том числе на привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей)).

В Форме 5 Документации указано, что под субподрядчиком (соисполнителем) понимается любая организация (дилер, представитель, производитель, изготовитель, исполнитель и т.п.), привлеченная к поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг.

«При приобретении товаров, работ, услуг через субподрядчика (соисполнителя) необходимо указать организации с кем непосредственно будут заключены сделки на поставку товаров, оказания услуг, выполнения работ с указанием конечного производителя (исполнителя) и с приложением документов, гарантирующих возможность осуществления поставки в соответствии с требованиями настоящей инструкции (участник закупки - субподрядчик (соисполнитель), субподрядчик (соисполнитель) – производитель, исполнитель)».

Вместе с тем, указанные требования ставят участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в Документации об обязательном предоставлении сведений о планируемых к привлечению субподрядных организациях, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

7. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Приложением 1 Документации установлен порядок оценки заявок на участие в Запросе предложений, а именно:

«Заявка на участие в закупке содержит коммерческую и квалификационно-техническую части.

В установленном настоящим разделом порядке приняты следующие удельные веса и, соответственно, максимальные оценки, которые могут быть выставлены частям заявки на участие в закупке:

оценка коммерческой части (К) 60 % (60 баллов)

оценка квалификационно-технической части (КТ) 40 % (40 баллов)

Оценка квалификационно-технической части проводится по следующим критериям:

- Опыт осуществления поставок, аналогичных по характеру и объему поставок по предмету закупки за последние три года (Лист оценки № 2.1.1, Dn);

- Квалификация поставщиков МТР (Лист оценки № 2.1.2, Dn);

- Финансовая возможность осуществления поставки Участника закупки (Лист оценки № 2.1.3, Dn);

- Сведения о сертификации (Лист оценки № 2.1.4, Dn);

- Доля собственного производства или документально подтвержденное эксклюзивное право на поставку продукции, предоставляемое Участнику закупки производителем по номенклатуре данного лота (Лист оценки № 2.1.5, Dn);

- Надежность и репутация Участников закупки (Лист оценки № 2.1.6, Dn).

Значимость каждого из перечисленных критериев в общей оценке квалификационно-технической части учитывается (соответственно) коэффициентами (Аn):

А 1= 0,35; А 2= 0,20; А 3 = 0,10; А 4 = 0,15; А5= 0,20...».

Кроме того, Документацией установлены следующие баллы по оцениваемым критериям:

Оцениваемый критерий

Возможный уровень оценки и рекомендации для экспертов

Опыт осуществления поставок МТР, аналогичных по характеру и объему поставок по предмету закупки за последние три года

1.Стаж осуществления поставок для нефтегазовой отрасли, ТЭК

от 9 до 10 баллов. Опыт поставок МТР, аналогичных предмету закупки для предприятий нефтегазовой отрасли, ТЭК от 8 и более лет

от 4 до 8 баллов. Опыт поставок МТР, аналогичных предмету закупки для предприятий нефтегазовой отрасли, ТЭК от 3 до 8 лет

от 1 до 3 баллов. Опыт поставок МТР, аналогичных предмету закупки для предприятий нефтегазовой отрасли, ТЭК менее 3 лет

2. Опыт осуществления поставок аналогичного оборудования (МТР)

10 баллов. Имеется опыт осуществления поставок аналогичного оборудования (МТР) в объеме свыше 450 000 000,00 руб. (10 млрд. руб. для труб большого диаметра) за последние три года и отчетный период

от 4 до 9 баллов. Имеется опыт осуществления поставок аналогичного оборудования (МТР) в объеме от 150 000 000,00 руб. до 450 000 000,00 руб. (от 4 млрд. руб. до 9 млрд. руб. для труб большого диаметра) за последние три года и отчетный период

от 1 до 3 баллов. Имеется опыт осуществления поставок аналогичного оборудования (МТР) в объеме менее 150 000 000,00 руб. (3 млрд. руб. для труб большого диаметра) за последние три года и отчетный период

3. Опыт выполнения работ по договорам с ОАО «АК «Транснефть» и ОСТ

10 баллов. Имеется опыт осуществления поставок МТР ОАО «АК «Транснефть» и ОСТ в объеме свыше 450 млн. руб. (от 10 млрд. руб. для труб большого диаметра) за последние три года

от 4 до 9 баллов. Имеется опыт осуществления поставок МТР ОАО «АК «Транснефть» и ОСТ от 40 млн. руб. до 450 млн. руб. (от 4 млрд. руб. до 9 млрд. руб. для труб большого диаметра) за последние три года и отчетный период

от 1 до 3 баллов. Имеется опыт осуществления поставок МТР ОАО «АК «Транснефть» и ОСТ менее 40 млн. руб. (менее 3 млрд.. для труб большого диаметра) за последние три года и отчетный период

Квалификация поставщиков МТР

1. Квалификация персонала

от 9 до 10 баллов. Персонал высокой квалификации, опыт сотрудников в должности более 5 лет

от 4 до 8 баллов. Персонал высокой квалификации, опыт сотрудников в должности от 3 до 5 лет.

от 1 до 3 баллов. Персонал высокой квалификации, опыт сотрудников в должности до 3 лет.

2. Наличие персонала, способного обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по поставке

от 9 до 10 баллов. Наличие персонала на предприятии более 100 человек. Для осуществления поставок по предмету закупки выделяется более 30 человек штата. Поставка МТР будет осуществляться собственными силами.

от 5 до 8 баллов. Наличие персонала от 50 до 100 человек (включая субподрядчиков или субпоставщиков). Для осуществления поставок по предмету закупки выделяется от 20 до 30 человек штата. Для осуществления поставок по предмету закупки привлекается персонал сторонних организаций (субподрядчиков или субпоставщиков)

от 1 до 4 баллов. Наличие персонала на предприятии менее 50. Для осуществления поставок по предмету закупки выделяется менее 20 человек штата. Для осуществления поставок по предмету закупки привлекается персонал сторонних организаций (субподрядчиков или субпоставщиков)

 

Финансовая возможность осуществления поставки МТР Участника закупки

 

1. Отношение годового объема работ (среднеарифметическое значение за 3 отчетных года) (млн. руб.)/объем по предмету закупки (млн. руб.)

ст. 2110/стоимость заявки участника

от 8 до 10 баллов - при величине от 1,5 до 3,0

от 4 до 7 баллов - при величине от 1,2 до 1,5

от 1 до 3 баллов - при величине от 0,7 до 1,2

 

Сведения о сертификации

 

1. Сертификация системы менеджмента качества

5 баллов. Система качества Участника закупки и производителей продукции сертифицирована согласно требованиям ГОСТ ISO 9001, приложены копии сертификатов

От 2 до 4 баллов. Система качества Участника закупки или производителей продукции сертифицирована согласно требованиям ГОСТ ISO 9001, приложены копии сертификатов

1 балл. У Участника закупки и производителей продукции отсутствует система менеджмента качества или не представлены копии сертификатов или истек срок действия сертификата на момент подачи заявки.

 

Доля собственного производства или документально подтвержденное эксклюзивное право на поставку продукции, предоставляемое участнику закупки производителем по номенклатуре данного лота

1. Отношение участника и (или) привлекаемого субподрядчика (соисполнителя) к субъектам малого или среднего предпринимательства

10 баллов. Участник закупки является субъектом МСП, субподрядчики не привлекаются / Участник и все субподрядчики являются субъектами МСП

5 баллов. Участник закупки является субъектом МСП, привлекаемые субподрядчики не являются субъектами МСП/ Участник закупки не является субъектом МСП, привлекаемые субподрядчики являются субъектами МСП

0 баллов. Участник закупки не является субъектом МСП, субподрядчики не привлекаются / Участник закупки и все привлекаемые субподрядчики не являются субъектом МСП

2. Доля собственного производства или документально подтвержденное эксклюзивное право на поставку продукции, предоставляемое участнику закупки производителем по номенклатуре данного лота

От 0 до 10 баллов – согласно аналитической справке. Учитывать десятые доли.

Надежность и репутация Участников закупки

  • Сведения о неучастии претендента в судебных разбирательствах

    + 10 баллов - в случае отсутствия судебных разбирательств в качестве ответчика с ОАО «АК «Транснефть» и/или организациями системы «Транснефть».

- 10 баллов - в случае наличия судебных разбирательств в качестве ответчика с ОАО «АК «Транснефть» и/или организациями системы «Транснефть», либо в случае представления недостоверной информации

  • Наличие неудовлетворенных претензионных требований от ОАО «АК «Транснефть» и ОСТ

    от -10 до 0 баллов.

-1 балл за каждую претензию, но не более 10 баллов

  • Объем неудовлетворенных претензионных требований. Отношение годового (среднеариф. знач. за последние 3 года) объема работ с ОАО «АК «Транснефть» и ОСТ к сумме неудовлетворенных претензионных требований.

    0 балов. Претензий нет

от -1 до -5 баллов. При величине от 500 до 300

от -6 до -10 баллов. При величине от 300 до 100

  • Сведения о расторжении договоров между ОАО «АК «Транснефть» / ОСТ с Участником закупки по решению суда в связи с существенным нарушением Участником закупки договоров, а так же сведения об одностороннем расторжении договоров с Участником закупки по инициативе ОАО «АК «Транснефть» или ОСТ за неисполнение / ненадлежащее исполнение договора

    10 баллов - при отсутствии сведений о расторжении договоров.

-10 баллов- при наличии сведений о расторжении договоров

 

По критерию «Сведения о сертификации» в случае, если у участника закупки и производителей продукции отсутствует система менеджмента качества или не представлены копии сертификатов или истек срок действия сертификата на момент подачи заявки, участнику присваивается 1 балл.

Вместе с тем, в соответствии с разделом 18 Документации о требованиях к составу документов, содержащихся в конверте с заявкой на участие в закупке, участником Запроса предложений в составе заявки представляются сведения о сертификации системы менеджмента качества стандарта ISO 9001 с приложением копий сертификатов (в том числе на привлекаемых субподрядчиков (соисполнителей)).

При этом пунктом 13.2 Документации установлено, что конкурсная комиссия вправе не допустить к участию в закупке лицо, подавшее заявку на участие в закупке в том числе по следующим основаниям:

  • несоответствия заявки по своему составу, оформлению, описанию предлагаемых товаров, работ, услуг требованиям документации о закупке;

  • несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

Пунктом 3 Листа оценки № 2.1.2. по критерию «Квалификация поставщиков МТР» установлено, что в случае если Участник закупки не предоставил соответствующую форму о персонале и/или не указан привлекаемый персонал и/или не указан опыт работы, предполагаемый для реализации работ, услуг по предмету закупки по оцениваемому подкритерию ставится оценка 1 балл.

Вместе с тем, Разделом 5 Документации установлены единые требования к участникам закупки и заявке на участие в закупке, в том числе:

  • наличие положительного опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, положительной деловой репутации (пункт 5.1.13 Документации);

  • способность обеспечить своевременное и качественное исполнение обязательств по предмету закупки, обеспеченность необходимыми кадровыми ресурсами (пункт 5.1.15 Документации);

По критерию «Надежность и репутация Участников закупки» оцениваются:

  • сведения о неучастии претендента в судебных разбирательствах (+ 10 баллов - в случае отсутствия судебных разбирательств в качестве ответчика с ОАО «АК «Транснефть» и/или организациями системы «Транснефть»; - 10 баллов - в случае наличия судебных разбирательств в качестве ответчика с ОАО «АК «Транснефть» и/или организациями системы «Транснефть», либо в случае представления недостоверной информации);

  • наличие неудовлетворенных претензионных требований от ОАО «АК «Транснефть» и ОСТ (от -10 до 0 баллов; -1 балл за каждую претензию, но не более 10 баллов);

  • объем неудовлетворенных претензионных требований. Отношение годового (среднеариф. знач. за последние 3 года) объема работ с ОАО «АК «Транснефть» и ОСТ к сумме неудовлетворенных претензионных требований (0 балов. Претензий нет; от -1 до -5 баллов. При величине от 500 до 300; от -6 до -10 баллов. При величине от 300 до 100);

  • cведения о расторжении договоров между ОАО «АК «Транснефть» / ОСТ с Участником закупки по решению суда в связи с существенным нарушением Участником закупки договоров, а так же сведения об одностороннем расторжении договоров с Участником закупки по инициативе ОАО «АК «Транснефть» или ОСТ за неисполнение / ненадлежащее исполнение договора (10 баллов - при отсутствии сведений о расторжении договоров; -10 баллов- при наличии сведений о расторжении договоров)/

Вместе с тем, разделом 5 Документации, содержащим единые требования к участникам закупки и заявке на участие в закупки, установлены следующие требования:

  • отсутствие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед ОАО «АК «Транснефть» либо ОСТ (пункт 5.1.24 Документации);

  • отсутствие у участника закупки неисполненных просроченных более 3 месяцев обязательств перед ОАО «АК «Транснефть» либо ОСТ, в том числе появившихся в период проведения закупки, подтвержденных документами, в том числе решениями судов и претензиями, обосновывающими факт неисполнения обязательств (пункт 5.1.25 Документации);

  • отсутствие у участника закупки договоров, расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в одностороннем порядке по инициативе ОАО «АК «Транснефть» или ОСТ, и/или расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в судебном порядке, в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору (пункт 5.1.26 Документации);

  • отсутствие (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) не предусмотренного договором письменного отказа, не связанного с нарушением обязательств ОАО «АК «Транснефть» или ОСТ, со стороны участника закупки от исполнения обязательств по договору, заключенному с ОАО «АК «Транснефть» или ОСТ (пункт 5.1.27 Документации);

Несоответствие указанным требованиям согласно абзацам 6, 7, 8, 9 пункта 13.3 Документации и абзацам 4, 5, 6, 8 Документации является основания для отказа в допуске к участию в Запросе предложений.

Таким образом, из содержания Документации невозможно однозначно определить влияет ли несоответствие вышеперечисленным требованиям к участникам Запроса предложений на отказ в допуске или влечет снижение количества присваиваемых баллов, что ограничивает круг участников закупки, противоречит пункту 3.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку нарушена пропорциональность в количестве присваиваемых по указанным в Документации критериям.

Согласно листу оценки № 2.1.1, оценка заявок осуществляется, в том числе, по подкритерию «Опыт выполнения работ по договорам с ОАО «АК «Транснефть» и ОСТ».

Вместе с тем, наличие соответствующего опыта оказания услуг именно Заказчику не свидетельствует о том, что условия исполнения договора, содержащиеся в заявке лица, которое не имеет данный опыт, менее выгодны для Заказчика.

Кроме того, Комиссия ФАС России, изучив Извещение, Документацию, приходит к выводу, что не представляется возможным однозначно определить, чем подтверждается высокая квалификация персонала, какие работы являются аналогичными предмету закупки, следовательно в установленном Заказчиком порядке оценки заявок не установлено содержание по критериям «Квалификация персонала», «Опыт осуществления поставок МТР, аналогичных по характеру и объему поставок по предмету закупки за последние три года».

Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.

Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Заказчиком оценка и сопоставление заявок на участие в Запросе предложений не проводились, поскольку Организатором закупки 14.03.2016 принято решение об отмене Запроса предложений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «Лизинговая компания «ЛИАКОН» от 15.03.2016 № 28 на действия (бездействие) заказчика АО «Транснефть-Приволга», организатора ОАО «АК «Транснефть» при проведении открытого запроса предложений ЗП-368.16 на право заключения договора на поставку насосного оборудования (извещение № 31603323449) необоснованной.

2. Признать АО «Транснефть-Приволга» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9, 12, 13 части 10 статьи 4, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.03.2016 №223ФЗ-115/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

      • В связи с тем, что Запрос предложений отменен, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.

 

 

 

2016-29003(1)

 

 

2016-29003(1)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны