Решение №17/21073/18 Решение № 223ФЗ-190/18 от 27 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-190/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ССГ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

22.03.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «ССГ» от 15.03.2018 № 244-18 на действия (бездействие) заказчика АО «Корпорация развития Пермского края» при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно–монтажных работ объекта: «Многоквартирные дома в Правобережной части г. Березники. Жилые дома позиции № 1, 2, 3, 4, 5 в квартале № 6» (Лот № 1: «Многоквартирные дома в Правобережной части г. Березники. Жилые дома позиции № 1, 2 в квартале № 6») (извещение № 31705707364) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ССГ» (далее - Заявитель) от 15.03.2018 № 244-18 (вх. 38088/18 от 15.03.2018) на действия (бездействие) заказчика АО «Корпорация развития Пермского края» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно–монтажных работ объекта: «Многоквартирные дома в Правобережной части г. Березники. Жилые дома позиции № 1, 2, 3, 4, 5 в квартале № 6» (Лот № 1: «Многоквартирные дома в Правобережной части г. Березники. Жилые дома позиции № 1, 2 в квартале № 6») (извещение № 31705707364) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд АО «Корпорация развития Пермского края», утвержденным решением совета директоров АО «Корпорация развития Пермского края» от 07.03.2017г. (протокол № 2 от 07.03.2017) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

03.11.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно информации, размещенной в ЕИС:

Дата окончания подачи заявок - 13.02.2018;

Дата рассмотрения заявок - 19.02.2018;

Начальная (максимальная) цена договора по Лоту № 1 — 426 165 992,07 рублей;

На участие в Запросе предложений по Лоту № 1 подано 5 заявок, в том числе заявка Заявителя.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  • Заказчиком нарушен порядок проведения Запроса предложений;

  • Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Запросе предложений;

  • Заказчиком принято неправомерное решение о допуске заявки ООО «Алекс» к участию в Запросе предложений.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком нарушен порядок проведения Запроса предложений.

Частью 1 статьи 2 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 1.4 Положения о закупке.

Пунктом 11.3.1 Положения о закупках установлено что порядок проведения конкретного запроса предложений устанавливается в извещении о закупке и документации о закупке, подготовленных в соответствии с требованиями Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 11.3.28 Положения о закупке при вскрытии конвертов с заявками закупочная комиссия ведет протокол вскрытия конвертов, в который заносится информация о наименовании каждого участника, конверт с заявкой на участие в запросе предложений которого вскрывается, наличие сведений и документов, предусмотренных документацией о закупке, условия исполнения договора, указанные в такой заявке.

Согласно пунктам 11.3.33 и 11.3.34 Положения о закупке заявка признается надлежащей, если она соответствует всем требованиям, изложенным в документации о закупке и не соответствующей, в случаях, предусмотренных Положением о закупке и документации о закупке.

При этом пунктом 11.3.39 Положения о закупке установлено: «Результаты рассмотрения оценки заявок фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, который подписывается непосредственно в день рассмотрения и оценки заявок и размещается на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания такого протокола».

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками от 13.02.2018 б/н (далее — Протокол вскрытия), опубликованному в ЕИС 15.02.2018, на участие в Запросе предложений по Лоту № 1 подано 5 заявок.

В соответствии протоколом заседания комиссии от 19.02.2018 б/н (далее — Протокол заседания комиссии), опубликованному в ЕИС 22.02.2018, Заказчиком принято решение о признании заявок ООО «ССГ» и ООО «Алекс» соответствующими требованиям Документации и решение о несоответствии заявок ЗАО «Компания «Еврострой», ООО «Новый Дом», ООО «ВСК» требованиям Документации, а также решение о направлении участникам закупки, допущенным к участию в Запросе предложений, письменных запросов о предоставлении документов.

При этом в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 07.03.2018 б/н (далее — Протокол рассмотрения), опубликованному в ЕИС 08.03.2018, Запрос предложений по Лоту № 1 признан несостоявшимся, в связи с тем, что ни одна из поступивших заявок не соответствует требованиям Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что на момент формирования Протокола заседания комиссии заявки участников Заказчиком рассмотрены предварительно.

Вместе с тем, Положение о закупок и Документация не содержит положений о праве Заказчика осуществлять предварительное рассмотрение заявок и формировать протокол такого рассмотрения, что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка проведения Запроса предложений, предусмотренного Положением о закупке и Документацией.

Кроме того, возможность участия в Запросе предложений, с учетом положения Документации о праве заказчика дозапрашивать информацию и документы у участников закупки, всецело зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительную информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

Также, наделение комиссии Заказчика правом запрашивать дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки, содержит риски необъективной оценки заявок и может применяться не в равной степени ко всем участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в нарушении порядка проведения Запроса предложений и осуществлении дозапроса информации в отношении участников Запроса предложений, противоречат подпункту 2 пункта 1.4 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 2 статьи 2 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Запросе предложений.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с Протоколом рассмотрения Заявителю отказано в допуске к участию в Запросе предложений, в связи с несоответствием такой заявки, в том числе требованию подпункта 2 пункта 3 раздела 6 главы 2 Документации.

Подпунктом 2 пункта 3 раздела 6 главы 2 Документации установлено, что показатели, характеризующие работы, должны соответствовать показателям, установленным в пункте 11 «Требования к основным видам работ» Главы V «Техническое задание» (далее — Техническое задание). Предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно быть конкретным, не должно содержать неточностей.

При этом в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 3 раздела 6 главы 2 Документации установлено, что показатели, (значения) показателей должны быть отражены в заявке в полном объеме без изменений.

В соответствии с позицией «Внутриквартальные сети инженерно-технического обеспечения (электроснабжения, водоснабжения и канализации, теплоснабжения, слаботочные сети, наружное освещение)» Технического задания установлено: «Работы должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией 932 и 933, в том числе врезки в магистральные сети инженерно-технического обеспечения осуществляет Ген. подрядчик.

До подписания Акта окончательной приемки выполненных работ по Договору обязанность по обслуживанию внутриквартальных сетей инженерно-технического обеспечения несет Ген. Подрядчик».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и сообщил, что предложение Заявителя не соответствует показателям, установленным в пункте 11 главы V Технического задания Документации, например: по позиции «Внутриквартальные сети инженерно-технического обеспечения (электроснабжения, водоснабжения и канализации, теплоснабжения, слаботочные сети, наружное освещение)» Технического задания Заявителем не установлено положение об обязанности генерального подрядчика обслуживать внутриквартальные сети инженерно-технического обеспечения.

Подпунктом 2.3 пункта 3 раздела 11 Документации установлено, что комиссия Заказчика отклоняет заявку на участие в Запросе предложений, в случае несоответствия предложения участника Запроса предложений в отношении объекта закупки наименованию и описанию объекта закупки, и условиям договора, установленным в Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, однозначно свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя в виду несоответствия требования Документации, не противоречат требованиям Закона о закупке, Положению о закупке и Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение о допуске заявки ООО «Алекс» к участию в Запросе предложений.

В соответствии с Протоколом рассмотрения, заявка ООО «Алекс» признана несоответствующей требования Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

4. Как указывалось выше, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 1.4 Положения о закупке.

Подпунктом 8 пункта 3 раздела 4 Документации установлено требование: «Участник закупки не является офшорной компанией».

Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлен запрет на участие в закупках лиц, не зарегистрированных на территории Российской Федерации, на особых территориях, называемых офшорными зонами.

Таким образом, участие в закупке офшорных компаний не противоречит требованиям Закона о закупках.

    • Пунктом 4 раздела 4 Документации установлено требование об отсутствии у участника закупки предъявленных претензий по договорам со стороны Заказчика.

Вместе с тем, указанное требование не может быть признано равноправным и не может быть применено в равной степени к двум участникам, поскольку участники имеющие просроченную задолженность и (или) не исполненные обязательства перед АО «Корпорация развития Пермского края» будут отклонены, при этом участники имеющие такие обязательства перед иным хозяйствующим субъектом буду допущены к участию в Запросе предложений.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 1.4 Положения о закупке, и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты проведения Запроса предложений, поскольку в соответствии с Протоколом рассмотрения Запрос предложений признан несостоявшимся.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «ССГ» (ИНН: 7816491451, ОГРН: 1107847200438) от 15.03.2018 № 244-18 на действия (бездействие) заказчика АО «Корпорация развития Пермского края» (ИНН: 5902198460, ОГРН: 1065902044273) при проведении запроса предложений на право заключения договора на выполнение строительно–монтажных работ объекта: «Многоквартирные дома в Правобережной части г. Березники. Жилые дома позиции № 1, 2, 3, 4, 5 в квартале № 6» (Лот № 1: «Многоквартирные дома в Правобережной части г. Березники. Жилые дома позиции № 1, 2 в квартале № 6») (извещение № 31705707364) обоснованной в части нарушения Заказчиком порядка проведения Запроса предложений.

      • Признать заказчика АО «Корпорация развития Пермского края» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения Запроса предложений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ОАО "Корпорация развития Пермского края"
ИНН 5902198460, ОГРН 1065902044273
ООО "ССГ"
ИНН 7816491451, ОГРН 1107847200438