Решение №17/23721/17 Решение № 223ФЗ-281/17 от 10 апреля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-281/17

по результатам рассмотрения жалобы ИП Власика А.И. на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

05.04.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,

при участии представителей: <...>,

рассмотрев жалобу ИП Власика А.И. от 22.03.2017 № 50-03 на действия (бездействие) заказчика ООО «Сбербанк-Сервис» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание на условиях субподряда услуг по комплексному техническому обслуживанию устройств самообслуживания ПАО «Сбербанк» (извещение № 31704732881) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ИП Власика А.И. (далее - Заявитель) от 22.03.2017 № 50-03 (вх. 45414/17 от 29.03.2017) на действия (бездействие) заказчика ООО «Сбербанк-Сервис» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание на условиях субподряда услуг по комплексному техническому обслуживанию устройств самообслуживания ПАО «Сбербанк» (извещение № 31704732881) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ООО «Сбербанк-Сервис», утвержденным решением Единственного участника ООО «Сбербанк-Сервис» от 30.06.2014 № 6/2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

31.01.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации неправомерно установлены критерии сопоставления заявок предложений участников Конкурса.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 2 приложения № 5 к Документации при сопоставлении заявок предложений участников Конкурса оцениваются в том числе критерии: «Наличие опыта работы по техническому обслуживания устройств самообслуживания  на территории России за 3 квартал 2016 г.», «Наличие собственной сервисной сети,  складов для хранения ЗИП на обслуживаемой территории России», «Наличие на складе Участника достаточного количества ЗИП для оказания услуг по договору». При этом для подтверждения наличия указанного опыта работ участникам Конкурса необходимо представить в составе заявки копии первых и последних страниц договоров и актов оказанных услуг (к вышеуказанным договорам) по техническому обслуживанию устройств самообслуживания  за 3 квартал 2016 г., позволяющие идентифицировать указанные  параметры таких работ (допускается исключение/скрытие информации, являющейся коммерческой тайной организации). Учитывается количество устройств самообслуживания на SLM и FLM обслуживании.

Подпунктом 2 пункта 2 приложения № 5 Документации установлено, что при сопоставлении заявок предложений участников Конкурса по критерию «Наличие опыта работы по техническому обслуживания устройств самообслуживания  на территории России за 3 квартал 2016 г.» участникам Конкурса присваивается следующее количество баллов:

  • 0 баллов, если количество оборудования, обслуживаемого Участником за 3 квартал 2016г. – менее 9 000 шт.;

  • 20 баллов, если количество оборудования, обслуживаемого Участником за 3 квартал 2016г. – от 9 000 шт. до 15 000 шт..;

  • 50 баллов, если количество оборудования, обслуживаемого Участником за 3 квартал 2016г. – от 15 000 шт. до 30 000 шт.;

  • 1000 баллов, если Количество оборудования, обслуживаемого Участником за 3 квартал 2016г. – от 30 000 шт.

Вместе с тем, сопоставление предложений участников Конкурса по опыту выполнения работ за 3 квартал 2016 г. не может быть признано объективным, поскольку участнику Конкурса представившему соответствующий опыт выполненных работ, например за 2 квартал 2016 г. или за весь 2016 г. будет начислено 0 баллов, при этом отсутствие опыта выполненных работ в 3 квартале 2016 г. ограничивает количество участников закупки имеющих опыт выполненных работ по предмету Конкурса, за иные периоды.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России, представителями Заказчика не представлено доказательств о невозможности сопоставления предложений участников Конкурса, в случае предоставления опыта выполнения работ по предмету Конкурса за иной период.

Также, подпунктом 3 пункта 2 приложения № 5 Документации установлено, что для подтверждения наличия собственной сервисной сети, складов для хранения ЗИП на обслуживаемой территории России участникам Конкурса необходимо представить список зарегистрированных филиалов или обособленных подразделений участника, а также документы, подтверждающие факт регистрации. При этом Заказчиком при оценке по данному критерию начисляется следующее количество баллов:

  • 0 - 20 регионов, 0 баллов;

  • 21-34 регионов, 40 баллов;

  • 35-49 регионов, 80 баллов;

  • 50 регионов и более, 100 баллов.

Вместе с тем, в данном порядке оценки по критерию «Наличие на складе Участника достаточного количества ЗИП для оказания услуг по договору» отсутствует пропорциональная зависимость между подтвержденным количеством зарегистрированных филиалов или обособленных подразделений в составе заявки участника и начисляемым количеством баллов по данным критериям.

Кроме того, подпунктом 4 пункта 2 приложения № 5 Документации установлено, что для подтверждения наличия на складе участника достаточного количества ЗИП для оказания услуг по договору участнику Конкурса необходимо представить копию выписки из бухгалтерского баланса за последний отчетный период по строке «Запасы» (№1210) в разделе «Оборотные активы» с электронной отметкой извещения о вводе сведений в налоговый орган, а также ведомость остатков на 30.12.2016 за подписью руководителя организации, подтверждающую сумму остатков по ЗИП для ремонта УС.

Вместе с тем, из формулировки указанного критерия следует, что Заказчиком оценивается фактическое наличие на складе участника Конкурса запасных частей, при этом соответствие указанному критерию подтверждается состоянием оборотных активов, что не подтверждает соответствие участника указанному критерию, так как подтверждение финансовой устойчивости не может подтверждать наличие запасных частей на скале участника Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки и сопоставления заявок участников, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

      • Пунктами 7.6, 7.7, 7.8 Документации установлены следующие требования к победителю Конкурса:

  • победитель Конкурса до момента заключения договора обязан подтвердить фактическое наличие у него автоматизированной системы регистрации и учета исполнения заявок, а также возможности провести интеграцию данной системы с учетной системой HP OV Service Desk Заказчика и предоставления удаленного доступа к системе сотрудникам Заказчика. В противном случае такой Победитель признается уклонившимся от заключения договора.

  • победитель Конкурса до момента заключения договора обязан подтвердить фактическое наличие у него диспетчерской службы с количеством диспетчеров не менее 8 человек, работающей в круглосуточном режиме (24*7).

  • победитель Конкурса до момента заключения договора обязан подтвердить фактическое наличие у него сертифицированного персонала по работе с ПО TellME в количестве не менее 14 человек.

В случае не подтверждения соответствия указанным требованиям, победитель Конкурса признается уклонившимся от заключения договора.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки или до подписания договора указанных производственных мощностей и квалифицированного персонала, договоров и подтверждающих документов, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие производственные мощности и персонал могут быть привлечены участником Конкурса после подписания договора, в случае признания такого участника победителем Конкурса, а напротив налагают дополнительные финансовые обязательства на участника Конкурса для целей принятия участия в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования противоречат 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Пунктом 8.1 Документации установлено, что в ходе проверки соответствия заявки участника установленным требованиям, после проведения Конкурса, Заказчик может запросить у участников Конкурса разъяснения их конкурсных заявок. Предоставленные Участником разъяснения не должны изменять суть заявки.

Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика. Кроме того, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование противоречат 1.2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно пункту 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Пунктом 2.1 таблицы 1.1.2 Документации установлено, что в объем работ входит, в том числе восстановление работоспособности  (ремонт) УС: деталей и узлов УС, вышедших из строя, включая регулировку и замену деталей вышедших из строя (стоимость замененных деталей входит в стоимость обслуживания), обеспечение работоспособности штатных датчиков УС и переустановка ПО, предоставленного Заказчика, в случае его сбоя, выявленного в ходе ремонта. Стоимость деталей включена в стоимость обслуживания.

Вместе с тем, из Документации не представляется возможным определить конкретный объем работ, выполняемый исполнителем по результатам закупки, поскольку в Документации указано ориентировочное количество оборудования требующего техническое обслуживание, а также в ЕИС не размещена дефектная ведомость, позволяющая участникам Конкурса рассчитать стоимость и объем работ по техническому обслуживанию оборудования исходя из общего перечня составных частей оборудования.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика подтвердил отсутствие в ЕИС указанной дефектной ведомости.

Таким образом, Заказчиком не установлен объем работ по техническому обслуживанию оборудования по предмету Конкурса, что не позволяет объективно сформировать заявку участникам Конкурса, что нарушает пункт 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      • Признать жалобу ИП Власика А.И. от 22.03.2017 № 50-03 (вх. 45414/17 от 29.03.2017) на действия (бездействие) заказчика ООО «Сбербанк-Сервис» при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание на условиях субподряда услуг по комплексному техническому обслуживанию устройств самообслуживания ПАО «Сбербанк» (извещение № 31704732881) обоснованной.

      • Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 3, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 05.04.2017 № 223ФЗ-281/17.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказ ФАС России материалы дела от 05.04.2017 № 223ФЗ-281/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны