Решение №17/27470/18 Решение № 223ФЗ-242/18 от 17 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-242/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Финанс-Абсолют» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

12.04.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Финанс-Абсолют» от 05.04.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ГК «Агентство по страхованию вкладов» при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг организатора процедур по реализации активов Агентства, приобретенных в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков (извещение № 31806287858) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Финанс-Абсолют» (далее - Заявитель) от 05.04.2018 б/н (вх. 51388/18 от 05.04.2018) на действия (бездействие) заказчика ГК «Агентство по страхованию вкладов» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг организатора процедур по реализации активов Агентства, приобретенных в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков (извещение № 31806287858) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов», утвержденным решением Совета директоров Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 07.12.2011 (протокол № 4, раздел X, с изменениями) (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:

      • Извещение о проведении Запроса предложений, документация о проведении Запроса предложений (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 26.03.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора — 690 000 000 рублей;

      • Дата окончания подачи заявок — 06.04.2018;

      • Дата рассмотрения заявок17.04.2018.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

  • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о нахождении участника закупки в перечне юридических лиц для организации от имении Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2010 № 1874-р (далее - Перечень);

  • Заказчиком в Документации неправомерно установлен порядок оценки заявок участников закупки.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о нахождении участника закупки в Перечне.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 3 Положения о закупке.

Подпунктом 5 пункта 17 Информационной карты Документации установлено требование к участникам Запроса предложений: «Участник должен состоять в перечне юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1874-р (далее – Перечень). (Наличие Участника в Перечне проверяется Агентством в открытых источниках информации)».

В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 № 894-р «Об утверждении Методических рекомендаций по выявлению и реализации непрофильных активов» (далее — Распоряжение № 894-р) государственным корпорациям, государственным компаниям и акционерным обществам, доля участия Российской Федерации в уставных капиталах которых превышает 50 процентов, а также их дочерним обществам рекомендовано руководствоваться методическими рекомендациями по выявлению и реализации непрофильных активов при проведении работы по выявлению и отчуждению активов, не используемых в их основных (уставных) видах деятельности (далее - Методические рекомендации).

Согласно пункту 13 Методических рекомендаций в целях обеспечения конкурентного характера возмездного отчуждения непрофильных активов их продажу рекомендуется осуществлять по результатам проведения конкурентных процедур с соблюдением принципов публичности, открытости, прозрачности, конкурентности и возмездности.

Продажу непрофильных активов рекомендуется проводить в соответствии со статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. При выборе организатора торгов (специализированной организации) для возложения на него функций по поиску покупателей и организации продажи актива на торгах рекомендуется руководствоваться Перечнем, а также перечнем юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 № 2488-р «Об утверждении перечня юридических лиц для организации продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме».

Вместе с тем, Перечень является закрытым и состоит из 23 организаций. При этом Законом о закупках не установлены ограничения в отношении участников закупок на право проведения торгов по реализации непрофильных активов в электронной форме.

Кроме того, имущество Заказчика не является федеральным и муниципальным имуществом.

Также на заседании Комиссии ФАС России представителем Заказчика не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности надлежащего исполнения договора, заключаемого по результатам Запроса предложений, участником, не поименованном в Перечне.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлен порядок оценки заявок участников закупки, поскольку указанный порядок оценки предоставляет преимущественные условия АО «Российский аукционный дом».

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 26 Информационной карты Документации установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений, критерии оценки и сопоставления заявок, величины значимости таких критериев, в том числе по критериям: «Опыт Участника», «Квалификация Участника», «Количество филиалов и (или) представительств и (или) иных  обособленных подразделений Участника в федеральных округах РФ, в которых расположены активы» и «Размер уставного капитала Участника».

Согласно пункту 26.2 Информационной карты Документации рейтинг по критерию оценки заявок представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки заявки по соответствующему критерию, скорректированную на коэффициент значимости критерия. Для оценки Заявок по каждому критерию оценки Заявок используется стобалльная шкала.

Пунктом 26.8 Информационной карты Документации установлено, что порядок оценки по критерию «Опыт Участника» определяется как сумма оценок в баллах, присужденных Заявке по всем подкритериям данного критерия оценки Заявок и рассчитывается по следующей формуле:

ОУi = (о1 + о2 + о3), где:

ОУi – количество баллов, присуждаемых i-й Заявке по критерию оценки Заявок «Опыт Участника»;

о1, о2, о3 – количество присужденных баллов по соответствующему подкритерию данного критерия оценки заявок.

 

Наименование подкритерия

Документы, представление которых необходимо для оценки Заявки Участника по подкритерию

Количество баллов, которое может быть присвоено Заявке по подкритерию

о1

Количество лет (исчисляется по правилам ГК РФ до даты подачи Заявки. Дата подачи Заявки для этих целей является датой последнего года срока) оказания Участником услуг в области организации и проведения торгов, в том числе на электронной площадке (подтверждается предоставлением копий заключенных договоров и актов сдачи-приемки (и (или) аналогичных им) оказанных услуг на организацию и проведение торгов.

Опыт будет считаться подтвержденным, если будет представлено не менее 2 договоров и актов сдачи-приемки (и (или) аналогичных им) оказанных услуг к ним за каждый подтверждаемый год)

 

 

Документы, в соответствии с требованиями подпункта «а» подпункта 7 подпункта 27.2 пункта 27 главы 2.2 раздела II документации

менее 3 лет подтвержденного опыта – 0 баллов;

от 3 до 5 лет подтвержденного опыта – 20 баллов;

более 5-ти лет подтвержденного опыта и более – 35 баллов

 

о2

Количество лет (исчисляется по правилам ГК РФ до даты подачи Заявки. Дата подачи заявки для этих целей является датой последнего года срока) оказания Участником услуг в области организации и проведения торгов с привлечением электронной площадки,

Опыт будет считаться подтвержденным, если будет представлена справка, содержащая ссылки на 2 и более объявлений о проведении торгов с привлечением электронной площадки за каждый подтверждаемый год

Документы, в соответствии с требованиями подпункта «б» подпункта 7 подпункта 27.2 пункта 27 главы 2.2 раздела II документации

менее 5 лет подтвержденного опыта – 0 баллов;

5 и более лет подтвержденного опыта – 30 баллов

о3

Наличие у Участника опыта организации и проведения торгов имуществом акционерных обществ с государственным участием и (или) государственных корпораций за 12 месяцев (исчисляется по правилам ГК РФ до даты подачи Заявки. Дата подачи Заявки для этих целей является датой последнего месяца срока), предшествующих дате окончания срока подачи Заявок.

Опыт будет считаться подтвержденным, если будет представлена справка, содержащая информацию о наличии у Участника опыта организации и проведения торгов имуществом акционерных обществ с государственным участием и (или) государственных корпораций (с указанием данных заказчиков в Справке)

Документы, в соответствии с требованиями подпункта «в» подпункта 7 подпункта 27.2 пункта 27 главы 2.2 раздела II документации

при отсутствии подтвержденного опыта – 0 баллов;

при наличии подтвержденного опыта – 35 баллов

 

Аналогичный порядок оценки установлен по критериям «Квалификация Участника», «Количество филиалов, представительств и (или) иных обособленных подразделений Участника в федеральных округах РФ, в которых расположены активы» и «Размер уставного капитала Участника».

На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика представил материалы и сообщил, указанный в Документации порядок оценки заявок участников закупки установлен в соответствии с Положением о закупках.

При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и сообщил, что согласно проведенному анализу на основании сведений из ЕИС, АО «Российский аукционных дом» является лидером по нестоимостным критериям оценки Документации.

Вместе с тем, сведения из ЕИС об участниках рынка реализации имущества не могут быть признаны исчерпывающими, поскольку сведения о таких участниках могут быть опубликованы в других информационных источниках и не дублироваться со сведениями в ЕИС.

Учитывая изложенное, в отсутствие иных доказательств Заявителя, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Финанс-Абсолют» (ИНН: 7725731610, ОГРН: 1117746640880) от 05.04.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ГК «Агентство по страхованию вкладов» (ИНН: 7708514824, ОГРН: 1047796046198) при проведении запроса предложений на право заключения договора на оказание услуг организатора процедур по реализации активов Агентства, приобретенных в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства банков (извещение № 31806287858) обоснованной в части неправомерного требования о нахождении участника закупки в Перечне.

      • Признать заказчика ГК «Агентство по страхованию вкладов» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 12.04.2018 № 223ФЗ-242/18.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "Финанс-Абсолют"
ИНН 7725731610, ОГРН 1117746640880
ГК "Агентство по страхованию вкладов"
ИНН 7708514824, ОГРН 1047796046198