Решение №17/28389/18 Решение № 223ФЗ-255/18 от 19 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 223ФЗ-255/18 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

 

16.04.2018 Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Томах М.С.,

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «ЯнтарьСервисБалтик» от 10.04.2018 № 51 на действия (бездействие) конкурсной комиссии АО «Международный аэропорт «Уфа» при проведении АО «Международный аэропорт «Уфа», Министерством экономического развития Республики Башкортостан конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение работ по объекту «Реконструкция аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий АО «Международный аэропорт «Уфа». 1 этап» (Реконструкция АВК ВВЛ. 1 этап) (извещение № 0101200009518000365) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЯнтарьСервисБалтик» (далее — Заявитель) от 10.04.2018 № 51 (вх. 54099-ЭП/18 от 10.04.2018) на действия (бездействие) конкурсной комиссии АО «Международный аэропорт «Уфа» (далее — Конкурсная комиссия) при проведении АО «Международный аэропорт «Уфа» (далее — Заказчик), Конкурсной комиссией, Министерством экономического развития Республики Башкортостан (далее — Уполномоченный орган) конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение работ по объекту «Реконструкция аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий АО «Международный аэропорт «Уфа». 1 этап» (Реконструкция АВК ВВЛ. 1 этап) (извещение № 0101200009518000365) (далее — Конкурс, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:

      • извещение о проведении Конкурса, конкурсной документация (далее — Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 28.02.2018;

      • начальная (максимальная) цена договора — 2 072 744 090,00 рублей;

      • дата окончания подачи заявок — 22.03.2018;

      • дата рассмотрения заявок — 05.04.2018.

Согласно пункту 9 Документации источником финансирования закупки являются:

Собственные и заемные средства: 1 572 744 090,00 руб;

Бюджетные инвестиции: 500 000 000,00 руб.

Как следует из Жалобы, при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:

      • Конкурсной комиссией Заказчика принято неправомерное решение о признании заявки ООО «Стройнефть» соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Документации по результатам проведения предквалификационного отбора;

      • Конкурсной комиссией Заказчика принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Конкурсе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, действовали в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу жалобы, Конкурсной комиссией Заказчика принято неправомерное решение о признании заявки ООО «Стройнефть» соответствующей единым и дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Документации по результатам проведения предквалификационного отбора.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.

Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.

В соответствии с часть 6 статьи 56 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.

Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 и № 2 к Постановлению Правительства № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к списку дополнительных требований, установленных Постановлением № 99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Также пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

  • копия исполненного контракта (договора);

  • копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

  • копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В пункте 12.1 Документации к участникам закупки установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением № 99.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 05.04.2018 б/н (далее — Протокол) заявка ООО «Стройнефть» признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и требованиям Документации.

В результате изучения заявки ООО «Стройнефть», Комиссией ФАС России установлено, что ООО «Стройнефть» в качестве подтверждения наличия опыта ранее исполненного контракта (договора) представлен государственный контракт от 27.09.2016 № 21/ВР-2016 на выполнение работ по объекту «Строительство пассажирского терминала аэропортового комплекса г. Саранска» (далее - Контракт) на сумму 149 059 830,51 рублей. При этом установлено, что в составе заявки представлены дополнительные соглашения №№ 3, 5 к Контракту (далее — Дополнительные соглашения) согласно которым контрактная цена увеличена до 487 008 206,83 рублей. Иные дополнительные соглашения к Контракту в составе заявки не представлены.

Таким образом, учитывая, что приложения к договору являются неотъемлемой частью такого договора, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что ООО «Стройнефть» в подтверждение соответствия дополнительным требованиям, согласно Постановлению № 99, представлена копия контракта не в полном объеме, что свидетельствует о неподтверждении наличия опыта выполнения работ.

При этом, согласно пункту 8 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается, в том числе, информация об изменении контракта с указанием условий контракта, которые были изменены.

Вместе с тем, согласно сведений ЕИС Дополнительные соглашения не внесены в реестр контрактов.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании заявки участника закупки ООО «Стройнефть» соответствующей дополнительным требованиям, установленным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и Конкурсной документации по результатам проведения предквалификационного отбора, не соответствуют части 2 статьи 53 и нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.

      • Согласно доводу Жалобы, Конкурсной комиссией Заказчика принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Конкурсе в связи с несоответствием показателей требованиям Документации, что по мнению Заявителя, свидетельствует о неисполнении Заказчиком предписания ФАС России от 19.03.2018 № 223ФЗ-179/18.

Пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

Подпунктом 2 пункта 21 Документации установлено, что заявка на участие в Конкурсе должна содержать предложение участника Конкурса в отношении объекта закупки.

При этом указано: «Участник закупки должен подготовить и предоставить один оригинальный экземпляр заявки на участие в конкурсе по Форме № 2 «Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием» (далее — Форма № 2).

Согласно пункту 4 Формы № 2 предложения установлено: «Предложения, приведенные в пункте 4 настоящей заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, являются неотъемлемой частью настоящей заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием:

    • Приложение «ПРЕДЛОЖЕНИЕ О КАЧЕСТВЕННЫХ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ», оформляемое в соответствии с формой 4 приложения № 2 к документации конкурса с ограниченным участием на ____стр. на ____стр».

В соответствии с Техническим заданием Документации приложение № 2 к Документации содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям «Выполнение работ по объекту: «Реконструкция аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий АО «Международный аэропорт «Уфа». 1 этап» (Реконструкция АВК ВВЛ. 1 этап)» (далее — Приложение № 2).

Пунктом 1 Приложения № 2 установлены требования к блоку аварийного питания: «Должен быть предназначен для использования в светодиодном светильнике с целью создания аварийного освещения при аварийном отключении сетевого напряжения. Должен осуществлять питание светодиодов или светодиодных сборок в светильниках от аккумуляторной батареи. Аккумуляторная батарея должна входить в комплект поставки. Расположение блока: может быть встроен в светильник, может располагаться рядом со светильником. Блок должен быть использован для построения аварийного светильника постоянного и непостоянного действия. Номинальное напряжение питания должно быть: 230 В/50Гц. Мощность питания светодиодов в аварийном режиме не менее, в Вт: 3,5. Диапазон напряжения питания светодиодов в аварийном режиме должен быть шире чем, в В: от 10 до 30. Максимальный ток коммутации сетевого питания светильника, в А: не ниже 2. Должен иметь класс защиты не ниже II.  Потребляемый ток в дежурном режиме*: >28 mA. Диапазон допустимой температуры эксплуатации должен быть не уже чем, в ºС: от 0 до +50. Должен обеспечивать работу в автономном режиме* , в ч: более 4. Время полной зарядки аккумуляторной батареи, в ч: не должно быть более 24. Диапазон сечения подсоединяемого кабеля должен быть не уже чем от 0,5 до 1,5 мм. Срок службы должен быть не менее 8 лет».

В соответствии с Протоколом Заявителю отказано в допуске к участию в Конкурсе в связи с тем, что предложение Заявителя, содержащее показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям не соответствует требованиям Заказчика.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявки участников Конкурса и сообщил, что по пункту 1 Приложения № 2 Заявителем указано: «Диапазон напряжения питания светодиодов в аварийном режиме должен быть шире чем, в В: от 10 до 30; Потребляемый ток в дежурном режиме*: >28 mA; Должен обеспечивать работу в автономном режиме*, в ч: более 4», при этом не указаны сведения о диапазоне допустимой температуры эксплуатации, что не соответствует требования Технического задания Документации.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что предписание ФАС России от 19.03.2018 № 223ФЗ-179/18 (далее - Предписание) исполнено в полном объеме.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, свидетельствующих о соответствии представленной заявки требованиям Документации, а также о неисполнении Заказчиком Предписания.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Решением комиссии ФАС России от 19.03.2018 № 223ФЗ-179/18 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса выявлено нарушение части 1 статьи 20, части 3 статьи 56, части 6 статьи 31, части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении порядка проведения обязательных общественных обсуждений, нарушении порядка разъяснения положений Документации, в установлении ненадлежащих требований к содержанию состава заявки на участие в Конкурсе, установлении неправомерных положений проекта договора Документации.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ЯнтарьСервисБалтик» (ИНН: 3906221283, ОГРН: 1103925022948) от 10.04.2018 № 51 на действия (бездействие) конкурсной комиссии АО «Международный аэропорт «Уфа» при проведении АО «Международный аэропорт «Уфа», Министерством экономического развития Республики Башкортостан конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение работ по объекту «Реконструкция аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий АО «Международный аэропорт «Уфа». 1 этап» (Реконструкция АВК ВВЛ. 1 этап) (извещение № 0101200009518000365) обоснованной в части неправомерного признании заявки ООО «Стройнефть» соответствующей требования Документации.

      • Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 3 статьи 56, части 6 статьи 31, части 4 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      • Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      • Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 16.04.2018 № 223ФЗ-255/18 .

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ООО «Юридическая фирма Городисский и партнеры» г. Краснодар
ИНН 1111111111, ОГРН 1090107001082
АО "Международный аэропорт "Уфа"
ИНН 0274108180, ОГРН 1060274000192
ООО "ЯнтарьСервисБалтик"
ИНН 3906221283, ОГРН 1103925022948