Решение №17/29488/14 Решение по результатам рассмотрения жалобы ИП В.А. Бедаревой от 22 июля 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-86/14

по результатам рассмотрения жалобы ИП В.А. Бедаревой на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

 

18.07.2014                                                                                                       г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <....>

рассмотрев жалобу ИП В.А. Бедаревой на действия заказчика ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» при проведении запроса предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ИП В.А. Бедаревой (далее – Заявитель) (вх. № 63204-ф/14 от 09.07.2014) на действия заказчика ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124) (далее – Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, лицами, поименованными в части 2 статьи 1 Закона о закупках, в том числе, унитарными предприятиями.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Регламентом закупочной деятельности ООО «УК «РОСНАНО», утвержденным Внеочередным общим собранием  участников  ООО «УК «РОСНАНО» (протокол от 15.02.2014 №3) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

03.07.2014 на официальном сайте размещено извещение о проведении Запроса предложений и документация о Запросе предложений (далее – Документация).

Из жалобы следует, что при проведении Запроса предложений были нарушены законные права и интересы Заявителя в части установления в Документации требований к участникам Запроса предложений, а также к услугам, являющимся предметом Запроса предложений, которые по мнению Заявителя, противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц  и необоснованно ограничивают количество потенциальных  участников Запроса предложений.

Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, определенные положением о закупке, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 11.5.3 Положения о закупке организатор закупки вправе установить дополнительные квалификационные требования к участникам закупок, в том числе: требования к наличию опыта выполнения аналогичных проектов (к примеру, количество ранее выполненных договоров аналогичных по объему поставки товаров, по видам оказываемых услуг), в том числе за определенный промежуток времени; требование к наличию трудовых ресурсов (наличие в штате (или на основе договоров гражданско-правового характера) специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы данных специалистов в указанной области, и т.п.).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2.1.3 Документации участник Запроса предложений должен располагать необходимыми профессиональными знаниями и опытом, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, производственные, трудовые), обладать управленческой компетентностью, опытом и репутацией.

Пунктом 2.2.1.1 Документации установлено, что для подтверждения соответствия требованиям, указанным в подпункте «б» пункта 2.1.3 Документации, участник Запроса предложений должен лично:

a) обладать опытом по оказанию юридических консультационных услуг в сфере антимонопольного законодательства (включая опыт взаимодействия с Федеральной антимонопольной службой России не менее 5 лет) крупным холдинговым структурам и компаниям, занимающим ведущее положение в своих отраслях, и имеющих консолидированную выручку не менее 1 млрд. руб. за 2013 год;

б) иметь в штате не менее 10 специалистов, имеющих высшее юридическое образование.

Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к закупаемым товарам, работам, услугам требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем предлагаемым участниками закупки товарам, работам, услугам.

При этом, Закон о закупках, иные нормативные правовые акты, принятые в его реализацию, не содержат требований к порядку формирования заказчиком требований к участникам закупки.

При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках, и положения о закупках заказчика.

Вместе с тем, Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение Заказчиком порядка проведения процедуры Запроса предложений в части установления в Документации требований, не предусмотренных Положением о закупке, либо предъявления требования, указанного в подпункте «б» пункта 2.1.3 Документации, не в равной степени ко всем участникам Запроса предложений.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе путем создания участнику запроса предложений или нескольким участникам запроса предложений преимущественных условий участия в запросе предложений.

Порядок рассмотрения заявлений, материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства, в том числе положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, а также порядок принятия мер антимонопольного реагирования в случае установления таких признаков предусмотрен главой 9 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Таким образом, у Комиссии ФАС России отсутствуют правовые основания в рамках рассмотрения жалобы в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, рассмотреть жалобу в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

2. Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сроки (периоды) оказания услуги, являющихся предметом закупки.

В соответствии с пунктом 2 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Документации (далее – Техническое задание), исполнитель должен обеспечить получение решений ФАС России по результатам рассмотрения ходатайства в срок не более чем через 30 календарных дней с момента подачи ходатайства в ФАС России.

При этом, исходя из требований  пункта 4 Технического задания, если договором, заключаемым по итогам Запроса предложений (далее – договор), и/или дополнительным соглашением к Договору и/или письменным запросом Заказчика не предусмотрено иное, срок исполнения услуг по одному запросу на оказание услуги по согласованию сделок в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции не должен превышать 45 (сорока пяти) дней с даты получения запроса – для подготовки и выполнения комплекса мероприятий, результатом которых является получение предварительного согласия ФАС России на совершение сделок, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Результатом оказанных услуг является получение положительного решения ФАС России по результатам рассмотрения ходатайства или предоставление заключения об отсутствии необходимости в предварительном согласовании сделки с ФАС России (пункт 5 Технического задания).

Исходя из совокупного толкования пунктов 2, 4, 5 Технического задания лицу, с которым заключается Договор, надлежит в течение пятнадцати дней обеспечить подготовку ходатайства для подачи его в ФАС России и в течение тридцати дней получить решение ФАС России об удовлетворении такого ходатайства.

Государственный контроль сделок, иных действий в отношении активов российских финансовых организаций и находящихся на территории Российской Федерации основных производственных средств и (или) нематериальных активов либо в отношении голосующих акций (долей), прав в отношении российских коммерческих и некоммерческих организаций, а также иностранных лиц и (или) организаций, осуществляющих поставки товаров на территорию Российской Федерации в сумме более чем один миллиард рублей в течение года, предшествующего дате осуществления сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, осуществляется по правилам главы 7 закона о защите конкуренции (часть 1 статьи 26.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о защите конкуренции в течение тридцати дней с даты получения ходатайства, предусмотренного статьей 32 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан рассмотреть это ходатайство и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении с указанием мотивов его принятия

При этом, согласно части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган может принять, в том числе:

решение о продлении срока рассмотрения ходатайства в связи с необходимостью его дополнительного рассмотрения, а также получения дополнительной информации для принятия предусмотренного пунктами 1, 3, 4 и 5 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции решения по результатам рассмотрения ходатайства, если установлено, что заявленные в ходатайстве сделка, иное действие могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц);

решение о продлении срока рассмотрения ходатайства о даче согласия на слияние коммерческих организаций и (или) некоммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации и (или) некоммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций и (или) некоммерческих организаций, создание коммерческой организации в случаях, указанных в статье 27 Закона о защите конкуренции, либо на осуществление сделки, предусмотренной статьями 28 и 29 Закона о защите конкуренции, в связи с определением условий, после выполнения которых заявителем и (или) иными участвующими в таких слиянии, присоединении, создании, осуществлении сделки лицами антимонопольный орган принимает решение об удовлетворении этого ходатайства, и определением срока выполнения таких условий, который не может превышать девять месяцев. Такие условия являются неотъемлемой частью решения о продлении срока рассмотрения этого ходатайства;

решение о продлении срока рассмотрения ходатайства в случае, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, подлежат предварительному согласованию в соответствии с Федеральным законом от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (далее - Закон о порядке осуществления иностранных инвестиций), до дня принятия решения в отношении такой сделки, такого иного действия в соответствии с Законом о порядке осуществления иностранных инвестиций;

решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия) или если при рассмотрении представленных документов антимонопольный орган обнаружит, что информация, содержащаяся в них и имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, либо если заявителем по ходатайству не представлены имеющиеся у него и запрошенные антимонопольным органом сведения, при отсутствии которых не может быть принято решение об ограничении конкуренции или об отсутствии ограничения конкуренции по рассматриваемому ходатайству.

Решение, принимаемое ФАС России в рамках осуществления контроля за экономической концентрацией, зависит от существа и последствий правоотношений, возникающий при совершении сделки, в отношении которой подается ходатайство.

Таким образом, подача ходатайства,  документов и сведений, представляемых в соответствии с частью 5 статьи 32 Закона о защите конкуренции одновременно с ходатайством, надлежащим образом и в полном объеме не гарантирует получение решения ФАС России об удовлетворении ходатайства.

Кроме того, пунктами 2.18, 2.19 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 342 (далее – Регламент №342), установлено, что общий срок исполнения указанной государственной функции не может превышать:

3 месяца и исчисляется со дня представления ходатайства и материалов в антимонопольный орган, при условии продления срока по основаниям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 3.55 Регламента №342;

9 месяцев и исчисляется со дня представления ходатайства и материалов в антимонопольный орган, при условии продления срока по основаниям, предусмотренным подпунктом 3 пункта 3.55 Регламента №342.

В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС РФ от 20.09.2007 № 294 (далее – Регламент №294), срок рассмотрения ходатайства может быть продлен по решению антимонопольного органа не более чем на два месяца.

Учитывая требования части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, пунктов 2.18, 2.19 Регламента №342, пункта 3.34 Регламента №294, срок рассмотрения ходатайства может быть продлен, что делает невозможным исполнение требований пунктов 4, 5 Технического задания.

Таким образом, установление требований, указанных в пунктах 4, 5 Технического задания, ограничивает круг потенциальных участников Запроса предложений. 

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 11.2.3 Положения о закупке устанавливаемые требования к продукции (товары, работы, услуги, иные объекты гражданских прав, приобретаемые Заказчиком на возмездной основе) должны быть четкими, ясными, понятными, однозначными и полными. Требования к закупаемой продукции должны быть согласованы с требованиями в проекте договора и с порядком выбора лучшего предложения, либо победителя закупочной процедуры, прежде всего критериями выбора лучшего предложения, либо победителя. Запрещается устанавливать необоснованные действительными потребностями Заказчика требования к продукции, которые ограничивают круг соответствующих товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав или круг потенциальных участников закупочной процедуры.

Учитывая изложенное, установление требований, указанных в пунктах 4, 5 Технического задания, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 11.2.3 Положения о закупке, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями Порядка Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Передать материалы по жалобе ИП В.А. Бедаревой (вх. № 63204-ф/14 от 09.07.2014) на действия заказчика ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» при проведении запроса предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124) для принятия соответствующих мер антимонопольного реагирования в части довода ИП В.А. Бедаревой об установлении в документации о данной закупочной процедуре требований к участникам закупки, ограничивающих количество участников запроса предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124), в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 №339.

2. Признать жалобу ИП В.А. Бедаревой (вх. № 63204-ф/14 от 09.07.2014) на действия заказчика ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» при проведении запроса предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124) обоснованной в части установления в документации о данной закупочной процедуре противоречащих требованиям законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к услугам, являющихся предметом запроса предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124).

3. Признать ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Выдать ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

  

 

ПРЕДПИСАНИЕ

223ФЗ-86/14

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

 

«18» июля 2014 г.                                                                                     г. Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ,

на основании решения от 18.07.2014 № 223ФЗ-86/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ИП В.А. Бедаревой (вх. № 63204-ф/14 от 09.07.2014) на действия заказчика ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» при проведении запроса предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124), руководствуясь частями 17,  20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

П Р Е Д П И С Ы В А Е Т:

 

1. ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» в срок не позднее не позднее чем в течение трех дней со дня выдачи настоящего предписания, вернуть участникам запроса предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124) ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в запросе предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124).

2. ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» в срок не позднее 04.08.2014  внести изменения в документацию о запросе предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124) с учетом решения от 18.07.2014 № 223ФЗ-86/14, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ИП В.А. Бедаревой (вх. № 63204-ф/14 от 09.07.2014) на действия заказчика ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» при проведении запроса предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124).

3. ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» продлить срок подачи заявок на участие в запросе предложений на оказание юридических услуг по анализу сделок на предмет недопущение ограничения конкуренции и нарушения антимонопольного законодательства, подготовка и подача документов в ФАС РФ для согласования сделок в соответствии с требованиями ФЗ «О защите конкуренции» (388893) (извещение № 31401312124) в соответствии с требованиями Регламента закупочной деятельности ООО «УК «РОСНАНО», утвержденным Внеочередным общим собранием  участников  ООО «УК «РОСНАНО» (протокол от 15.02.2014 №3).

4. ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» не позднее чем в течение трех дней со дня совершения действий, указанных в пунктах 2, 3 настоящего предписания, разместить информацию о совершении действий, указанных в пунктах 2, 3 настоящего предписания, на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru).

5. ООО «Управляющая компания «РОСНАНО» в срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пунктах 1-4 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны