Решение №17/29837/17 Решение 328/17 от 3 мая 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ- 328/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Восходъ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

14.04.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,

при участии представителей: <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Восходъ» от 05.04.2017 № 09-34983 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС», АО «ЦИУС ЕЭС», организатора АО «ЭССК ЕЭС» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР и поставку оборудования по титулу: «Расширение ПС 500 кВ Старый Оскол. Установка АТ-5 500/110 кВ. Технологическое присоединение электроустановок ОАО «Стойленский ГОК». Корректировка» для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра (извещение № 31704866608), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Восходъ» (далее — Заказчик) от 05.04.2017 № 09-34983 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС» (далее - Заказчик), организатора АО «Энергостройснабкомплект ЕЭС» (далее - Организатор) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР и поставку оборудования по титулу: «Расширение ПС 500 кВ Старый Оскол. Установка АТ-5 500/110 кВ. Технологическое присоединение электроустановок ОАО «Стойленский ГОК». Корректировка» для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра (извещение № 31704866608) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «ФСК ЕЭС», утвержденным решением Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС» от 09.01.2017 № 352 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

07.03.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • В составе Документации проектно-сметная документация размещена не в полном объеме.

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций.

      • Заказчиком не установлены технические характеристики к материально-техническим ресурсам.

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о том, что участник должен выполнять не менее 30% монтажных работ собственными силами.

      • Документация не содержит в полном объеме информацию о месте и дате рассмотрения заявок и подведения итогов по результатам закупки.

      • Документация неправомерно содержит требование о представлении в составе заявки комфортного письма.

      • Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении участником закупки двух видов обеспечения заявки одновременно.

      • Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении в составе заявки участника закупки свидетельства на допуск выданного саморегулируемой организацией (далее — СРО) на генерального подрядчика, и отдельные виды работ.

      • Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении гарантийного письма от производителя по форме 12.

      • Заказчиком неправомерно установлены избыточные требования в проекте договора об обязательном страховании строительно-монтажных рисков.

      • Заказчиком неправомерно установлены избыточные требования к страховой организации, с которой при поставке Поставщик заключает договор страхования.

Представители Заказчика, Организатора с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. 

      • Согласно доводу Заявителя в составе Документации проектно-сметная документация размещена не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса   (далее - ГрК РФ) Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является выполнение СМР, ПНР и поставку оборудования по титулу: «Расширение ПС 500 кВ Старый Оскол. Установка АТ-5 500/110 кВ. Технологическое присоединение электроустановок ОАО «Стойленский ГОК» Корректировка» для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра.

При этом Заказчиком проектно-сметная документация не размещена в ЕИС.

Указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о предоставлении участником закупки в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций.

В соответствии с пунктом 4.7.9 Положения о закупке требования к участникам закупки устанавливаются Документацией.

Согласно подпункту 9 пункта 2.4.1.2 Документации участник закупки должен подготовить заявку, включающую, в том числе документы, подтверждающие правоспособность, финансовую устойчивость, квалификацию участника конкурса (в соответствии с пунктом 2.3.2. настоящей Документации).

Пунктом 2.3.2.2 Тома 1 Документации установлено, что  документами, подтверждающими финансовую устойчивость участника Конкурса являются оригиналы или нотариально заверенные копии: справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней № ММВ-7-8/378@, выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (код по классификатору налоговой документации 1120101); справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@ , выданной соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок (код по классификатору налоговой документации 1160080)   (далее — Справки из налогового органа).

Вместе с тем, требование о предоставлении  в составе заявки оригиналов или нотариально заверенных копии Справок из налогового органа накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган, а также указанные справки не являются подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору заключаемого по результатам закупки.

Учитывая изложенное, действия Заказчика выразившиеся в установлении в Документации требования о предоставлении указанных выше справок в составе заявки участника, противоречат подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком не установлены технические характеристики к материально-техническим ресурсам.

Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с 6.3.2.12 Положения о закупке должна содержать, в том числе критерии и порядок оценки.

Согласно пункту 2.9.1.6 Тома 1 Документации оценка заявок включает отборочную стадию и оценочную стадию .

Пунктом 2.9.3.2 Тома 1 Документации установлено, что в рамках оценочной стадии закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, исходя из следующих критериев (включая подкритерии)  и их весовых коэффициентов: цена заявки (рейтинг по критерию стоимости) — весовой коэффициент 0,6, опыт выполнения работ, соответствующих предмету договора — весовой коэффициент 0,16, наличие квалифицированных кадровых ресурсов весовой коэффициент 0,12, наличие МТРиО весовой коэффициент 0,12.

По критерию «Наличие МТРиО» установлен конкретный перечень материально-технических ресурсов, которые подлежат оценки.

При этом на заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика, Организатора пояснили, что участник вправе представить любую марку, любые иные технические характеристик МТР, так как оцениваться будет исключительно количественный показатели.

Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явились, а также не представили надлежащих документов свидетельствующих, о том, что Заказчиком неправомерно не установлены технические характеристики к материально-техническим ресурсам.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Из довода Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о том, что участник должен выполнять не менее 30% монтажных работ собственными силами.

Пунктом 2.3.3.2 Тома 1 Документации установлено, что участник Конкурса должен выполнять не менее 30% монтажных работ c использованием собственных ресурсов (включая ресурсы ДО).

В соответствии с пунктом 2.3.3.3 Тома 1 Документации участник Конкурса должен доказать Конкурсной комиссии, что каждый из привлекаемых им субподрядчиков (выполняющий 1% и более объема поставок, работ (услуг)):

a) осведомлен о привлечении его в качестве субподрядчика;

b) согласен с выделяемым ему перечнем, объемами, сроками и стоимостью выполнения работ/услуг/поставок;

c)отвечает требованиям Документации (пункт 2.3.1 подпунктов «е»- «л») в объеме выполняемых субподрядчиком работ.

Вместе с тем, установление соотношения разделения  объема работ между подрядчиком/генподрядчиком  и субподрядчиками, является вмешательством  в  деятельность хозяйствующего субъекта.

Кроме того, установление указанных требований на этапе подачи заявок на участие в Конкурсе, а также отказ в допуске в связи с несоответствием таким требованиям участников Конкурса необоснованно ограничивает количество участников Конкурса, поскольку не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении в Документации требования о выполнении не менее 30% монтажных работ c использованием собственных ресурсов, противоречит подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. Согласно доводу Жалобы Заявителя, Документация не содержит в полном объеме информации о месте и дате рассмотрения заявок и подведения итогов по результатам закупки.

Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках Документация должна содержать информацию о  месте и дате рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Аналогичное требование предусмотрено пунктом 6.3.1.7 Положения о закупке.

Пунктом 2.8.4 Тома 1 Документации установлено, что Организатор Конкурса проводит публичную процедуру вскрытия поступивших заявок в порядке, предусмотренном правилами ЭТП, по адресу и во время, указанные в Извещении о проведении Конкурса в присутствии не менее чем двух членов конкурсной комиссии.

Согласно информации размещенной в ЕИС дата и время подведения итогов 05.06.2017 в 12:00 (МСК).

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком размещена информации о месте и дате рассмотрения заявок и подведения итогов по результатам закупки в соответствии  с  требованиями Закона о закупках, Положения о закупке, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. Согласно доводу Заявителя, Документация неправомерно содержит требование о представлении в составе заявки комфортного письма.

Подпунктом 8 пункта 2.4.1.1 Тома 1 Документации предусмотрено, что участник закупки также должен представить  оригинал Комфортного письма (раздел 4 форма 13). Непредставление Комфортного письма или его представление с нарушением установленных выше требований и условий, может являться основанием для отклонения предложения Участника.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования о представлении в составе заявки участника закупки кроме банковской гарантии, комфортного письма, ограничивает возможность участия в закупке потенциальных участников, так как получение указанного письма накладывает на участника дополнительные финансовые затраты, а именно при получении указанного письма банком производится блокировка денежных средств на счете организации на период исполнения договора, что является вмешательством в хозяйственную деятельность субъекта.

Таким образом, установление указанного требования противоречит подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

7. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении участником закупки двух видов обеспечения заявки одновременно.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 9.1.5.1 Положения о закупке предусмотрено, что Заказчик вправе потребовать от потенциальных участников предоставления обеспечения исполнения обязательств, связанных с подачей ими конкурсной заявки (обеспечение конкурсной заявки).

Возможные способы обеспечения конкурсных заявок: независимая гарантия, выданная банком, либо иной кредитной организацией; соглашение о неустойке; обеспечительный платеж.

Пунктом 2.4.9.10 Тома 1 Документации установлено, что кроме банковской гарантии участник Конкурса обязан обеспечить исполнение обязательств, связанных с участием в конкурсе, путем принятия обязательств по уплате неустойки.

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что указанные положения Документации не противоречат требованиям, установленным Положением о закупке.

Кроме того, представителем Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов, информации подтверждающих, что Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении участником закупки двух видов обеспечения заявки одновременно.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

8. Подпунктом 5 пункта 2.3.1.3 Тома 1 Документации предусмотрено, что  участник закупки должен иметь соответствующие документы на осуществление функций генерального подрядчика (в случае привлечения субподрядчиков); с указанием допусков на выполнение работ на особо опасных и технически сложных объектах; приложения к СРО в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в действующей редакции (далее Перечень) к Приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо осуществляющее строительство, вправе выполнять определённые виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства является наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.

Вместе с тем, Заказчиком в нарушение части 1 статьи 2 неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к иным видам работ помимо организации строительства.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных положений, требований в Документации противоречит подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

6. Из довода Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно установлено требование о представлении писем от производителя, сертификатов, ТУ.

Пунктом 2.14.6 Документации предусмотрено, что участнику необходимо представить оригинал документов, подтверждающих наличие у участника правомочий от производителей предлагаемой им продукции и распространение фирменных гарантийных обязательств от производителей оборудования, в том числе поставку в определенные сроки, распространение всех фирменных гарантий на оборудование в течение гарантийного срока (Форма 12), если Участник не является производителем предлагаемой продукции.

Вместе с тем, в отсутствие обязанности производителя, изготовителя как-либо реагировать на обращения участников закупки на соответствующие запросы, возможность участия в закупке всецело зависит от волеизъявления третьего лица – производителя, изготовителя закупаемого товара, что ограничивает возможность участия в закупке.

Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры запросить вышеуказанные документы у производителя/дилера, официального представителя.

Таким образом, установление вышеуказанных положений, требований в Документации противоречит подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

10. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены избыточные требования к страховой организации, с которой при поставке Поставщик заключает договор страхования.

Пунктом 10.4 проекта договора Документации установлены требования к страховой компании, с которой поставщик заключает договор страхования:

Страховая компания, с которой Поставщик заключает Договор страхования, должна быть надежной и отвечать следующим требованиям:

- зарегистрирована на территории Российской Федерации;

- размер оплаченного уставного капитала составляет не менее 2 000 млн. рублей;

- размер собственных средств - не менее 2 500 млн. рублей;

- отсутствие неисполненных предписаний со стороны органа страхового надзора, страховая организация не должна находиться в процессе ликвидации, банкротства или реорганизации, на ее имущество не должен быть наложен арест;

- опыт работы на страховом рынке - не менее 10 лет;

- наличие опыта участия в страховании и/или перестраховании рисков предприятий российской электроэнергетики;

- наличие лицензии на право проведения страхования грузов;

- соблюдение требований, установленных органом страхового надзора:

а) по соотношению между фактическим и нормативным размерами маржи платежеспособности (оценивается по форме № 6 - страховщик);

б) по составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (оценивается по формам №№ 7-страховщик и 14-страховщик);

- размер активов на последнюю отчетную дату (данные строки 300 формы № 1-страховщик) составляет не менее 6 млрд. рублей;

- наличие лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

- наличие разветвленной филиальной сети, обеспечивающей представительство страховой компании не менее чем в 75% субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, в Документации Заказчиком не установлено, что предмет закупки имеет  гриф секретности, в связи с чем требование о наличии у страховой организации лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну является неправомерным, а также наличие разветвленной филиальной сети, обеспечивающей представительство страховой компании не менее чем в 75% субъектов Российской Федерации не является показателем надлежащего  выполнения обязательств страховой организации  по договору страхования.

Кроме того, Заказчик ограничивает возможность потенциального победителя в выборе страховой компании, что является вмешательством в хозяйственную деятельность субъекта закупки, кроме того, соответствие указанным требованиям не влияет на исполнение обязательств по договору страхования между поставщиком и страховой организацией.

Таким образом, Заказчиком неправомерно установлены требования в Документации к страховому договору рисков, что противоречит части 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

11. Согласно доводу Жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены избыточные требования в проекте договора об обязательном страховании строительно-монтажных рисков.

Согласно статье 742 Гражданского кодекса Российской Федерации  договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски. Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.

Статьей 7.3 Проекта договора Документации предусмотрено, что подрядчик обязуется на условиях, предусмотренных статей 19 Проекта договора, заключить договор комбинированного страхования строительно-монтажных рисков и ответственности (в том числе причинения третьим лицам) при проведении работ на объекте.

В соответствии со статьей 19 Проекта договора Документации подрядчик обязуется в течение 3 (Трех) рабочих дней с момента подписания договора заключить договор комбинированного страхования рисков случайной гибели или случайного повреждения объекта, материалов, оборудования и другого имущества, используемого при выполнении работ, ответственности за причинение вреда третьим лицам при проведении строительно-монтажных работ на объекте в полном соответствии с проектом договора страхования . Допускается только техническая правка текста проекта договора страхования. Подрядчик обязуется до подписания Договора страхования обратиться к уполномоченному консультанту Заказчика по страхованию (далее – Консультант) с целью подбора  Консультантом оптимальных условий страхования, а также подготовки Договора страхования. Подрядчик обязан представить Заказчику согласованное письмо от Консультанта с приложением согласованного с Консультантом проекта Договора страхования. Подрядчик обязан в срок, указанный в абзаце 1 настоящего пункта Договора, предоставить Заказчику договор страхования, подписанный Подрядчиком и страховой компанией в 3-х подлинных экземплярах, по одному для каждой из сторон и один для Заказчика.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил документов, информации, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно установлено требование в Проекте договора Документации об обязательном страховании строительно-монтажных рисков, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При этом Заказчик обременяет победителя закупки заключить договор в сроки предусмотренные Заказчиком, а также на условиях, подобранных консультантом Заказчика, что ограничивает возможность потенциального победителя в выборе страховой компании и является вмешательством в хозяйственную деятельность субъекта закупки, кроме того, соответствии указанным требованием не влияет на исполнение обязательств по договору страхования между поставщиком и страховой организацией.

Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование об обязательном взаимодействии с консультантом Заказчика при выборе условий страхования, что противоречит требованиям Положения о закупке, что противоречит подпункту 5 статьи 1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, Заказчиком устранены вышеуказанные нарушения от 29.03.2017, таким образом данные нарушения не повлияют на рассмотрение заявок.

Кроме того, при рассмотрении Жалобы Заявителя в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

12. Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с 6.3.2.12 Положения о закупке должна содержать, в том числе критерии и порядок оценки.

Согласно пункту 2.9.1.6 Тома 1 Документации оценка заявок включает отборочную стадию и оценочную стадию .

Пунктом 2.9.3.2 Тома 1 Документации установлено, что в рамках оценочной стадии закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, исходя из следующих критериев (включая подкритерии)  и их весовых коэффициентов: цена заявки (рейтинг по критерию стоимости) — весовой коэффициент 0,6, опыт выполнения работ, соответствующих предмету договора — весовой коэффициент 0,16, наличие квалифицированных кадровых ресурсов весовой коэффициент 0,12, наличие МТРиО весовой коэффициент 0,12.

По критерию «Опыт выполнения работ, соответствующих предмету договора» оценка производится членами закупочной комиссии (при необходимости – с привлечением экспертов) на основании справки о выполнении работ (форма 7). Наличие одного завершенного за последние 3 года договора, соответствующего предмету договора, участнику присваивается оценка «0» баллов. Наличие от двух до 5 (пяти) завершенных за последние 3 года договоров, соответствующих предмету договора, участнику присваивается оценка «1» балл. Наличие более 6 (шести) завершенных за последние 3 года договоров, соответствующих предмету договора, участнику присваивается оценка «2» балла.

Согласно пункту 1.1.4 Тома 1 Документации предмет закупки - выполнение СМР, ПНР и поставку оборудования по титулу: «Расширение ПС 500 кВ Старый Оскол. Установка АТ-5 500/110 кВ. Технологическое присоединение электроустановок ОАО «Стойленский ГОК» Корректировка» для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра.

В соответствии со статьей 2.1 Проекта договора Документации подрядчик обязуется выполнить комплекс строительных, монтажных и пуско-наладочных работ (включая поставку оборудования и материалов) по (указать нужное):  расширению ПС 500 кВ Старый Оскол в соответствии с Технической частью конкурсной документации, включая выполнение нижеследующих работ: оформлению прав на земельные участки для проведения проектно-изыскательских работ (при необходимости); разработке и утверждению документов территориального планирования, в том числе включение в схему территориального планирования, разработка и утверждение проекта планировки и проекта межевания территории (ППТ и ППМ), градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) (при необходимости); оформлению прав на земельные участки для реконструкции, технического перевооружения и дальнейшей эксплуатации Объекта; получению исходно-разрешительной документации (разрешение на строительство, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию); проведению работ по технической инвентаризации объекта и регистрации прав (технические планы, технические паспорта, кадастровые паспорта на объект недвижимого имущества, свидетельства о регистрации прав); подготовке картографического материала для установления охранных зон; формированию земельных и/или лесных участков, получению исходно-разрешительной документации и приобретению Заказчиком правомочий владения и/или пользования и/или распоряжения земельными и/или лесными участками путем заключения между Заказчиком и правообладателями земельных участков и/или лесных участков договоров аренды, купли-продажи, включая, но не ограничиваясь, соглашений об установлении сервитута, безвозмездного пользования, с одновременной государственной регистрацией прав и сделок в случаях, установленных законодательством РФ, необходимых для подготовки проектной документации и строительства Объекта (далее - работы по оформлению земельно-правовых отношений для подготовки проектной документации и строительства Объекта);и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить обусловленную цену в порядке, предусмотренном Договором.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика, Организатора пояснили, что при проведении оценки заявок участников по критерию «Опыт выполнения работ, соответствующих предмету договора» учитываться будет только договора предметом которых является совокупность всех установленных статьей 2.1 Проекта договора Документации работ.

Вместе с тем, установленный порядок оценки по критерию «Опыт выполнения работ, соответствующих предмету договора» не позволяет сопоставить опыт представляемый участником закупки со статью 2.1 Проекта договора Документации.

Кроме того в данном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между представленным количество договоров и начисляемым количеством баллов по данным критериям.

Также, аналогичный порядок установлен по критерию «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов», «Наличие МТРиО».

Учитывая изложенное, Заказчиком в Документации в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок, порядок оценки заявок на участие в закупке, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения обязательств по договору.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Заказчиком, Организатором на заседании Комиссии ФАС России представлен протокол в соответствии с которым Заказчик определяет итоговое ранжирование мест без применения порядка оценки, указанного в пункте 2.9.3 Тома 1 Документации, в связи с чем выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Восходъ» от 05.04.2017 № 09-34983 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС», АО «ЦИУС ЕЭС», организатора АО «ЭССК ЕЭС» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение СМР, ПНР и поставку оборудования по титулу: «Расширение ПС 500 кВ Старый Оскол. Установка АТ-5 500/110 кВ. Технологическое присоединение электроустановок ОАО «Стойленский ГОК». Корректировка» для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра (извещение № 31704866608) обоснованной в части неразмещения в ЕИС проектно-сметной документации, неправомерного установления требований: о предоставлении участником закупки в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам организаций; о представлении в составе заявки комфортного письма, о представлении гарантийного письма от производителя по форме 12, о том что участник должен выполнять не менее 30% монтажных работ собственными силами, неправомерного установления избыточных требований к страховой организации, с которой при поставке поставщик заключает договор страхования, об установлении избыточного требования о представлении СРО.

2. Признать ПАО «ФСК-ЕЭС» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9 статьи 4, пункты 1, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушении.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.04.2017 № 223ФЗ-328/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны