Решение №17/31120/16 Решение по жалобе № 223ФЗ-177/16 от 10 мая 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-177/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Абисцент» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

04.05.2016 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «Газпром»: XXXXXXXXXXXXX - доверенность от 27.05.2014 № 01/04/04-292д.

ООО «Газпромтранс»: XXXXXXXXXXXX - доверенность от 28.04.2016 №153/16, XXXXXXXXXXXX - доверенность от 08.10.2015 №386/16, XXXXXXXXXXXXXX доверенность - 28.04.2016 №152/16.

Представители ООО «Абисцент» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Абисцет» от 20.04.2016 б/н на действия (бездействие) организатора ПАО «Газпром», заказчика ООО «Газпромтранс» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке автомобильным транспортом и погрузке грузов в 2016-2017 гг. для нужд ООО «Газпромтранс» (ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА) (10280) (извещение № 31603544957), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба жалоба ООО «Абисцет» от 20.04.2016 б/н на действия (бездействие) организатора ПАО «Газпром» (далее — Организатор), заказчика ООО «Газпромтранс» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке автомобильным транспортом и погрузке грузов в 2016-2017 гг. для нужд ООО «Газпромтранс» (ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА) (10280) (извещение № 31603544957) (далее – Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

12.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Из текста жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно, Заказчиком в Документации не установлен объем выполняемых работ и место оказания услуг.

Представители Организатора, Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Организатор, Заказчик действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Рассмотрев представленные материалы Заказчика, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно пунктам 3, 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

Согласно «Техническое задание» Документации перечень грузов к перевозке является ориентировочным.

Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, Организатора место оказания услуги согласовывается после заключения договора по результатам Запроса предложений.

Таким образом, Документация не содержит конкретные объемы выполняемых работ и отсутствует место поставки, что нарушает пункты 3, 4 части 9 статьи 4, пункты 1, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика, Организатора предусмотрен пунктом 1.1.3 Положения о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Пунктом 3.8.1 Документации установлен перечень документов для каждого из субподрядчиков/соисполнителей участника, выполняющих важные компоненты работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ необходимых для предоставления в составе заявки участника.

В соответствии с пунктом 2 «Анализ и оценка» Документации заявка участника отклоняется при отсутствии в составе заявке документов предусмотренных Документацией.

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования о необходимости предоставления в составе заявки участниками закупки документов о субподрядчиках/соисполнителей предполагаемых к выполнению важных компонентных работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора, и не может являться основанием для отклонения заявки.

Также, пунктом 4.1.21 Документации установлены, в том числе следующие требования к участникам процедуры:

« - Наличие у Участника аттестованных сотрудников, имеющих право проведение работ подъемными кранами (Подтверждением прохождения аттестации ответственных за безопасное производство работ кранами является "Протокол заседания Территориальной аттестационной комиссии МТУ Ростехнадзора") - является критерием для отклонения

  • Наличие у Участника подразделения (конструкторское бюро или отдел) и инженеров-конструкторов осуществляющих разработку и согласование схем погрузки на железнодорожном транспорте своими силами - является критерием для отклонения».

Согласно «Техническое задание» Документации, участнику процедуры необходимо иметь в наличии:

  • копии документа, подтверждающего наличие в штате подразделение (конструкторское бюро или отдел) и инженеров-конструкторов осуществляющих разработку и согласование схем погрузки на железнодорожном транспорте своими силами;

  • копии документов, подтверждающих наличие в штате подразделения и сотрудников, осуществляющих контроль за погрузкой и крепление груза на железнодорожном транспорте (Подтверждением прохождения проверки знаний нормативных документов при погрузке, размещении, креплении в вагонах и контейнерах и выгрузке грузов является «Протокол заседания аттестационной комиссии», а так же выданное на его основании «Свидетельство о прохождении аттестации» (либо «Удостоверение о прохождении аттестации»).

Учитывая, что объектом закупки является перевозка грузов автомобильным транспортом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление обязательного требования о наличии у участника закупки выше указанных работников в штате организации ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, установление вышеуказанных требований в Документации противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

 

Кроме того, пунктом 1.4.2.1 Документации установлено требование к претендентам процедур закупки:

  • претенденты процедур закупки должны иметь соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией.

При этом из Документации не представляется возможным определить персонал какой квалификации и в каком количестве, необходимо иметь участнику Запроса предложений, а также какое материально-техническое обеспечение, производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы требуются для исполнения договора, что Заказчиком подразумевается под «профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией».

Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.1.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 2.4.4 Документации «...организатор обязуется ответить на любой вопрос, связанный с разъяснением Документации, который он получит не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений, указанного в Извещении. При этом ответ (без указания источника запроса) размещается на официальном сайте и на сайтах, указанных в пункте 4.1.3 информационной карты, не позднее чем в течение трех дней со дня получения запроса от Претендента».

Вместе с тем, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.

 

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Абисцет» от 20.04.2016 б/н на действия (бездействие) организатора ПАО «Газпром», заказчика ООО «Газпромтранс» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке автомобильным транспортом и погрузке грузов в 2016-2017 гг. для нужд ООО «Газпромтранс» (ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА) (10280) (извещение № 31603544957) обоснованной.

      • Признать организатора ПАО «Газпром», заказчика ООО «Газпромтранс» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 3,4 части 9, пункты 1, 4, 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать организатору ПАО «Газпром», заказчику ООО «Газпромтранс»обязательное к исполнению предписание.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.05.2016 № 223ФЗ-177/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны