Решение №17/31120/16 Решение по жалобе № 223ФЗ-177/16 от 10 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-177/16
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Абисцент» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
04.05.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ПАО «Газпром»: XXXXXXXXXXXXX - доверенность от 27.05.2014 № 01/04/04-292д.
ООО «Газпромтранс»: XXXXXXXXXXXX - доверенность от 28.04.2016 №153/16, XXXXXXXXXXXX - доверенность от 08.10.2015 №386/16, XXXXXXXXXXXXXX доверенность - 28.04.2016 №152/16.
Представители ООО «Абисцент» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «Абисцет» от 20.04.2016 б/н на действия (бездействие) организатора ПАО «Газпром», заказчика ООО «Газпромтранс» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке автомобильным транспортом и погрузке грузов в 2016-2017 гг. для нужд ООО «Газпромтранс» (ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА) (10280) (извещение № 31603544957), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба жалоба ООО «Абисцет» от 20.04.2016 б/н на действия (бездействие) организатора ПАО «Газпром» (далее — Организатор), заказчика ООО «Газпромтранс» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке автомобильным транспортом и погрузке грузов в 2016-2017 гг. для нужд ООО «Газпромтранс» (ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА) (10280) (извещение № 31603544957) (далее – Запрос предложений).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
12.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).
Из текста жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно, Заказчиком в Документации не установлен объем выполняемых работ и место оказания услуг.
Представители Организатора, Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Организатор, Заказчик действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.
Рассмотрев представленные материалы Заказчика, Организатора, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. Согласно пунктам 3, 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны сведения о предмете договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Согласно «Техническое задание» Документации перечень грузов к перевозке является ориентировочным.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, Организатора место оказания услуги согласовывается после заключения договора по результатам Запроса предложений.
Таким образом, Документация не содержит конкретные объемы выполняемых работ и отсутствует место поставки, что нарушает пункты 3, 4 части 9 статьи 4, пункты 1, 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика, Организатора предусмотрен пунктом 1.1.3 Положения о закупке.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 3.8.1 Документации установлен перечень документов для каждого из субподрядчиков/соисполнителей участника, выполняющих важные компоненты работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ необходимых для предоставления в составе заявки участника.
В соответствии с пунктом 2 «Анализ и оценка» Документации заявка участника отклоняется при отсутствии в составе заявке документов предусмотренных Документацией.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования о необходимости предоставления в составе заявки участниками закупки документов о субподрядчиках/соисполнителей предполагаемых к выполнению важных компонентных работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора, и не может являться основанием для отклонения заявки.
Также, пунктом 4.1.21 Документации установлены, в том числе следующие требования к участникам процедуры:
« - Наличие у Участника аттестованных сотрудников, имеющих право проведение работ подъемными кранами (Подтверждением прохождения аттестации ответственных за безопасное производство работ кранами является "Протокол заседания Территориальной аттестационной комиссии МТУ Ростехнадзора") - является критерием для отклонения
-
Наличие у Участника подразделения (конструкторское бюро или отдел) и инженеров-конструкторов осуществляющих разработку и согласование схем погрузки на железнодорожном транспорте своими силами - является критерием для отклонения».
Согласно «Техническое задание» Документации, участнику процедуры необходимо иметь в наличии:
-
копии документа, подтверждающего наличие в штате подразделение (конструкторское бюро или отдел) и инженеров-конструкторов осуществляющих разработку и согласование схем погрузки на железнодорожном транспорте своими силами;
-
копии документов, подтверждающих наличие в штате подразделения и сотрудников, осуществляющих контроль за погрузкой и крепление груза на железнодорожном транспорте (Подтверждением прохождения проверки знаний нормативных документов при погрузке, размещении, креплении в вагонах и контейнерах и выгрузке грузов является «Протокол заседания аттестационной комиссии», а так же выданное на его основании «Свидетельство о прохождении аттестации» (либо «Удостоверение о прохождении аттестации»).
Учитывая, что объектом закупки является перевозка грузов автомобильным транспортом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление обязательного требования о наличии у участника закупки выше указанных работников в штате организации ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, установление вышеуказанных требований в Документации противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
4. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Кроме того, пунктом 1.4.2.1 Документации установлено требование к претендентам процедур закупки:
-
претенденты процедур закупки должны иметь соответствующие производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы, обладать профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией.
При этом из Документации не представляется возможным определить персонал какой квалификации и в каком количестве, необходимо иметь участнику Запроса предложений, а также какое материально-техническое обеспечение, производственные мощности, технологическое оборудование, финансовые и трудовые ресурсы требуются для исполнения договора, что Заказчиком подразумевается под «профессиональной компетентностью для производства (поставки) товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом закупки, а также положительной репутацией».
Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.1.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2.4.4 Документации «...организатор обязуется ответить на любой вопрос, связанный с разъяснением Документации, который он получит не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений, указанного в Извещении. При этом ответ (без указания источника запроса) размещается на официальном сайте и на сайтах, указанных в пункте 4.1.3 информационной карты, не позднее чем в течение трех дней со дня получения запроса от Претендента».
Вместе с тем, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать жалобу ООО «Абисцет» от 20.04.2016 б/н на действия (бездействие) организатора ПАО «Газпром», заказчика ООО «Газпромтранс» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по доставке автомобильным транспортом и погрузке грузов в 2016-2017 гг. для нужд ООО «Газпромтранс» (ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА) (10280) (извещение № 31603544957) обоснованной.
-
Признать организатора ПАО «Газпром», заказчика ООО «Газпромтранс» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 3,4 части 9, пункты 1, 4, 9, 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Выдать организатору ПАО «Газпром», заказчику ООО «Газпромтранс»обязательное к исполнению предписание.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 04.05.2016 № 223ФЗ-177/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.