Решение №17/37473/18 Решение № 223ФЗ-313/18 от 24 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-313/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «АМТЭЛ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.04.2018 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «АМТЭЛ» от 11.04.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «720 РЗ СОП» при проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на поставку автомобильных запчастей для двигателя 1Д-12 (извещение № 31806208710) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «АМТЭЛ» (далее - Заявитель) от 11.04.2018 б/н (вх. 61434ЭП/18 от 19.04.2018) на действия (бездействие) заказчика ОАО «720 РЗ СОП» (далее - Заказчик) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на поставку автомобильных запчастей для двигателя 1Д-12 (извещение № 31806208710) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «720 РЗ СОП», утвержденным решением Совета директоров ОАО «720 РЗ СОП» (протокол от 20.03.2017 № 29) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколам, составленным в ходе проведения Запроса предложений:

      • Извещение о проведении Запроса предложений, документация о проведении Запроса предложений (далее — Извещение, Документация) размещены в ЕИС – 05.03.2018;

      • Начальная (максимальная) цена договора — 1 290 880 рублей;

      • Дата окончания подачи заявок — 14.03.2018;

      • Дата рассмотрения заявок — 14.03.2018;

      • Дата подведения итогов закупки — 16.04.2018.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе в подписании договора с Заявителем.

В письменных пояснениях представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе в подписании договора с Заявителем.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Положения о закупках Запрос предложений не является торгами по законодательству Российской Федерации, и заказчик имеет право, но не обязанность заключить договор с победителем.

При этом согласно пункту 5 статьи 28 Положения о закупках после наступления даты окончания приема предложений Заказчик вправе завершить процедуру закупки без определения победителя, если данное право было прописано в документации о закупке. Протокол должен содержать аргументацию принятого решения.

Пунктом 17 Извещения установлено: «Организатор Закупки имеет право завершить процедуру проведения Запроса предложений без заключения договора по его результатам, не неся никакой ответственности перед Участниками Закупки или третьими лицами, которым такое действие может принести убытки. При принятии решения об отказе от проведения Запроса предложений или завершения Запроса предложений без заключения договора по его результатам Организатор Закупки не возмещает Участнику расходы, понесенные им в связи с участием в данной процедуре запроса предложений.

Запрос предложений не является торгами по законодательству Российской Федерации, и заказчик имеет право, но не обязанность заключить договор с победителем.

После наступления даты окончания приема предложений заказчик вправе завершить процедуру закупки без определения победителя».

Согласно письменным пояснениям Заказчика, в соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии от 29.03.2018 № 26 Заказчиком принято решение о признании Запроса предложений не состоявшимся и проведении повторной процедуры закупки.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представителями Заявителя не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о неправомерности принято Заказчиком решения об отказе в подписании договора по результатам Запроса предложений.

Учитывая изложенное, в отсутствие иных доказательств обоснованности довода Жалобы, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Положением о закупке не предусмотрена процедура повторного рассмотрения заявок, в связи с чем Заказчиком нарушена процедура проведения Запроса предложений.

Указанные действия Заказчика противоречат части 2 статьи 2 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен в пункте 1 статьи 2 Положения о закупке.

Пунктом 18 Извещения установлены требования к содержанию и описанию предложений участников закупки, в том числе требование о предоставлении справки ФНС о состоянии расчетов по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ по состоянию на дату размещения процедуры закупки.

Вместе с тем, требование о предоставлении в составе заявки вышеуказанной справки о состоянии расчетом по налогам, сборам и иным обязательным платежам по состоянию на дату размещения процедуры закупки, накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган в срок не ранее дня размещения в ЕИС Извещения и Документации, а также ограничивает возможность участников закупки в своевременном получении указанной справки, что влечет риск невозможности подать заявку участником закупки.

Таким образом, установление указанного требования в Документации, противоречит пункту 1 статьи 2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 20 Извещения установлено обязательное требование к участникам закупки: «Наличие действующей Системы менеджмента качества ГОСТ ISO  9001-2015».

Для подтверждения указанному требованию участникам Запроса предложений необходимо представить: «сертификат Системы менеджмента качества ГОСТ ISO  9001-2015».

Согласно положениям Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификаты системы менеджмента качества входят в перечень документов по стандартизации, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. При этом подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе, в определенной системе добровольной сертификации.

Кроме того, получение участником закупки указанных сертификатов требует значительных временных и финансовых затрат со стороны участника закупки, что является административным барьером для участия в закупке.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание факт отсутствия норм законодательства об обязательном применении указанных сертификатов, установление обязательного требования о наличии сертификат Системы менеджмента качества ГОСТ ISO  9001-2015 ограничивает количество участников закупки, поскольку обременяет участника закупки заблаговременно оформить соответствующие документы. При этом наличие таких сертификатов не указывает на более высокий уровень квалификации участника закупки и не влияет на исполнение участником закупки обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, установление указанного требования в Документации, противоречит пункту 1 статьи 2 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, согласно протоколу заседания закупочной комиссии от 16.03.2018 № 23 участнику ООО «СПЕЦПРОМТЕХ» отказано в допуске к участию в Запросе предложений в связи с непредоставлением обязательных документов.

Согласно письменным пояснениям представителя Заказчика, заявка ООО «СПЕЦПРОМТЕХ» не содержит документов, предусмотренных пунктом 20 Извещения, а именно сертификата. Системы менеджмента качества ГОСТ ISO  9001-2015.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в отклонении заявки ООО «СПЕЦПРОМТЕХ» в связи с несоответствием неправомерным требованиям Извещения, нарушают требования части 6 статьи 3 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российский Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком, не установлены конкретные даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Согласно пункту 14(3) Постановления Правительства Российской Федерации от 11.12.14 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление № 1352) при осуществлении закупки в соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления № 1352 срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого и среднего предпринимательства, должен составлять не более 30 календарных дней со дня подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 Постановления № 1352 установлено: «Закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Федеральным законом (далее - положение о закупке), торгов, иных способов закупки участниками которых являются любые лица, указанные в части 5 статьи 3 Закона о закупках, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства».

Вместе с тем, пунктом 9 Извещения установлен следующий порядок оплаты: «Оплата осуществляется в безналичном порядке, после поставки товара и предоставлении всех необходимых документов, подтверждающих поставку товара, по мере поступления денежных средств на счета Заказчика, но не позднее 25.12.2018 г. Заказчик не несет ответственность за несвоевременное поступление денежных средств из федерального бюджета на свои счета для оплаты поставляемого Товара».

Учитывая, что участником закупки могут быть, в том числе субъекты малого и среднего предпринимательства, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оплаты оказанных услуг, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, указанные нарушения не повлияли на результаты закупки, поскольку Запроса предложений признан несостоявшимся.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

      • Признать жалобу ООО «АМТЭЛ» (ИНН: 6714045801, ОГРН: 1166733059107) от 11.04.2018 б/н на действия (бездействие) заказчика ОАО «720 РЗ СОП» (ИНН: 7736050003, ОГРН: 1027700070518) при проведении открытого одноэтапного запроса предложений на право заключения договора на поставку автомобильных запчастей для двигателя 1Д-12 (извещение № 31806208710) необоснованной.

      • Признать заказчика ОАО «720 РЗ СОП» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать, поскольку Запрос предложений признан несостоявшимся.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.04.2018 № 223ФЗ-313/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "АМТЭЛ"
ИНН 6714045801, ОГРН 1166733059107
ПАО "Газпром"
ИНН 7736050003, ОГРН 1027700070518