Решение №17/3890/19 Решение № 223ФЗ-46/19 от 22 января 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-46/19

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Таларии» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

17.01.2019 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии — <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

представители ООО «Таларии» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Таларии» от 10.01.2019 № 704/3 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации служебных командировок, деловых конференций, выездных и внутренних совещаний (извещение № 31807168402) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Таларии» (далее — Заявитель) от 10.01.2019 № 704/3 (вх. 1666-ЭП/18 от 10.01.2019) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации служебных командировок, деловых конференций, выездных и внутренних совещаний (извещение № 31807168402) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» (протокол от 30.10.2015 № 206) (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

19.11.2018 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно информации, размещенной в ЕИС:

Дата окончания подачи заявок: 20.12.2018;

Дата рассмотрения заявок: 24.12.2018;

Дата подведения итогов: 29.12.2018;

Начальная максимальная цена договора: 200 000 000 рублей;

На участие в Конкурсе подано 3 заявки, допущено к участию в Конкурсе 3 заявки.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС 16.01.2019, по результатам проведения Конкурса Заказчиком заключен договор от 14.01.2019 № 4879.

В соответствии с пунктом 2.3.1.1 Документации участником Конкурса могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, поскольку Заказчиком неправомерно определен победитель Конкурса.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке, Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно определен победитель Конкурса - АО «ГЦБиТ», поскольку таким участником представлены единичные расценки по подкритериям B2, B3, B4 в размере, не предусмотренном Документацией.

В соответствии с пунктами 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2.9.3.3 Документации установлено, что в рамках оценочной стадии конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет конкурсные заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, исходя, в том числе из следующих критериев (включая подкритерии) и их весовых коэффициентов:

Наименование критериев оценки

Весовой коэффициент

1.2

В2 - размера сбора за организацию мероприятий (при условии организации мероприятия по прайс-листу поставщика (гостиницы, пансионата, конференц-зала и т.д.):

1% - 10 баллов;

2% - 9 баллов;

3% - 8 баллов;

4% - 7 баллов;

5% - 6 баллов;

6% - 5 баллов;

7% - 4 балла;

8% - 3 балла;

9% - 2 балла;

10% - 1 балл;

25%

Аналогичный порядок оценки установлен по подкритериям В3 и В4.

В соответствии с протоколом заседания Конкурсной комиссии от 28.12.2018 № 257р/4 Заказчиком принято решение о проведении процедуры переторжки в части снижения единичных расценок.

Согласно протоколу о результатах конкурса от 29.12.2018 № 257р/8 победителем Конкурса является АО «ГЦБиТ». При этом таким участником по подкритериями оценки B2, B3, B4 представлено предложение в размере 0,5 % от стоимости участия.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили материалы, заявки участников Конкурса и сообщили, что участнику АО «ГЦБиТ» и Заявителю по подкритериям оценки B2, B3, B4 присвоено одинаковое количество баллов — 10 баллов. При этом предложение Заявителя по указанным критериям составляет 1 % от стоимости участия. По иным подкритериям оценки Заявителю и АО «ГЦБиТ» присвоено одинаковое количество баллов. Также, учитывая что предложение АО «ГЦБиТ» содержит лучшие условия исполнения договора, а именно наименьшую стоимость оказания услуг, Заказчиком принято решение о признании АО «ГЦБиТ» победителем Конкурса.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в вышеуказанном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки по подкритериям В2, В3, В4 и начисляемым количеством баллов по указанным показателям, поскольку участникам Конкурса, представившим, например по подкритерию В2 значения в размере 0,4% и 1%, будет присвоено одинаковое количество баллов, что не отражает фактическое отличие в предпочтительности условий исполнения договора, заключаемого по результатам проведения Конкурса.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет надлежащим образом присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Конкурса.

Указанные действия нарушают пункты 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, учитывая что установленный в Документации порядок оценки заявок не позволяет Заказчику надлежащим образом определить победителя Конкурса, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу о неправомерности определения победителя Конкурса, предложившего лучшие условия исполнения договора, в связи с чем довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Также предметом обжалования являются, согласно Жалобе Заявителя, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном определении победителя Конкурса, что является основанием обращения в ФАС России, закрепленным в пункте 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, в соответствии с которым антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением Закона о закупках.

На основании изложенного, Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичные принципы предусмотрены пунктом 1.2.1 Положения о закупке.

В соответствии с абзацем «д» пункта 2.3.1.2 Документации установлено, что чтобы претендовать на победу в Конкурсе и получения права заключить договор, Участник Конкурса должен представить сведения в отношении всей цепочки его собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) с подтверждением заверенными Участником выписками из Единого государственного реестра юридических лиц, для акционерных обществ дополнительно заверенными выписками из реестра акционеров, документами о государственной регистрации иностранного юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, выданных в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц) с приложением надлежащим образом заверенного перевода на русский язык.

Вместе с тем, представление сведений в отношении всей цепочки собственников, включая конечных бенефициаров, до заключения договора по итогам проведения закупки не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Кроме того, в случае если участник Конкурса или его совладельцем является акционерное общество, акции которого свободно торгуются на рынке ценных бумаг, предоставление актуальных сведений в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), и о составе исполнительных органов, с подтверждением соответствующих документов, не представляется возможным, поскольку присутствует вероятность непредсказуемых изменений держателей акций.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.1 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Пунктом 2.9.2.2 Документации установлено: «В рамках отборочной стадии, при отсутствии, либо недостаточности в заявке какой-либо информации или каких-либо документов, либо наличия замечаний к заявке, возникших в ходе ее рассмотрения и не позволяющих в полной мере оценить квалификацию Участника в соответствии с установленными требованиями, Организатор по решению Комиссии вправе запросить у Участника недостающие документы либо разъяснение по имеющимся замечаниям, предоставив Участнику для устранения замечаний и предоставления документов минимально необходимый срок. При этом все возможные риски отклонения заявки и ответственность, связанные с несвоевременным предоставлением документов по запросу Организатора, несет Участник».

Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, поскольку применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения дозапросов информации в отношении конкретного участника Конкурса в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в Документации, которое может повлечь ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2.1 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В соответствии с пунктом 2.4.7.1 Документации установлено: «Начальная (предельная) цена закупки: общая стоимость заключаемого Договора фиксированная и не должна превышать 200 000 000,00 руб. с НДС».

Согласно пункту 2.4.1.1 Документации участник Конкурса должен подготовить конкурсную заявку, включающую, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника Конкурса требованиям «Технической части» (Том 2 Документации) (далее — Техническое задание).

В соответствии с разделом 2 Технического задания указано, что в рамках своей заявки на конкурс участник Конкурса представляет свое коммерческое предложение путем заполнения таблицы №1. При этом согласно требованиям такой таблицы участникам Конкурса необходимо представить ценовые предложения в отношении следующих услуг:

  • Бронирование, продажа, обмен и возврат авиабилетов на рейсы российских и зарубежных авиакомпаний;

  • Оформление железнодорожных проездных документов во внутреннем и международном сообщениях;

  • Бронирование и размещение в гостиницах на территории Российской Федерации, стран СНГ и за рубежом;

  • Организация обслуживания в аэропортах Российской Федерации, а также за рубежом;

  • Оказание визовой поддержки, оформление выездных документов и приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам;

  • Аренда автотранспорта и организация трансферов на территории Российской Федерации, стран СНГ и за рубежом;

  • Предоставление услуг гидов-переводчиков.

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчиком в Документации не установлено значение цены единицы услуг по пунктам 1-7 вышеуказанной Таблицы 1 Технического задания. Также, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика подтвердил отсутствие в Документации сведений о цене единицы услуги по пунктам 1-7 Таблицы 1 Технического задания и пояснил, что участникам закупки необходимо самостоятельно определить цену единицы услуг по предмету Конкурса.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Частью 12 статьи 4 Закона о закупках установлено, что протоколы, составленные в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Заказчиком в ходе проведения Конкурса составлены и размещены в ЕИС протоколы от 28.12.2018 № 257р/4, от 29.12.2018 № 257р/5, от 29.12.2018 № 257р/7, от 29.12.2018 № 257р/8 (далее - Протоколы).

Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Протоколы содержат указания на приложения, при этом такие приложения не размещены в ЕИС.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России затруднился представить подтверждение размещения вышеуказанных приложений к Протоколам в ЕИС.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, не разместившего в ЕИС приложения к Протоколам, свидетельствуют о ненадлежащем размещении сведений в ЕИС и нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Согласно пункту 2.4.1.1 Документации участник Конкурса должен подготовить конкурсную заявку, включающую, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника Конкурса требованиям «Технической части» (Том 2 Документации) (далее — Техническое задание).

Разделом 3 Технического задания установлены обязательные требованиям к участникам Конкурса, в том числе:

  • Наличие собственного on-line ресурса с возможностью круглосуточного доступа представителей Заказчика для поиска и бронирования, авиа- и железнодорожных билетов, гостиниц, трансферов, такси, и других услуг, необходимых для организации служебных командировок (предоставить презентацию ресурсов в электронном виде, а также тестовый доступ);

  • Наличие возможности оформления ж/д билетов на Европейские железные дороги (предоставить копии договоров первую и последнюю страницы с поставщиком по выписке электронных ж/д билетов на европейские железные дороги).

  • Наличие офиса на территории участника в пределах г. Москва, осуществляющего оказание услуг круглосуточно, в том числе в выходные и праздничные дни (Участником конкурса предоставляются подтверждающие документы (свидетельство на право собственности, договор аренды/субаренды, и т.д.)).

  • Участник должен предоставить Заказчику персональных менеджеров, диспетчеров, специалиста и бухгалтера-экономиста (предоставить информационное письмо).

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки соответствующих производственных мощностей, технических средств и квалифицированного персонала, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такие мощности, средства и такой персонал могут быть привлечены участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки, и, напротив, налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное положение Документации, ограничивает количество участников закупки и противоречит пункту 1.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3, части 1 статьи 2 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

      • Признать жалобу ООО «Таларии» от 10.01.2019 № 704/3 (ИНН 7706216406, ОГРН 1037739277212) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» (ИНН 7728662669, ОГРН 1087760000019) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации служебных командировок, деловых конференций, выездных и внутренних совещаний (извещение № 31807168402) необоснованной.

      • Признать ПАО «Россети» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 5, 9, 13, 14 части 10 статьи 4, часть 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушении не выдавать, так как по результатам закупки заключен договор.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.01.2019 № 223ФЗ-46/19 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ПАО «Россети»
ИНН 7728662669, ОГРН 1087760000019
ООО "Таларии"
ИНН 7706216406, ОГРН 1037739277212