Решение №17/40212/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-251/16 по результатам рассмотрения жалобы... от 14 июня 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-251/16
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Самсон ТК» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
08.06.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...> (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО «Газпром»: <...> – доверенность от 27.05.2014 № 01/04/04-293д, <...>– доверенность от 27.05.2014 № 01/04/04-292д;
представители ООО «Самсон ТК» не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО «Самсон ТК» б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 31.05.2016 № ИШ/22593 (вх. от 31.05.2016 № 77781-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание автотранспортных услуг филиалу ПАО «Газпром» «Приволжское межрегиональное управление охраны ПАО «Газпром» в г. Самаре для нужд ПАО «Газпром» (29782) (извещение № 31603566833, лот №2) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Самсон ТК» (далее – Заявитель) б/д б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 31.05.2016 № ИШ/22593 (вх. от 31.05.2016 № 77781-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание автотранспортных услуг филиалу ПАО «Газпром» «Приволжское межрегиональное управление охраны ПАО «Газпром» в г. Самаре для нужд ПАО «Газпром» (29782) (извещение № 31603566833, лот №2) (далее – Жалоба; Запрос предложений; Закупка).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
18.04.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя в части присвоения по результатам проведения оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений третьего места Заявителю с ценовым предложением 609 220,00 рублей и признания победителем Запроса предложений участника ООО «Караван» с более высоким ценовым предложением, чем у Заявителя в размере 630 800,00 рублей.
Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупках.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно Протоколу от 16.05.2016 № 1/0001/16/6/0029782/ПАО Газпром/ЗП/ГОС/Э/18.04.2016 подведения итогов конкурсной комиссией Заказчика принято решение «в соответствии с разделом 3 Методики анализа и оценки заявок участников и по результатам оценки присвоить следующие места:
Наименование участника |
Итоговая оценка (баллы) |
Результат |
Общество с ограниченной ответственностью «Караван» |
94,64 |
Первое место |
Общество с ограниченной ответственностью «АзияТранс» |
85,20 |
Второе место |
Общество с ограниченной ответственностью «Самсон ТК» |
82,75 |
Третье место |
Общество с ограниченной ответственностью «Авто-Бэст» |
70,81 |
Четвертое место |
Определить лучшей заявку на участие в запросе предложений по Лоту № 2 – Общества с ограниченной ответственностью «Караван» (617762, Россия, г. Чайковский, ул. Советская, д. 1/13) с ценой заявки на участие в запросе предложений – 630 800,00 рублей (без НДС)».
В соответствии с пунктом 2.9.10 Документации:
«В рамках оценочной стадии Комиссия оценивает и сопоставляет заявки на участие в Запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с Приложением 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» (далее — Методика).
Методикой установлено, что «рейтинг заявки на участие в запросе предложений представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев).
Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.
Для данного запроса предложений максимальный уровень оценки устанавливается в % равных 100.
Сравнительная оценка заявок Участников проводится не менее чем по двум из трех критериев:
1. Оценка квалификации Участника.
2. Оценка технического предложения.
3. Оценка коммерческого предложения.
Итоговая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев».
При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:
Квалификация Участника |
30% |
Коммерческое предложение |
40% |
Техническое предложение |
30% |
Всего |
100% |
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2.10 Документации «Лучшая заявка на участие в запросе предложений — заявка на участие в запросе предложений, признанная Комиссией по подведению итогов запросов предложений лучшей, содержащая лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленная Участником, наиболее полно соответствующим требованиям документации о запросе предложений».
Учитывая изложенное, оценка и сопоставление заявок на участие в Запросе предложений осуществляется Заказчиком не только по ценовому критерию, но и по не ценовым критериям, составляющим 60 % от общего количества присваиваемых участнику Закупки баллов.
Исходя из установленного в Документации порядка оценки заявке участника ООО «Самсон ТК» присвоено 82,75 балла (третье место), участнику ООО «Караван» 94,64 балла (первое место).
Учитывая изложенное, прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя не представляется возможным.
2. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 2.4.4 Документации «Организатор обязуется ответить на любой вопрос, связанный с разъяснением документации о запросе предложений, который он получит не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений, указанного в извещении о проведении запроса предложений. Дата начала срока предоставления Участнику запроса предложений разъяснений Документации о запросе предложений: дата размещения документации на Официальном сайте и на сайтах, указанных в п. 4.1.3 информационной карты. Дата окончания срока предоставления Участнику запроса предложений разъяснений Документации о запросе предложений: за 2 (два) рабочих дня до истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений».
Таким образом, в Документации не установлены дата начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
-
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках
в документации о закупке указываются требования к участникам закупки
и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
-
-
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупках.
Пунктом 3.6.8 Документации установлено, что для подтверждения соответствия квалификационным требованиям Документации участник представляет в составе заявки «Сведения о субподрядчиках/соисполнителях (Форма 6). В данной форме должны быть указаны все субподрядные организации, привлекаемые к выполнению работ. В случае если Участник намеревается использовать субподрядчиков для выполнения важных компонентов работ или работ составляющих более 10% основного объема работ, в составе заявки на участие в запросе предложений должны быть представлены документы по таким субподрядчикам/соисполнителям в соответствии с п. 3.8».
Пунктом 3.8. Документации установлен перечень документов для субподрядчиков/соисполнителей участника.
В соответствии с пунктом 11 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» Документации основаниями для отклонения заявки участника Запроса предложений являются непредставление любого из документов, требуемых документацией о закупке, на любого из привлекаемых поставщиков/ субподрядчиков/ соисполнителей, а также несоответствие любого из привлекаемых поставщиков/ субподрядчиков/ соисполнителей требованиям, установленным документацией о закупке.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление требования о необходимости предоставления в составе заявки участниками закупки документов и сведений о субподрядчиках/соисполнителях, за исключением декларации субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии критериям, установленным статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в случае привлечения субпоставщиков, принадлежащих к субъектам малого и среднего предпринимательства, ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора и непредставление указанных сведений и документов не может являться основанием для отклонения заявки.
Пунктом 1.4.1.8 Документации установлено требование к участникам Запроса предложений о том, что общая сумма всех судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/ выполнением работ/ оказанием услуг за последние 3 (Три) года не должна превышать 20 % начальной (максимальной) цены предмета закупки. При этом, под суммой судебных решений понимается совокупность взысканных с участника закупки денежных средств в соответствии с решением суда, в том числе задолженностей, неустоек, пени, процентов за пользование чужими денежными средствами, расходов по уплате госпошлин.
При этом, в соответствии с пунктом 14 Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника Запроса предложений является представление сведений о репутации о том, что общая сумма всех судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, по неисполнению или ненадлежащему исполнению или ненадлежащему исполнению обязательств. связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/выполнением работ/оказанием услуг за последние 3 года превышает 20% начальной (максимальной) цены предмета закупки.
Комиссия ФАС России приходит к выводу, что наличие судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/ выполнением работ/ оказанием услуг за последние 3 года, не связано с исполнением договора, заключаемого по результатам Запроса предложений.
При этом, установление требования о том, что сумма судебных решений не в пользу участника закупки в качестве ответчика, связанных с изготовлением, поставкой, эксплуатацией продукции/ выполнением работ/ оказанием услуг за последние 3 года равна, должна не превышать 20% от начальной (максимальной) цены, ограничивает количество участников Запроса предложений.
Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений в качестве обязательных, а также отказ в допуске к участию в Запросе предложений в связи с несоответствием таким требованиям противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России
РЕШИЛА:
-
-
-
Признать жалобу ООО «Самсон ТК» б/д б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 31.05.2016 № ИШ/22593 (вх. от 31.05.2016 № 77781-ЭП/16) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание автотранспортных услуг филиалу ПАО «Газпром» «Приволжское межрегиональное управление охраны ПАО «Газпром» в г. Самаре для нужд ПАО «Газпром» (29782) (извещение № 31603566833, лот №2) необоснованной.
-
Признать ООО «Газпром комплектация» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты проведения закупки, а также по результатам проведения закупки заключен договор.
-
-
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.06.2016 № 223ФЗ-251/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.