Решение №17/40605/17 Решение № 223ФЗ-529/17 от 16 июня 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-529/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЭСГ «Охрана труда» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

31.05.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

 

при участии представителей:

ОАО «Россети»: <...> - доверенность от 31.05.2017 №100-17, Бердниковой С.В. - доверенность от 29.05.2017 № 86-17,

представительи ООО «ЭСГ «Охрана труда» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ЭСГ «Охрана труда» от 18.05.2017 № 1805/17-2В на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и внедрению Системы управления охраной труда (извещение № 31704908377) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЭСГ «Охрана труда» (далее - Заявитель) от 18.05.2017 № 1805/17-2В на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и внедрению Системы управления охраной труда (извещение № 31704908377) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» от 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

20.03.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Запросе предложений.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичные принципы предусмотрены подпунктом «б» пункта 1.2.1 Положения о закупке.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии Заказчика от 11.05.2017 № 94р/6 Заявителю отказано в допуске на участие в Запросе предложений в связи с несоответствием пункту 9.1 Тома 2 Документации.

Пунктом 9.1 Тома 2 Документации установлены требования к участникам Запроса предложений о наличии подтверждения (уведомления) о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек; обучение работодателей и работников вопросам охраны труда).

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что Заявителем в составе заявки на участие в Запросе предложений представлено письмо Министерства труда и социальной защиты от 16.12.2013 № 15-2-3397 об аккредитации Заявителя на оказание услуг осуществления функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, при этом Заявителем не представлены документы подтверждающие указанную аккредитацию. Также, представителем Заказчика представлены графические изображения из Реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, согласно которой, Заявителем не имеет аккредитации на оказание услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Пунктом 3.6.2.4 Тома 1 Документации установлено, что по результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия имеет право отклонить заявки участников Запроса предложений, которые в том числе:

  • не отвечают установленным в Документации требованиям к оформлению, составу документов и сведений, подаваемым в заявке, в том числе если участник.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств свидетельствующих о соответствии заявки на участие в Запросе предложений требованиям Документации.

Таким образом, действия Заказчика, отклонившего заявку Заявителя не противоречат требованиям Документации, Положения о закупках и Закона о закупках.

Учитывая изложенное, довод Заявителя о неправомерно отказе Заявителю в допуске на участие в Запросе предложений, не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

2. Согласно пункту 3.6.2.2 Документации в рамках отборочной стадии закупочная комиссия может запросить у участников разъяснения или дополнения их Заявок, в том числе представления отсутствующих документов, перечень которых был указан в настоящей Документации. При этом Закупочная комиссия не вправе запрашивать разъяснения или требовать документы, меняющие суть Заявки, а также документы, перечень которых отсутствует в настоящей Документации. Допускаются уточняющие запросы по техническим условиям Заявки (перечня предлагаемой продукции, ее технических характеристик, иных технических условий), при этом данные уточнения не должны изменять предмет Запроса предложений.

Кроме того, пунктом 3.6.2.5 Документации предусмотрено, что при проведении отборочной стадии организатор Запроса предложений вправе проверять соответствие предоставленных Участником заявлений, документов и информации действительности, в том числе путем направления запросов в государственные органы, лицам, указанным в Заявке, а также проводить выездные проверки. При предоставлении заведомо ложных сведений или намеренном искажении информации или документов, приведенных в составе Заявки, Заказчик по решению Закупочной комиссии вправе отклонить заявку.  

Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительные документы и осуществлять выездные проверки, может применяться не в равной степени к участникам закупки, что может повлечь необоснованное отклонение и/или допуск участников закупки.

Кроме того, в Документации отсутствуют основания и порядок проведения выездной проверки, а также правовые последствия такой проверки.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований противоречит подпункту «б» пункта 1.2.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 3.6.4.1.  Документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по критериям:

  • «Опыт работы в области стандартизации (участие в разработке стандартов, в том числе национальных, и т.п.), а также опыт разработки документированных процедур, требуемых для функционирования СУОТ в организациях (количество исполненных договоров, предусматривающих работы в области стандартизации и/или документированных процедур, требуемых для функционирования СУОТ)»;

  • «Опыт внедрения СУОТ в организациях (количество исполненных договоров, предусматривающих работы по внедрению СУОТ в организациях)»;

  • «Средний опыт практической работы в организации по направлению охрана труда работающих по трудовому договору экспертов».

Подпунктом 1 пункта 3.6.4.1.  Документации по критерию «Опыт работы в области стандартизации (участие в разработке стандартов, в том числе национальных, и т.п.), а также опыт разработки документированных процедур, требуемых для функционирования СУОТ в организациях (количество исполненных договоров, предусматривающих работы в области стандартизации и/или документированных процедур, требуемых для функционирования СУОТ)» предусмотрен порядок оценки, в соответствии с которым заявке участника начисляется: за 0-2 договора 0 баллов, 2-3 договора 1 балла, 3-6 договоров 2 баллов, 7-10 договоров 4 балла, 11-15 договоров 6 баллов, 16-20 договоров 8 балов, более 20 договоров 10 баллов.

Аналогичный порядок установлен также по критерию «Опыт внедрения СУОТ в организациях (количество исполненных договоров, предусматривающих работы по внедрению СУОТ в организациях)».

Однако в данном порядке оценка отсутствует пропорциональная зависимость между представленным количество договоров в составе заявки участника и начисляемым количеством баллов по данным критериям.

Кроме того, из вышеуказанной системы начисления баллов по критерию «Опыт работы в области стандартизации (участие в разработке стандартов, в том числе национальных, и т.п.), а также опыт разработки документированных процедур, требуемых для функционирования СУОТ в организациях (количество исполненных договоров, предусматривающих работы в области стандартизации и/или документированных процедур, требуемых для функционирования СУОТ)» не представляется возможным определить количество начисляемых баллов участнику, представившему, например 3 договора.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком усатновлен ненадлежащим образом порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений, указанные действия нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, поскольку победителем Запроса предложений признан участник с наименьшей ценой предложения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ЭСГ «Охрана труда» от 18.05.2017 № 1805/17-2В на действия (бездействие) заказчика ПАО «Россети» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и внедрению Системы управления охраной труда (извещение № 31704908377) обоснованной.

2. Признать ПАО «Россети» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 31.05.2017 № 223ФЗ-529/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

4. Обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны