Решение №17/43501/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-585/17 по результатам рассмотрения жалобы ОО... от 27 июня 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-585/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Энсис-Технологии» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

22.06.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Энсис-Технологии» от 05.06.2017 №004-06 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание инжиниринговых услуг по проведению обязательных энергетических обследований дочерних обществ ПАО «Газпром» для нужд ПАО «Газпром» (извещение №31705034261) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ФАС России поступила жалоба ООО «Энсис-Технологии» (далее — Заявитель) от 05.06.2017 №004-06 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» (далее — Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание инжиниринговых услуг по проведению обязательных энергетических обследований дочерних обществ ПАО «Газпром» для нужд ПАО «Газпром» (извещение №31705034261) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

19.04.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении  Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок — 28.04.2017;

дата рассмотрения заявок —26.05.2017;

дата подведения итогов—26.05.2017;

На участие в закупке подано 4 заявки, допущено 4 заявки.

Как следует из Жалобы, Заказчиком нарушены положения Закона о закупке, а именно:

      • Заказчиком нарушен срок размещения в ЕИС протокола № 1/0001/17/6/0014712/ПАО Газпром/ЗП/ГОС/Э/19.04.2017 заседания комиссии ПАО «Газпром» по подведению итогов открытого запроса предложений (далее - Протокол);

      • В Протоколе не представлен подробный порядок начисления баллов заявкам участников.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положения о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушен срок размещения в ЕИС Протокола.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен в пункте 1.1.3 Положения о закупке.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В соответствии с пунктом 1.6.7 Положения о закупке протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком (Организатором) в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно информации в ЕИС Протокола размещен 01.06.2017.

При этом согласно информации в Протоколе заседание Комиссии состоялось 26.05.2017.

Вместе с тем, представители Заказчика на заседание Комиссии ФАС России не представили информации об установлении в положении Документации порядка и сроках подписания Протокола.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 1.6.7 Положения о закупке и нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Протоколе не представлен подробный порядок начисления баллов заявкам участников.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Согласно пункту 9.9.2. Положения о закупке решение комиссии по подведению итогов Запроса предложений оформляется протоколом, в котором помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, Организатора, Заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки) должны содержаться следующие сведения: о месте, дате, времени проведения процедуры вскрытия заявок на участие в Запросе предложений, об участниках, представивших заявки на участие в Запросе предложений на процедуру вскрытия заявок на участие в Запросе предложений; о принятом решении; в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физического лица), адрес места нахождения и цена предложения участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей.

Вместе с тем, Законом о закупке не предусмотрено требование об обязательном указании в протоколе подведения итогов Запроса предложений порядка начисления баллов заявкам участников закупки.

Протокол содержит информацию, предусмотренную Положением о закупке, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при рассмотрение Жалобы по существу Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

3. Пунктом 1.4.4 Документации установлено, что   комиссия по подведению итогов вправе отклонить заявки на участие в Запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей документацией о запросе предложений, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений».

3.1 Пунктом 2.9.6 Документации установлено, что Заказчик (Организатор) вправе запросить участников о предоставлении разъяснений положений поданных ими заявок.

Вместе с тем, наделение Заказчика (Организатора) закупки правом запрашивать сведения либо документы, подтверждающие сведения, представленные участником, содержит риски необъективного рассмотрения заявок и может применяться не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете может повлечь ограничение количества участников закупки.

3.2. Пунктом 3.6.8 Документации установлено, что участнику закупки необходимо представить в составе заявки порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей по установленной в Документации форме 6 «Порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей Участника». В данной форме должны быть указаны все субподрядные организации, привлекаемые к выполнению работ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1.32 «Информационной карты» Документации участнику в составе заявке необходимо представить перечень документов на субподрядчиков/соисполнителей, установленный пунктом 3.8 Документации.

Также пунктом 2.11.4 Документации предусмотрено, что Заказчик (Организатор) оставляет за собой право на основании решения Комиссии Заказчика рекомендовать участнику с лучшей заявкой того или иного субподрядчика, в том числе из числа участников.

В соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Установление требования о необходимости предоставления в составе заявки на момент подачи такой заявки сведений о субподрядчиках/ соисполнителях, а также документов от субподрядчиков/соисполнителей, выполняющих важные компоненты работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ, ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора.

Кроме того, установление данных положений Документации является вмешательством в хозяйственную деятельность участника.

    • В соответствии с пунктом 11 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление одного, или нескольких документов в соответствии в том числе с пунктом 4.1.29 Информационной карты Документации.

Согласно пункту 4.1.29 Информационной карты Документации участник в подтверждение установленным квалификационным требованиям должен представить документы в соответствии с пунктом 3.6 Документации.

Пунктом 3.6.12 Документации предусмотрено, что участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить справку из налогового органа об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, срок уплаты по которым наступил в соответствии с действующим налоговым законодательством (просроченная задолженность).

Вместе с тем, требование о предоставлении в составе заявки оригинала справки из налогового органа накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган, а также указанная справка не является подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

    • В соответствии с пунктом 4 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации установлено, что основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление заполненной таблицы сведений о цепочке собственников, за исключением случаев, когда закупка проводится в рамках сделки административно-хозяйственного назначения.  Не раскрытие/ неполное раскрытие сведений о цепочке собственников. - непредставление   документов, подтверждающих сведения, указанные в таблице.

Пунктом 11 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление одного, или нескольких документов в соответствии, в том числе с пунктом 4.1.29 Информационной карты Документации.

Согласно пункту 4.1.29 Информационной карты Документации участник в подтверждение установленным квалификационным требованиям должен представить документы в соответствии с пунктом 3.6 Документации.

Пунктом 3.6.3 Документации предусмотрено, что участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) (Форма 2.1), с приложением подтверждающих документов.

Вместе с тем, представление информации о цепочке собственников участника не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

Установление Заказчиком в составе Документации вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Энсис-Технологии» от 05.06.2017 №004-06 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание инжиниринговых услуг по проведению обязательных энергетических обследований дочерних обществ ПАО «Газпром» для нужд ПАО «Газпром» (извещение №31705034261) обоснованной в части нарушения сроков размещения в ЕИС протокола № 1/0001/17/6/0014712/ПАО Газпром/ЗП/ГОС /Э/19.04.2017 заседания комиссии ПАО «Газпром» по подведению итогов открытого запроса предложений.

      • Признать ПАО «Газпром» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • ПАО «Газпром» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.06.2017 № 223ФЗ-585/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны