Решение №17/43648/18 Решение № 223ФЗ-346/18 от 14 июня 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 223ФЗ-346/18 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

10.05.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу АО «УСТИ» от 28.04.2018 № 90 на действия (бездействие) заказчика АО «Корпорация «ВНИИЭМ» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению объекта капитального строительства «Реконструкция и техническое перевооружение для внедрения новейших технологий для изготовления специальных малошумных электроприводов с повышенными виброакустическими характеристиками в обеспечение создания группировок проектов 885М, 955А» по адресу: г. Москва, ул. Вольная, д. 30 (извещение № 0473000008118000001) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба АО «УСТИ» (далее — Заявитель) от 28.04.2018 № 90 (вх. 68363/18 от 03.05.2018) на действия (бездействие) заказчика АО «Корпорация «ВНИИЭМ» (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению объекта капитального строительства «Реконструкция и техническое перевооружение для внедрения новейших технологий для изготовления специальных малошумных электроприводов с повышенными виброакустическими характеристиками в обеспечение создания группировок проектов 885М, 955А» по адресу: г. Москва, ул. Вольная, д. 30 (извещение № 0473000008118000001) (далее — Аукцион, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

      • извещение о проведении Аукциона, аукционная документация (далее — Извещение, Документация) размещены в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 12.04.2018. В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, Заказчиком 19.04.2018 внесены изменения в Документацию;

      • начальная (максимальная) цена договора — 990 000 000 рублей;

      • дата окончания подачи заявок — 07.05.2018;

      • дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок — 14.05.2018;

      • дата проведения Аукциона — 17.05.2018;

      • на участие в Аукционе подано 2 заявки.

Согласно пункту 7 Информационной карты Документации источником финансирования является федеральный бюджет.

Как следует из Жалобы, при проведении Аукциона Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:

      • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к сроку действия лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

      • Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе;

      • Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены требования к обеспечению исполнения договора;

      • Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оплаты работ по предмету закупки;

      • Заказчиком в проекте договора Документации неправомерно установлены требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570);

      • Заказчиком неправомерно объединено в один лот выполнение работ по предмету закупки на различных объектах строительства.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при составлении Документации Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к сроку действия лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктом 15.3 проекта договора Документации установлено требование: «Генподрядчик на все время действия Договора должен иметь действующую лицензию на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну». При этом Комиссией ФАС России установлено, что Документация, размещенная в ЕИС, не содержит требований к участникам Аукциона о подтверждении наличия действующей лицензии на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Также на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что объект строительства, на котором выполняются работы по предмету Аукциона, является режимным, в связи с чем исполнителю необходимо обладать соответствующей лицензией на осуществление работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно подпункту «а» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с пунктом 28.1 Документации первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующую информацию:

  • согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Вместе с тем, согласно пункту 6 Документации предметом Аукциона является выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению объекта капитального строительства.

Кроме того, Документация не содержит конкретного перечня товаров, используемых при выполнении работ по предмету Аукциона, а также их качественных и технических характеристик для предоставления конкретных показателей в составе первой части заявки на участие в Аукционе.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, что нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлены требования к обеспечению исполнения договора.

Часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, устанавливает, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 21.1 проекта договора Документации установлено: «Генподрядчик обязан предоставить Заказчику обеспечение исполнения Договора по своему выбору следующим способом:

  • либо безотзывной банковской гарантии, выданной банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения в соответствии со статьей 74.1 Налогового кодекса российской Федерации;

  • либо обеспечительного платежа путем перечисления денежных средств Заказчику (обеспечительный платеж) установлены требования к обеспечению исполнения контракта, а именно: «срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на 3 (три) месяца».

При этом согласно пункту 21.10 проекта договора Документации к банковской гарантии должны прилагаться следующие документы:

  • нотариально заверенная копия лицензии Банка России, удостоверяющая право на выдачу банковских гарантий;

  • заверенные уполномоченным лицом банка-гаранта или нотариально заверенные копии действующих учредительных документов банка-гаранта;

  • заверенная уполномоченным лицом банка-гаранта копия решения (выписки из протокола) уполномоченного органа управления банка-гаранта об избрании единоличного исполнительного органа (в случае, если банковская гарантия подписана единоличным исполнительным органом банка-гаранта);

  • подлинник или копия доверенности, заверенная лицом, ее выдавшим, или нотариально, на лицо, действующее от имени банка-гаранта;

При отсутствии вышеуказанных документов обеспечение не принимается».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. № 1005 «О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Постановления № 1005) банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при представлении банковской гарантии в качестве обеспечения договора не предусмотрено предоставление иных документов, подтверждающих подлинность такой гарантии.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к обеспечению исполнения договора, а именно в части подтверждения подлинности представленной банковской гарантии.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оплаты работ по предмету закупки, а именно не установлен срок оплаты последнего авансового платежа.

В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно пункту 4.8 проекта договора Документации установлен следующий порядок оплаты авансовых платежей:

«Авансовые платежи по Договору производятся Заказчиком в соответствии с Планом-графиком финансирования Договора (Приложение № 6 к Договору) путем перевода предоставленных ему целевых средств (бюджетных инвестиций) со счетов Заказчика, открытых в территориальном органе Федерального казначейства по городу Москве, на лицевые счета Генподрядчика, открытые Генподрядчику в территориальных органах Федерального казначейства, в следующем порядке:

Авансовый платеж по Договору составляет 200 000 000 (двести миллионов) руб. 00 коп. Заказчик совершает указанный авансовый платеж не позднее 30 (тридцати) банковских дней после подписания настоящего Договора, но не ранее принятия Генподрядчиком Строительной площадки для производства Работ.

После принятия Заказчиком выполненных Генподрядчиком Работ в объеме, стоимость которого равна размеру произведённого авансового платежа, указанного в пункте 4.8.1, Заказчик совершает следующий авансовый платеж в размере 75 000 000 (семидесяти пяти миллионов) руб. 00 коп.

Последующие авансовые платежи Заказчик совершает в соответствии с Планом-графиком финансирования Договора (Приложение № 6 к Договору) при условии принятия Заказчиком выполненных Генподрядчиком Работ в объеме ранее произведенных авансовых платежей, указанных в подпунктах 4.8.1, 4.8.2 Договора, в течение 45 (сорока пяти) банковских дней со дня заключения договора, указанного в п. 4.1 на соответствующий год (этап), при условии соблюдении требований бюджетного законодательства Российской Федерации».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что план-график финансирования договора заполняется победителем Аукциона при заключении договора по результатам проведения Аукциона, в связи с чем у Заказчика отсутствуют сведения, достаточные для заполнения указанного графика на момент размещения Документации.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в проекте договора Документации неправомерно установлены требования в соответствии с Постановлением № 570.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

В соответствии с пунктом 7.2 проекта договора Документации установлена обязанность генподрядчика выполнять работы в соответствии с требованиями Постановления № 570.

Постановлением № 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Пунктом 5 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено, что государственный заказчик — государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Заказчик является акционерным обществом, которое заключает гражданско-правовые договоры, в связи с чем требования, предусмотренные Постановлением Правительства № 570, не распространяются на Заказчика.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в проекте договора Документации виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по договору в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно объединено в один лот выполнение работ по предмету закупки на различных объектах строительства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 технического задания Документации по предмету аукциона необходимо выполнить комплекс работ по реконструкции и техническому перевооружению объекта по адресу: г. Москва, ул. Вольная, д. 30. корп. №№ 1, 2, 6 и 11.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что объекты, на которых выполняются работы по предмету Аукциона, являются единым комплексом и связаны единым технологическим циклом производства оборудования.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

7. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно пункту 1 технического задания Документации установлено: «По предмету аукциона необходимо выполнить комплекс работ по реконструкции и техническому перевооружению Объекта, включая все виды строительно-монтажных работ, в том числе монтаж, подключение и испытание Оборудования, пусконаладочные работы на Объекте, необходимые для достижения определенного в п. 2.2. Договора результата реконструкции и технического перевооружения Объекта (далее - Работы), в объеме прилагаемой Рабочей и Проектной документации, определенной Заказчиком, и передаваемой Генподрядчику «в производство работ» в сроки, установленные Договором».

Комиссией ФАС России установлено, что Документация не содержит требований к участникам закупки о подтверждении членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Указанные действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

      • Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к Постановлению № 99.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Также пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:

«копия исполненного контракта (договора);

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

В соответствии с пунктом 20 Документации установлены требования к участникам Аукциона о подтверждении соответствия дополнительным требованиям: «Копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе».

На заседании Комиссии установлено, что требования к документам, подтверждающим соответствие дополнительным требованиям к участникам закупки установлены не в соответствии с требованиями Постановления № 99.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99, нарушают пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

      • В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с Извещением, размещенном в составе Документации, указано:

  • дата окончания подачи заявок — 27.04.2018;

  • дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок — 04.05.2018;

  • дата проведение Аукциона — 07.05.2018;

При этом согласно сведениям размещенным в ЕИС:

  • дата окончания подачи заявок — 07.05.2018;

  • дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок — 14.05.2018;

  • дата проведение Аукциона — 17.05.2018;

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что указанные разночтения сроков проведения закупки, вводит участников закупки в заблуждение.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

10. Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком размещено в ЕИС разъяснение положений документации об электронном аукционе от 24.04.2018 № РД5 с указанием предмета запроса, согласно которому:

Текст запроса на разъяснение: «Начальная максимальная цена лота – 990 млн. руб., а в конкурсной документации выложены сметы на общую сумму 1 046 423 766,03 руб. Просим уточнить: какие именно виды и объемы работ по сметной документации относятся к 990 млн. руб. и будут в последствии контрактоваться».

Ответ: «Ответ на разъяснение прилагается в виде файла формата .xls на уточненные виды и объемы работ по сметной документации для последующего выполнения».

Вместе с тем, согласно приложению к разъяснениям от 24.04.2018 № РД5 Заказчиком представлены обновленные сметные расчеты, отличающиеся по сумме со сметами, размещенными в составе Документации.

Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС разъяснения положений документации об Аукционе, которые изменяют суть документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

      • Признать жалобу АО «УСТИ» (ИНН: 7716653652, ОГРН: 1097746740156) от 28.04.2018 № 90 на действия (бездействие) заказчика АО «Корпорация «ВНИИЭМ» (ИНН: 7701944514, ОГРН: 5117746071097) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению объекта капитального строительства «Реконструкция и техническое перевооружение для внедрения новейших технологий для изготовления специальных малошумных электроприводов с повышенными виброакустическими характеристиками в обеспечение создания группировок проектов 885М, 955А» по адресу: г. Москва, ул. Вольная, д. 30 (извещение № 0473000008118000001) обоснованной в части ненадлежащих требований к первой части заявки, неправомерных требований к содержанию банковской гарантии для обеспечения договора, неправомерного установления требований в соответствии с Постановлением № 570.

      • Признать АО «Корпорация «ВНИИЭМ» нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 96, часть 3 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66, часть 5 статьи 65, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

      • Выдать АО «Корпорация «ВНИИЭМ» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

АО "Корпорация "ВНИИЭМ"
ИНН 7701944514, ОГРН 5117746071097
ЗАО "УСТИ"
ИНН 7716653652, ОГРН 1097746740156