Решение №17/43956/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-545/17по результатам рассмотрения жалобы ООО... от 29 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-545/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «МЦ УОП» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

13.06.2017 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...> ,

рассмотрев жалобу ООО «МЦ УОП» от 01.06.2017 № 073/НВ (вх. 83780/17 от 01.06.2017) на действия (бездействие) заказчика ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», организатора ООО «РН-Юганскнефтегаз», при проведении запроса предложений на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории Мамонтовского, Правдинского и Майского регионов, Сургутского района, Лемпинского и Юнг-Яхтинского участковых лесничеств (извещение № 31705021471), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «МЦ УОП» (далее — Заявитель) 01.06.2017 № 073/НВ (вх. 83780/17 от 01.06.2017) на действия (бездействие) заказчика ПАО «НК «РОСНЕФТЬ» (далее — Заказчик), организатора ООО «РН-Юганскнефтегаз» (далее — Организатор) при проведении запроса предложений на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории Мамонтовского, Правдинского и Майского регионов, Сургутского района, Лемпинского и Юнг-Яхтинского участковых лесничеств (извещение № 31705021471) (далее – Жалоба, Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика на момент проведения Запроса предложений регламентировалась Положением компании о закупках товаров, работ, услуг № П2-08 Р-0019, утвержденным Решением Совета директоров ОАО «НК «Роснефть» от 26.05.2015 № 230 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

17.04.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению:

дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений — 03.05.2017 в 19:00;

дата и время рассмотрения заявок – 17.07.2017 в 18:00;

начальная максимальная цена по 6 лотам: 3 136 723 840,74 рублей.

Из Жалобы и пояснений представителя Заявителя на заседании Комиссии ФАС России следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:

      1. Заказчиком ненадлежащим образом даны разъяснения положений Документации;
      2. Документация содержит противоречивые требования к участникам, а также отборочные требования к участникам закупки, которые исключают возможность участия в закупке.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России, представителями Заявителя заявлены следующие доводы:

  1. Документация не содержит объема выполняемых работ, места оказания услуг, а также конкретный химический состав отходов;
  2. Документация содержит ненадлежащий порядок оценки заявок;
  3. Документация содержит неправомерное требование о том, что участник закупки должен подтвердить отсутствие случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО «НК «Роснефть»;
  4. Документация содержит неправомерное требование о том, что победитель закупки должен осуществлять взаиморасчеты с использованием счетов, обслуживаемых АО «ВБРР»;
  5. Документация содержит неправомерные требования к субподрядчикам;

6. Документация содержит неправомерное требование о представлении сертификатов на материалы, приобретаемые подрядчиком у поставщиков.

7. Установленные требования к аккредитации участников ограничивают их количество;

8. Договор содержит требования, ограничивающие количество участников закупки.

9. Заказчиком неправомерно выбран способ закупки путем проведения запроса предложений.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

1. Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчик разместил ответы на запросы о разъяснении положений Документации Заявителя за 1 день до окончания срока подачи заявок, что ограничивает участников в возможности надлежащим образом оформить и подать заявку на участие в закупке. Кроме того, отдельные разъяснения изменяют суть Документации, однако, Заказчиком не внесены в Документацию соответствующие изменения.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с Извещением о закупке, запрос на разъяснения положений Документации возможен к направлению не позднее, чем за 3 рабочих дня до окончания срока подачи заявок, включая день направления запроса.

Разъяснение положений Извещения или Документации размещается в течение трех календарных дней со дня принятия решения о необходимости разъяснений или поступления запроса о разъяснении, но, не позднее, чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что на все запросы о разъяснении Документации даны соответствующие ответы и размещены на сайте оператора электронной площадки. Также, подтвердил размещение ответов на запросы Заявителя в ненадлежащий срок.

Заявителем не представлены надлежащие доказательства, что разъяснения Заказчика положений Документации изменяют ее суть.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений Документации. Также установлено, что разъяснения положений Документации не размещены в ЕИС.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего конкретные даты представления разъяснений положений Документации участникам закупки, а также не опубликовавшего разъяснения на запросы о разъяснении положений Документации в ЕИС, нарушают пункт 10 части 10, часть 11 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 5, 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Документация содержит противоречивые требования к участникам закупки, а также отборочные требования к участникам закупки, которые исключают возможность участия в закупке.

В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупке документация также должна содержать требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Аналогичное положение предусмотрено пунктом 3.2.2 Положения о закупке.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с абзацем «и» пункта 10.5.1 Положения о закупке в Документации должны быть указаны, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

2.1 Согласно доводу Заявителя, Заказчиком предъявлены некорректные требования к участникам закупки о наличии лицензии по обращению с отходами, поскольку действие лицензии должно распространяться на территорию ХМАО-Югра, что противоречит требованиям Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», при этом в лицензии должны быть предусмотрены работы по обезвреживанию отходов, а также указание на конкретные виды отходов.

Пунктом 3.2.2 Информационной карты Документации установлены требования к квалификации участника:

«Наличие у участника закупки действующей лицензии на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности, полученной в установленном законодательством о лицензировании порядке, разрешающей осуществление намечаемого (в рамках исполнения Договора) вида работ по обращению с отходами конкретных видов (указанных в договоре) в планируемом месте его осуществления. В соответствии с п. 2.1 Договора, под видом работ понимается утилизация отходов бурения с последующей рекультивацией нарушенных земель (технический и биологический этапы), занятых под объекты накопления буровых отходов. В соответствии с п. 1 Приложения №1 к договору (Техническое задание), под отходами понимается: шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные (ФККО № 2 91 120 01 39 4); растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные малоопасные (ФККО № 2 91 110 01 39 4); воды сточных буровые при бурении, связанном с добычей нефти, малоопасные (ФККО № 2 91 130 01 32 4).

Подтверждается: заверенная ЭЦП копия действующей лицензии участника закупки на деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности (с приложением, содержащим перечень конкретных видов отходов и разрешенных видов работ по обращению с ними), полученной в установленном законодательством о лицензировании порядке, разрешающей осуществление намечаемого (в рамках исполнения Договора) вида работ по обращению с отходами конкретных видов (указанных в договоре) в планируемом месте его осуществления».

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах), обращение с отходами — это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Статьей 9 Законв об отходах предусмотрено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит обязательному лицензированию.

Частью 2 статьи 9 Закона об отходах установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

В соответствии с частью 1.1 статьи 15 Закона об отходах, Приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I - IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

Для получения лицензии, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности», соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, в котором указывает для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности - перечень конкретных видов отходов I - IV классов опасности, содержащий их наименования, классы опасности и коды согласно федеральному классификационному каталогу отходов, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов I - IV классов опасности.

На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки являются услуги по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения Заказчика. Указанная деятельность осуществляется без привязки к конкретному объекту утилизации отходов, в связи с чем, указание в лицензии участника закупки конкретного адреса местонахождения объектов, на которых предполагается осуществлять деятельность по утилизации отходов, не требуется.

Таким образом, под лицензией участника закупки, разрешающей осуществление намеченного вида работ по обращению с отходами в планируемом месте его осуществления, понимается лицензия, в которой место осуществления лицензированного вида деятельности — утилизации отходов бурения не привязано к конкретным объектам утилизации отходов.

При этом, представитель Заказчика пояснил, что лицензируемый вид деятельности может осуществляться только в соответствии с конкретным перечнем видов работ в отношении указанных в лицензии (приложении к лицензии) видов отходов, в связи с чем требование о наличии у участника закупки соответствующей лицензии не противоречит требованиям законодательства о закупках.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, что указанное требование к участникам закупки ограничивает количество участников закупки, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.

2.2 По мнению Заявителя, требование о наличии у участника закупки прав на технологию, планируемую к использованию в рамках выполнения работ, установлено неправомерно, так как технология не является предметом гражданского оборота и в данном случае требованию подлежит патент или права на его обладание. При этом, требование о представлении письма уполномоченного государственного органа, датированного 01.01.2015 необоснованно.

Информационная карта Документации содержит следующее требование к участникам закупки:

«Наличие у участника закупки прав на технологию, планируемую к использованию в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки.

Подтверждается: документы, подтверждающие право на использование участником закупки технологии, планируемой к использованию в рамках выполнения работ, являющихся предметом закупки.

В случае использования новой технологии/ техники/ вещества наличие у участника закупки, полученного в установленном законом порядке положительного заключения государственной экологической экспертизы на проект технической документации новой технологии/ техники/ вещества, предусматривающий их использование на территории РФ, где находится объект выполнения работ.

Подтверждается: заверенная ЭЦП копия положительного заключения государственной экологической экспертизы (в том числе приказа об утверждении заключения) на проект технической документации новой технологии/техники/вещества, предусматривающий их использование на территории субъекта РФ, где находится объект проведения работ или копия письма уполномоченного органа исполнительной власти в области экологической экспертизы о том, что проект технической документации не является объектом государственной экологической экспертизы, датированное не ранее 01.01.2015 г.».

При этом, пункт 5.3 договора содержит следующее положение: «1.1. Подрядчик производит утилизацию отходов бурения в теле объекта временного накопления отходов бурения согласно действующей технологии, имеющей положительное заключение государственной экологической экспертизы при наличии действующей лицензии на деятельность по обращению с отходами».

На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика пояснил, что в целях закупки, в зависимости от используемой технологии (технология, в состав которой входят результаты интеллектуальной деятельности, охраняемой законом, либо технология, реализуемая путем использования конкретной комплектной установки и др.) участник вправе предоставить любой документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации, подтверждающий наличие у участника закупки права использовать последним технологию.

Также, представитель Заказчика пояснил, что требование о наличии заключения применяется в случае использования участником закупки новой технологии/ техники/ вещества и основано на положениях пункта 5 статьи 11 Федерального Закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Кроме того, Федеральным Законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступившим в силу 01.01.2015, введено понятие «утилизация отходов», являющаяся предметом закупки, а также, изменен перечень объектов государственной экологической экспертизы. Таким образом, в целях соблюдения требований природоохранного законодательства, установлено оспариваемое требование.

Дополнительно, представитель Заказчика сообщил, что представление экспертизы является правом участников закупки исключительно в случае выбора новой технологии.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Документация содержит противоречивые требования Информационной карты и проекта договора о представлении документов, подтверждающих право на использование технологии.

2.3 По мнению Заявителя, требование о предоставлении участником ТУ на продукцию, получаемую в результате утилизации отходов, ограничивает количество участников.

Информационная карта Документации содержит, в том числе, следующее требование к участникам:

«В случае утилизации отходов наличие у участника закупки технических условий (ТУ) на получаемую в результате утилизации отходов продукцию, определяющих требования к производству продукции, содержащих описание методов контроля, либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов.

Подтверждается: заверенные ЭЦП копии ТУ на продукцию, получаемую в результате утилизации отходов, либо документа, подтверждающего соответствие получаемой в результате утилизации отходов продукции нормативным требованиям действующих Национальных стандартов, ГОСТов; копии документа, подтверждающего право участника закупки на использование ТУ».

Комиссия ФАС России приходит к выводу, что наличие технических условий не является подтверждением невозможности участника перерабатывать отходы в продукцию.

Таким образом, установление вышеуказанного требования ограничивает количество участников закупки, поскольку участники закупки по результатам утилизации отходов могут изготавливать свою продукцию исключительно на основе ГОСТ, что не будет учитываться Заказчиком и соответствовать требованию Документации.

2.4 По мнению Заявителя, требование о наличии у участника технического свидетельства Госстроя, подтверждающего пригодность продукции, изготавливаемой из отходов ограничивает количество участников закупки.

Информационная карта Документации содержит, в том числе, следующее требование к участникам:

В случае утилизации отходов наличие у участника закупки технического свидетельства, подтверждающего пригодность продукции для применения (для продукции, применяемой в строительстве).

Подтверждается: заверенная ЭЦП копия технического свидетельства, подтверждающего пригодность продукции для применения (для продукции, применяемой в строительстве).

Из пояснений представителя Заказчика следует, что согласно Приказу Госстроя от 16.04.2013 № 129/ГС «Об организации работы по подтверждению пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений» в подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений, необходимо иметь техническое свидетельство.

Вместе с тем, вышеуказанный Приказ распространяется исключительно на новую продукцию, при этом по результатам утилизации отходов у участников закупки не возникает обязанности производить новую продукцию.

Также участник закупки в период изготовления может использовать нормативные документы полностью или частично регламентирующие изготовление новой продукции.

Учитывая изложенное, установление требования о наличии у участника закупки в составе заявки технического свидетельства неправомерно, так как не все участники закупки в случае утилизации будут производить новую продукцию.

По мнению Заявителя, требование о подтверждение опыта ограничивает количество участников закупки, поскольку Заказчиком принимается опыт выполнения работ исключительно одновременного выполнения работ по утилизации и рекультивации на одном объекте, не засчитывая опыт таких работ на разных объектах. Также, требование о подтверждении наличия материально-технических средств, наличие персонала для выполнения договора, ограничивает количество участников, так как не содержит количество персонала и оборудования, необходимого для исполнения договора. При этом, требование о представлении участником закупки актов приема-передачи оборудования, предназначенного для выполнения работ по предмету закупки, исключает участие в закупке тех лиц, кто планирует использовать для выполнения работ оборудование по услугам, так как акт приема-передачи может быть составлен только на арендуемое или приобретенное оборудование.

Информационная карта Документации содержит, в том числе, следующее требование к участникам закупки:

«Наличие у участника закупки положительного опыта выполнения работ, аналогичных* предмету закупки, за 36 месяцев, предшествующих дате подачи заявки, в объеме не менее: по лоту 1 - 26 800 м3; по лоту 2 - 271 550 м3; по лоту 3 - 51 000 м3; по лоту 4 - 265 500 м3; по лоту 5 - 254 720 м3; по лоту 6 - 115 000 м3. *Под работами, аналогичными предмету закупки, понимаются соответствующие работы по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения.

Наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном праве (аренда, лизинг, договор оказания услуг) оборудования, предназначенного для выполнения работ в соответствии с предметом закупки «Утилизация отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения» в количестве, необходимом для выполнения работ, являющихся предметом закупки.

Под количеством, необходимым для выполнения работ, понимается количество оборудования (по видам), указываемое в Техническом задании в соответствии с решениями, содержащимися в соответствующих проектах (например, обустройства месторождений, строительства скважин (кустов скважин), технической документации, планируемой к реализации технологии обращения с отходами и др.)

Участник закупки должен обладать следующими трудовыми ресурсами для исполнения обязательств по Договору: наличие у участника закупки работников (штатных или привлеченных на договорной основе), имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами I-IV класса опасности, в количестве, необходимом для выполнения работ в соответствии с предметом закупки «Утилизация отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения».

Вместе с тем, наличие у участников закупки опыта выполнения договоров, кадровых ресурсов, материально-технических ресурсов не может являться критерием допуска к участию в закупке, так как соответствие указанным требованиям не является подтверждением надлежащего выполнения работ.

В отношении установления требований о представлении участником закупки актов приема-передачи оборудования, предназначенного для выполнения работ по предмету закупки, Заказчик пояснил, что в документации допущена техническая ошибка в отношении случая, когда возможно оказание услуг и обязанность составления акта-приемки будет отсутствовать.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений ограничивает количество участников Запроса предложений и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

В рамках рассмотрения дополнительных доводов Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Заявителя, Документация не содержит объема выполняемых работ, места выполнения работ, а также конкретный химический состав отходов.

Частью 9 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать, в том числе информацию о предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Извещением установлены следующие объемы отходов, подлежащих утилизации:

по лоту № 1 — 26 800 кв.м., по лоту № 2 — 271 550 кв.м., по лоту № 3 — 51 000 кв.м., по лоту № 4 — 265 500 кв.м., по лоту № 5 — 254 720 кв.м., по лоту № 6 — 115 000 кв.м.

В соответствии с п. 1 Приложения № 1 к договору (Техническое задание), под отходами понимается: шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные (ФККО № 2 91 120 01 39 4); растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные малоопасные (ФККО № 2 91 110 01 39 4); воды сточных буровые при бурении, связанном с добычей нефти, малоопасные (ФККО № 2 91 130 01 32 4).

Извещение о закупке в таблице «сведения о лотах» установлено, что место выполнения работ — РФ, Ханты-мансийский автономный округ-Югра.

Представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 1.11 проекта договора объект временного накопления отходов бурения — объект временного накопления отходов, выполненный в виде котлована, подлежащий рекультивации, которая осуществляется в рамках выполнения обязательств по договору. Согласно условиям закупки, работы должны выполняться по технологии, предусматривающий использование продукта утилизации в месте осуществления работ. Также, согласно пункту 2.1 договора работы по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения выполняются согласно проекту производства работ, разработанному Подрядчиком и утвержденному Заказчиком, в соответствии с применяемой технологией согласно утвержденному сторонами техническому заданию, а также в соответствие с производственной программой. Таким образом, объемы работ, являющиеся предметом закупки, установлены закупочной документацией.

При этом, представитель Заказчика дополнительно пояснил, что точный химический состав отходов указать не представляется возможным, так как эта информация будет известна только в процессе выполнения работ подрядчиком.

На основании изложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Документация содержит ненадлежащий порядок оценки заявок.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 3.8.3 Информационной карты Документации предусмотрен следующий порядок применения критериев оценки заявок для выбора Победителя:

Выбор по минимальной приведенной цене заявки (руб. без учета НДС) в соответствии со следующей формулой:

Для сравнения предложений участников закупки с различными сроками оплаты применяется методика расчета приведенной стоимости денежных потоков по следующей формуле:

где:

PV – стоимость, приведенная к дате поставки;

FVk – величина k-того платежа;

n – общее количество платежей;

i – ставка расчета приведенной стоимости;

tk – количество дней отвлечения денежных средств (разница между условиями оплаты и датой поставки/датой исполнения обязательств), рассчитываемое по следующей формуле:

где:

Dactk – предполагаемая дата исполнения обязательств, оплачиваемых в рамках k-того платежа;

DFVk – предполагаемая дата k-того платежа.

Сроки оплаты являются критерием оценки заявок, устанавливаются в соответствии со сроками, указанными в заявке победителя закупки.

Заявителем на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, что порядок оценки заявок участников ограничивает их количество, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Документация содержит неправомерное требование о том, что участник должен подтвердить отсутствие случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО «НК «Роснефть».

Информационная карта Документации содержит, в том числе, следующее требование к участникам:

Отсутствие в течение последних 2 (двух) лет до даты окончания срока подачи заявок и в течение проведения закупочной процедуры случаев судебных разбирательств в качестве ответчика с ПАО «НК «Роснефть» или Обществом Группы в связи с существенными нарушениями договора, исковые требования по которым были удовлетворены, а также случаев расторжения ПАО «НК «Роснефть» или Обществами Группы в одностороннем порядке договора в связи с существенными нарушениями договора.

Вместе с тем, указанное требование не может быть применено в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющие судебные разбирательства с иным хозяйствующим субъектом (например ОАО «РЖД» ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), может быть допущен к участию в закупке, в то время как участник, имеющий судебные споры с Заказчиком, подлежит отклонению.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования к участнику Запроса предложений ограничивает количество участников Запроса предложений, поскольку несоответствие указанным требованиям, относящимся к деловой репутации перед Заказчиком, не подтверждает невозможность участника закупки исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений ограничивает количество участников Запроса предложений и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Согласно доводу Заявителя, Документация содержит неправомерное требование о том, что победитель закупки должен осуществлять взаиморасчеты с использованием счетов, обслуживаемых АО «ВБРР».

Абзацем «е» пункта 10.5. 1 Положения о закупке установлено, что в Документации должны быть указаны сведения, в том числе о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.

Согласно Информационной карте Документации, победитель закупки должен осуществлять взаиморасчеты с использованием счетов, обслуживаемых АО «ВБРР» (для договоров с резидентами РФ и нерезидентами, имеющими постоянное представительство на территории РФ).

Вместе с тем, осуществление взаиморасчетов с использованием счетов в иных банках не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам закупки, либо на качество исполнения обязательств по договору, а также обременяет участника закупки в случае признания его победителем по результатам Запроса предложений открыть счет в указанном в Документации Заказчиком банке.

Учитывая изложенное, установление указанного требования ограничивает количество участников Запроса предложений, а также противоречит пункту 3.2.2. Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. Согласно доводу Заявителя, Документация содержит неправомерные требования к судподрядчикам.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации постановляет, что участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц регулируется Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Постановление о СМП).

В соответствии с пунктом 13 Постановления о СМП при осуществлении закупок в отношении участников которых заказчиком устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства Заказчик не вправе требовать от субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся участниками такой закупки, иные документы и сведения, помимо сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларации, в целях подтверждения соответствия критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Подпунктом 1 пункта 3.1.1 Блока 2 Информационной карты Документации участниками закупки по лотам 2,4,5,6 являются любые лица, в том числе субъекты МСП, при этом к исполнению Договора могут быть привлечены субподрядчики (соисполнители) - любые лица;

Участниками закупки по лотам 1,3 являются только субъекты МСП (в соответствии с п.4б) ПП 1352 от 11.12.14), при этом к исполнению Договора могут быть привлечены субподрядчики (соисполнители) - любые лица.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3.2.3 Блока 2 Информационной карты Документации субподрядчики (соисполнители) должны полностью соответствовать всем установленным требованиям в отношении участников закупки, установленным в пункте 3 Информационной карты Документации.

Учитывая изложенное, Заказчиком в Документации установлены избыточные требования к субподрядчикам (соисполнителям) из числа субъектов МСП, не предусмотренные Поставлением о СМП.

Кроме того, в соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Также, привлечение субподрядчиков предполагается в процессе исполнения договора, а представление вышеперечисленных документов напрямую зависит от воли третьих лиц.

Установление вышеуказанных требований не соответствует пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

6. Согласно доводу Заявителя, получение сертификатов на материалы, приобретаемые подрядчиком у поставщиков, является для него обременением третьими лицами, поскольку зависит от наличия их воли на представление сертификатов.

Блок 4 «Образцы документов» содержит форму декларации о подтверждении российского происхождения товаров, в рамках которой необходимо подтвердить российское происхождение поставляемых товаров, предоставляя следующие документы (декларацию о происхождении товара или сертификат о происхождении товара).

В соответствии со статьей 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт <...> сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Таким образом, исходя из указанных положений законодательства Российской Федерации, Заказчик не вправе требовать документы, подтверждающие соответствие товара, которым участник закупочной процедуры не может обладать не приобретая соответствующего товара, так как соответствующие документы, такие как: паспорт качества, инструкция по эксплуатации, сертификат соответствия и так далее, представляются при поставке.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное требование является избыточным, поскольку для его исполнения Заказчик устанавливает необходимость для участника закупочной процедуры, в том числе приобрести соответствующий товар для получения копии указанных документов.

Установление указанного требования ограничивает количество участников Запроса предложений, а также противоречит пункту 3.2.2. Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

7. Согласно доводу Заявителя, установленные Блоком 8 Документации требования к аккредитации участников ограничивают их количество.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 3.2.4 Положения о закупке.

Блок 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации к участникам Запроса предложений устанавливает обязательные требования к участникам Запроса предложений.

Пунктом 1 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено требование:

«Поставщик/ Участник закупки:

- должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке (для резидентов Российской Федерации)

или

- должен быть зарегистрирован в качестве субъекта гражданского права и иметь все необходимые разрешения для ведения деятельности по месту нахождения, месту выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с законодательством государства и законодательством Российской Федерации (для нерезидентов Российской Федерации)».

Перечень документов, для подтверждения соответствия указанному требованию установлен в пункте 3.1 Блока 8 Документации, согласно которому, участнику необходимо в том числе представить следующие документы:

«для резидентов:

- Сведения о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров, по установленной форме (для организаций с формой собственности «акционерное общество» (публичное или непубличное; ЗАО, ПАО, АО, если организация не внесла соответствующие изменения в Устав общества) необходимо дополнительно приложить заверенную печатью организации (при наличии) и подписью руководителя копию реестра акционеров (владеющих не менее чем 5% акций) от даты не позднее 1 (одного) месяца с момента подачи документов);

Оригинал или заверенная печатью организации (при наличии) и подписью руководителя Поставщика/ Участника закупки копия Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов или копия Справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам (по формам, установленным законодательством РФ). Дата выдачи справки не более 1 (одного) месяца от даты подачи документов;

Для нерезидентов:

Сведения о цепочке собственников, включая конечных бенефициаров по установленной форме».

Кроме того, согласно пункту 3 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации предусмотрено, что участник должен представить (раскрыть) полную цепочку собственников, включая конечных бенефициаров.

При этом, указанное требование установлено пунктом 3.2.2 «Инструкция по заполнению заявок» Документации, в соответствие с которым участник закупки при подготовке квалификационной части заявки должен представить, в том числе информацию о собственниках (акционерах) организации участника закупки с указанием всей цепочки собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) по форме 2 (Блок 4 «Образцы форм документов»).

Вместе с тем, представление информации о цепочке собственников участника не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Согласно пункту 10 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» установлено, что поставщик/Участник закупки – физическое лицо или руководитель, член коллегиального исполнительного органа, собственник юридического лица – Поставщика/Участника закупки не должен являться руководителем, членом коллегиального органа собственником организации-должника, имеющей перед ПАО «НК «Роснефть» и/или Обществом Группы не погашенную задолженность свыше 3 календарных месяцев до момента проведения проверки (при наличии вступившего в законную силу судебного решения о признании обязанности Поставщика/Участника закупки по уплате такой задолженности).

Вместе с тем, указанное требование не может быть применено в равной степени к участникам закупки, поскольку участник закупки, имеющий непогашенные задолженности с иным хозяйствующим субъектом (например ОАО «РЖД» ПАО «Газпром», ПАО «Ростелеком» и др.), может быть допущен к участию в закупке, в то время как участник, имеющий непогашенные задолженности с Заказчиком, подлежит отклонению.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования для прохождения аккредитации к участникам Запроса предложений ограничивает количество участников закупки, поскольку несоответствие указанному требованию, не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Пунктом 11 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено требование об отсутствии в деятельности поставщика/Участника закупки нарушений требований законодательства Российской Федерации, а также применимого законодательства любой страны, где Компания ведет или планирует вести деятельность в сфере противодействия коррупционной деятельности и мошенничеству, в том числе, в деятельности поставщика должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий, поставщик не должен быть включен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремисткой деятельности или терроризму. У Участника закупки должны отсутствовать признаки корпоративного мошенничества и коррупционных действий.

Кроме того, ни Документация, ни Положение о закупке не определяют, что относится к признакам корпоративного мошенничества и коррупционных действий и каким образом служба безопасности Заказчика устанавливает данные признаки. Кроме того, уполномоченным на то органом, в соответствии законодательством Российской Федерации, является исключительно правоохранительные орган.

Согласно части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Таким образом, данные положения Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации фактически противоречат положениям Конституции Российской Федерации, так как основанием для наличия и признания в действиях поставщика/Участника закупки признаков корпоративного мошенничества и коррупционных действий является исключительно наличие обвинительного приговора суда, то есть наличие судимости.

Пункт 12 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации предусматривает такое требование к участнику, как проверка такого участника в рамках проявления должной осмотрительности и осторожности в соответствии с рекомендациями Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы.

Пункт 12 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации предусматривает 20 подпунктов, совокупность которых дает основание Заказчику отказать участнику Запроса предложений в аккредитации, а как следствие отказать в участие в закупке, либо допустить к участию в Запросе предложений.

Согласно пункту 12 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации основанием для признания участника несоответствующим является то основание, что организация (резидент Российской Федерации, а также резидент государства – участника Содружества Независимых Государств (СНГ) набрала 5 и более баллов; организация (нерезидент Российской Федерации за исключением нерезидентов Российской Федерации, являющихся резидентами государств – участников СНГ) набрала 4 и более баллов.

При этом в Документации в пункте 12.2 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено, что если имеется факт совмещения должностей собственника, руководителя и/или главного бухгалтера Поставщика/ Участника, ставится «1», нет факта совмещения должностей — «0».

Вместе с тем, факт совмещения должностей не может являться основанием для ограничения участников закупки.

Кроме того, в пункте 12.2 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено, что у участника Закупки должен отсутствовать непродолжительный срок существования (не менее 2-х лет с момента регистрации организации Поставщика/ Участника закупки) (считаются 24 календарных месяца до момента осуществления проверки).

Вместе с тем, образование хозяйствующего субъекта и регистрация юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя менее чем за 2 года до момента осуществления проверки не свидетельствует о его неблагонадежности.

Кроме того, в рамках осуществления закупки Заказчик вправе в качестве критерия оценки установить критерий «Опыт», который позволит выявить победителем закупки участника в наибольшей мере соответствующего предмету закупки.

В пункте 12.5 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлены критерии оценки по основанию незначительная численность (среднесписочная численность работников за предшествующий проверке календарный год менее 10 человек или отсутствует кадровый состав), а именно: «численность персонала 5 и менее человек или отсутствие кадрового состава — «2», численность персонала от 6 до 10 человек — «1», численность персонала более 10 человек — «0».

Вместе с тем, наличие в штате организации определенного количество персонала не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств в рамках договора, кроме того, при выполнении услуг поставки в рамках исполнения договора, исполнитель вправе привлечь для надлежащего исполнения работ соответствующий квалифицированный персонал.

В пунктах 12.6, 12.7 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации Заказчиком дается оценка прибыли в отчетном и предыдущем отчетных периодах организации: «убыток и/или финансовый результат равен «0» - «1», отсутствие убытка и/или финансовый результат более «0» - «0».

Вместе с тем, отсутствие прибыли или убыток в отчетном или в двух отчетных периодах, а также наличие прибыли не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств в рамках договора и не может влиять на допуск участника Запроса предложений в закупочной процедуре.

Пунктом 12.8 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено у поставщика/участника закупки должны отсутствовать недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Информация о поставщике не должна содержаться в информационной базе, «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов (более 1000 рублей) и/или не представляющих налоговую отчетность более года»

Указанное требование о задолженности в размере 1000 рублей по налогам, сборам и пени не может быть применено в равной степени к разным участникам, так как указанная величина налоговой задолженности может быть как значимой или напротив ничтожной по отношению к годовому денежному обороту соответствующего участника.

Таким образом, установление указанного требования в качестве обязательного требования для прохождения аккредитации к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников закупки, поскольку несоответствие указанному требованию, не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Пунктом 12.9 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено, что страна регистрации Поставщика/ Участника закупки не должна входить в список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и не предусматривающих раскрытие и представление информации при проведении финансовых операций.

Вместе с тем, в соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Вместе с тем, действующим законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлен запрет на участие в закупках лиц не зарегистрированных на территории Российской Федерации, на особых территориях, называемых офшорными зонами.

Таким образом, участие в закупке офшорных компаний не противоречит требованиям Закона о закупках.

Вместе с тем, установление указанного требования в качестве обязательного требования для прохождения аккредитации к участникам Запроса предложений, не свидетельствует о его неблагонадежности и не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Согласно пункту 12.11 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено обязательное требования к участникам закупки для прохождения аккредитации о предоставлении документов, подтверждающих фактическое местонахождение Поставщика/ Участника закупки. Вместе с тем, при отсутствии в анкете информации о фактическом месте нахождения Поставщика/ Участника закупки, при использовании абонентского ящика, а также когда фактический адрес является адресом массовой регистрации в отсутствии подтверждающих документов аренды или собственности участник закупки получает 1 балл, если имеется в анкете информация о фактическом месте нахождении Поставщика/ Участника закупки — 0.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 заказчики при выборе контрагента вправе проверять, в том числе отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента.

Вместе с тем, отсутствие в анкете участника Запроса предложений информации о фактическом месте нахождения поставщика/ участника закупки, использование абонентского ящика, а также в случае если фактический адрес является адресом массовой регистрации, при этом нет подтверждающих документов аренды или собственности, не свидетельствует о его неблагонадежности и не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки, кроме того, установление в Документации указанных требований для прохождения аккредитации ограничивает количество возможных участников закупки, поскольку возможность участия в закупке поставлена в зависимость от решений (действий) третьих лиц (арендодателя).

Кроме того, данное требование фактически дублирует требование о массовой регистрации юридического лица (пункт 12.3 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации) и добавляет баллы юридическому лицу, которое имеет адрес массовой регистрации юридических лиц, что может привести к не прохождению аккредитации, а как следствие, отклонению заявки на участие в Запросе предложений.

Кроме того, в пунктах 12.13, 12.14 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлены требования об отсутствии исполнительных производств в отношении поставщика/ участника, а также непогашенной задолженности.

Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательного минимального требования для аккредитации участников Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений.

Согласно пункту 12.15 Блока 8 «Требования к Поставщику/Участнику закупки для прохождения аккредитации» Документации установлено, что в случае, если Поставщик/ Участник закупки не сдает финансовую отчетность в органы государственной статистики (сдал менее одного раза за последние 24 календарных месяца до момента осуществления проверки) — «1», сдает финансовую отчетность в органы государственной статистики (сдал один и более раз за последние 24 календарных месяца до момента осуществления проверки) — «0».

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2012 № АС-4-2/17710, в случае представления налоговой отчетности контрагентами ее достоверность, а также реальность осуществления ими финансово-хозяйственной деятельности можно подтвердить только после проведения выездной налоговой проверки. В этой связи сведения налогового органа о представлении вашим контрагентом налоговой декларации, в том числе не «нулевой», не являются подтверждением его благонадежности.

Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательного минимального требования для аккредитации участников Запроса предложений не свидетельствует о его неблагонадежности и не подтверждает невозможность участника Запроса предложений исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам закупки.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований для прохождения аккредитации к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

8. Согласно доводу жалобы, проект договора содержит требования, ограничивающие количество участников, в том числе, требование о необходимости выполнения работ в теле объекта накопления отходов, требование о том, что подрядчик должен разработать проект производства работ, требование об обязанности подрядчика сдать государственной комиссии земли на рекультивированных объектах.

В соответствие с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, документация должна содержать, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что требования установлены к исполнителя для надлежащего исполнения договора.

Вместе с тем, участником на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, что требования к исполнителю ограничивают количество участников закупки, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.

9. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно размещена закупка путем проведения запроса предложений.

  • 5.1.1.1. Положения о закупках предусмотрены следующие конкурентные закупки, предполагающие сравнение заявок нескольких Участников закупки:

а. запрос предложений;

б. запрос цен;

в. конкурентные переговоры;

г. конкурс;

д. аукцион;

е. редукцион.

В соответствии с пунктом 5.1.2., запрос предложений возможен к проведению, если предметом закупки является продукция, минимальные требования при закупке которой могут быть установлены и формализованы Заказчиком (в том числе требования к Участнику закупки, к продукции, к условиям договора), но принятие решения о выборе Поставщика на основе одного критерия «минимальная предложенная цена» нецелесообразно, так как при этом не учитываются предпочтения Заказчика в части характеристик продукции и/или иных условий процедуры закупки.

На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика пояснил, что способ закупки выбран Заказчиком в соответствии с положениями законодательства о закупках и Положением о закупках Заказчика.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, что выбранный способ закупки не соовтетствует Закону о закупках, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, при рассмотрении Жалобы в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

В соответствии с пунктом 3.8.2 Блока 3 Документации запрос на уточнение и разъяснение заявок Участников закупки оформляется в соответствии с «Запросом Участникам на разъяснение заявок», который приведен в Блоке 5 «Образцы оформления конвертов». Участники закупок предоставляют Организатору информацию по запросам в соответствии с шаблоном «Материалов от Участников для разъяснения заявок», приведенным в Блоке 5 «Образцы оформления конвертов».

Вместе с тем, возможность участия в Запросе предложений с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика.

Кроме того, применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса предложений.

Кроме того, в Положением о закупке и Документацией не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Запроса предложений в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений ограничивает круг участников Запроса предложений и противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.2.2 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «МЦ УОП» от 006.2017 № 073/НВ (вх. 83780/17 от 01.06.2017) на действия (бездействие) заказчика ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», организатора ООО «РН-Юганскнефтегаз», при проведении запроса предложений на выполнение работ по утилизации отходов бурения с последующей рекультивацией объектов временного накопления отходов бурения на территории Мамонтовского, Правдинского и Майского регионов, Сургутского района, Лемпинского и Юнг-Яхтинского участковых лесничеств (извещение № 31705021471) обоснованной в части неправомерно установленных избыточных требований к участникам закупки.
  2. Признать в действиях заказчика ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», организатора ООО «РН-Юганскнефтегаз» нарушения части 1 статьи 2, пункта 10, части 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать обязательное к исполнению предписание направленное на устранении выявленных нарушений.
  4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 13.06.2017 № 223ФЗ-545/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны