Решение №17/43990/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-578/17 по результатам рассмотрения жалобы... от 23 июня 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-578/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Премьер-Тендер» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

20.06.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск»: <...> - доверенность от 20.03.2017 № 09/2017.

Представители ООО «Премьер-Тендер» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Премьер-Тендер» от 08.06.2017 № 806 на действия (бездействие) заказчика АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск» (извещение № 0461000001317000003) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Премьер-Тендер» (далее — Заявитель) от 08.06.2017 № 806 на действия (бездействие) заказчика АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участнием на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск» (извещение № 0461000001317000003) (далее — Конкурса, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

03.05.2017 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно пункту 7 Информационной карты Документации источник финансирования закупки: собственные средства заказчика, полученные в качестве бюджетных инвестиций Сахалинской области.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 5 приложения № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации № 99).

      • Согласно доводу Жалобы Заявителя, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 5 приложения № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации № 99.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в том числе в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.  

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно пункту 5 приложения № 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации № 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования, а именно: «Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс».

В пункте 16 Документации «Дополнительные требования к участникам закупки» установлено: «Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения). При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится настоящий конкурс. Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса дополнительным требованиям, установленным пунктом 16 настоящего раздела: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке».

Таким образом, дополнительные требования установлены Заказчиком в Документации в полном соответствии с пунктом 5 приложения №2 Постановления Правительства Российской Федерации № 99.

Вместе с тем, представили Заявителя на заседание Комиссии не представили доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашли своего подтверждения.

Кроме того, при рассмотрении Жалобы в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

2. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки», за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск».

При этом в Документации установлен следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе:

В соответствии с Документацией для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает следующие критерии оценки: цена контракта (значимость критерия: 80 %), квалификация участников закупки (значимость критерия: 20 %).

Показателями нестоимостного критерия оценки «Квалификация участников» закупки являются:

      • квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ (величина коэффициента  значимости показателя КЗ=0,25);

      •  обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами (величина коэффициента  значимости показателя КЗ=0,25);

      • опыт участника по успешной поставке товара, выполнения работы, оказанию услуг сопоставимого характера и объема (величина коэффициента значимости показателя КЗ=0,5).

В процессе оценки члены комиссии по осуществлению закупок анализируют представленное в форме 6.4. Документации «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» количество специалистов, предлагаемых участником для выполнения работ по объекту, в соответствии с предметом конкурса с ограниченным участием. Участнику будет выставлено 0(ноль) баллов в случае отсутствия указанных специалистов, а также участнику, который не предоставит подтверждающих документов (копий трудовых договоров и копий трудовых книжек специалистов (с первого листа до листа, следующего за последней записью)). Документы, представленные участником осуществления закупки, в качестве подтверждающих документов не в составе формы 6.4. «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» комиссией по осуществлению закупок не рассматриваются и оценке не подлежат. При определении лучшего условия исполнения контракта по данному показателю будет считаться предложение, сделанное участником закупки предложившим наибольшее количество специалистов для выполнения работ по объекту с предоставлением подтверждающих документов (копия трудового договора и трудовой книжки специалиста (с первого листа до листа, следующего за последней записью).

При этом согласно форме 6.4 Документации участнику необходимо указать должности сотрудников по штатному расписанию.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по показателю «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами», в связи с тем, что предоставление сведений о наличии специалистов состоящих в штате организации участника, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащий порядок оценки заявок по нестоимостным критериям, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результат закупки, так как закупка закупка признана несостоявшейся.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

  • Признать жалобу ООО «Премьер-Тендер» от 08.06.2017 № 806 на действия (бездействие) заказчика АО «Аэровокзал Южно-Сахалинск» при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск» (извещение № 0461000001317000003) необоснованной.

  • Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.

  • Обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

2017-66352(1)

2017-66352(2)

 

 

2017-66352(2)

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны