Решение №17/44051/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-558/17 по результатам рассмотрения жалобы Ф... от 29 июня 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-558/17

по результатам рассмотрения жалобы ФГУП «Почта России» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

14.06.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителя:

представители ПАО «Ростелеком»ООО, ФГУП «Почта России» на заседании Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ФГУП «Почта России» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса предложений на право заключения договора на доставку пакетов платежных документов, доставку счетов - квитанций, доставку входящих телеграмм, экспедирование пакетов платежных документов, экспедирование счетов - квитанций, доставку по адресу клиента его заказа, заключение договора (при необходимости) (извещение № 31705084037), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ФГУП «Почта России» (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на доставку пакетов платежных документов, доставку счетов - квитанций, доставку входящих телеграмм, экспедирование пакетов платежных документов, экспедирование счетов - квитанций, доставку по адресу клиента его заказа, заключение договора (при необходимости) (извещение № 31705084037) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком», утвержденным решением совета директоров ПАО «Ростелеком» от 30.08.
2016 № 04 (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

03.05.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

На участие в закупке подана 1 заявка, допущена 1 заявка, в связи с чем закупка признана несостоявшейся.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

      • Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по доставке счетов - квитанций, доставке входящих телеграмм, экспедирование пакетов платежных документов, экспедированию счетов - квитанций, доставке по адресу клиента его заказа, заключение договора;

      • В Документации неправомерно установлено требование о представлении участником закупки лицензии на предоставление услуг телеграфной связи с зоной покрытия ЮФО и СКФО;

      • Заказчиком сокращение установленный в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа.

Рассмотрев представленные материалы, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Из Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по доставке счетов - квитанций, доставке входящих телеграмм, экспедирование пакетов платежных документов, экспедированию счетов - квитанций, доставке по адресу клиента его заказа, заключение договора.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.3.2 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с Извещением Заказчиком по результатам закупки заключается договор с победителем на доставку пакетов платежных документов, доставку счетов - квитанций, доставку входящих телеграмм, экспедирование пакетов платежных документов, экспедирование счетов - квитанций, доставку по адресу клиента его заказа, заключение договора.

Согласно техническому заданию Документации в рамках исполнения договора на оказание услуг по доставке корреспонденции, направляемой абонентам ПАО «Ростелеком», от Исполнителя требуется обеспечить: доставку пакетов платежных документов (ППД) абонентам юридическим лицам; доставку счетов - квитанций абонентам физическим лицам; доставку входящих телеграмм под расписку; экспедирование пакетов платежных документов абонентам юридическим лицам; экспедирование счетов - квитанций абонентам физическим лицам; доставку по адресу клиента его заказа, заключение договора (при необходимости).

Как следует из письменных пояснений Заказчика представленных в ФАС России, данные работы являются технологически связанные между.

При этом представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России явку представителя не обеспечили, а также не представили иных документов и сведений подтверждающих, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по доставке счетов - квитанций, доставке входящих телеграмм, экспедирование пакетов платежных документов, экспедированию счетов - квитанций, доставке по адресу клиента его заказа, заключение договора.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, в Документации неправомерно установлено требование о представлении участником закупки лицензии на предоставление услуг телеграфной связи с зоной покрытия ЮФО и СКФО.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 16 Информационной карты Документации участник в составе заявки должен представить копию лицензии на предоставление услуг телеграфной связи, с зоной покрытия ЮФО и СКФО. Нормативные правовые акты, в которых содержатся требования к наличию лицензии: «Правила оказания услуг телеграфной связи», утвержденные постановлением Правительства  Российской Федерации от 15.04.2005г. № 222 (далее — Правила).

В соответствии с пунктом 85 Правил Оператор связи обязан оказывать пользователям услуги телеграфной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, национальными стандартами, лицензией и договором об оказании услуг телеграфной связи.

Услугами телеграфной связи являются: услуга «телеграмма» - деятельность по приему, передаче, обработке, хранению и доставке адресату телеграмм; услуга «телекс» - деятельность по установлению временного соединения для приема и передачи текстовых сообщений телеграфной связи между пользовательским (оконечным) оборудованием в сети Телекс.

Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явились, а также не представили иных доказательств подтверждающих, что в Документации неправомерно установлено требование о представлении участником закупки лицензии на предоставление услуг телеграфной связи с зоной покрытия ЮФО и СКФО.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчиком сокращение установленный в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Таким образом, законодательно установлены меры обеспечения производства по защите гражданских прав в административном порядке в виде приостановления торгов с запретом заключения договоров в период обжалования.

Пунктом 31.6 Положения о закупке установлено, что срок заключения договора (договоров) по итогам торгов должен быть не ранее 10 (десяти) дней со дня размещения результатов закупки в ЕИС.

Согласно пункту 32 Информационной карты Документации договор заключается в письменной форме. Договор составляется путём включения в проект договора, приложенного к Документации, условий договора, сведения о которых содержатся в заявке участника, которому предлагается заключить договор по итогам Запроса предложений. После подведения итогов закупки и не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания протокола, в который занесены сведения о победителе (победителях) Закупки Заказчик направляет проект договора/договоров победителю (победителям) закупки. Победитель обязан подписать договор со своей стороны в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения от Заказчика проекта договора и представить все подписанные экземпляры договора Заказчику.

Вместе с тем, установленный Заказчиком срок в Документации составляет 8 рабочих дней, при этом в пункте 32 Информационной карты Документации предусмотрены сроки подписания проекта договора исключительно со стороны участника.

В соответствии со статьей 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор в письменной форме заключен, когда подписан сторонами.

Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представили иных сведений подтверждающих, что Заказчиком сокращение установленный в Положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4.1 В соответствии с пунктом 10.24 Положения о закупке общество вправе запросить разъяснение заявки на любом этапе проведения закупки. Также Общество вправе направить Претендентам/Участникам запросы об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе Заявки, и направлении Обществу исправленных документов.

Пунктом 31 Информационной карты Документации установлено, что Заказчик вправе запросить оригиналы или нотариально заверенные копии документов, указанных в пунктах 27, 28 раздела II «Информационная карта» Документации. В случае если Претендент/Участник/Победитель в установленный в запросе срок не предоставил Заказчику оригиналы либо нотариально заверенные копии запрошенных документов, такие документы считаются непредставленными. Срок предоставления документов устанавливается Заказчиком одинаковым для всех Претендентов/Участников/ Победителей, которым был направлен Запрос.

Согласно пункту 37 Информационной карты Документации Заказчик в соответствии с условиями Документации вправе запросить у претендента/участника разъяснение заявки на любом этапе проведения Запроса котировок.

Кроме того, указанным положением Документации предусмотрено, что Заказчик вправе направить претендентам/участникам запросы об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе заявки, и направлении Заказчику исправленных документов.

Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию, исправлять арифметические ошибки может применяться не в равной степени к участникам закупки.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок запроса дополнительной информации, запроса об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок, что ставит запрос дополнительной информации, исправление выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок, в отношении конкретного участника в зависимость от решения Заказчика.

Согласно пункту 28 Информационной карты Документации установлено, что участник в составе заявки должен представить оригинал справки из уполномоченного налогового органа, подтверждающей отсутствие непогашенной задолженности по начисленным налогам и сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов претендента.

Вместе с тем, требование о предоставлении в составе заявки оригиналов справки из налогового органа накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган, а также указанные документы не являются подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору заключаемого по результатам закупки.

Учитывая изложенное, установление указанных положений Документации, противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ФГУП «Почта России» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса предложений на право заключения договора на доставку пакетов платежных документов, доставку счетов - квитанций, доставку входящих телеграмм, экспедирование пакетов платежных документов, экспедирование счетов - квитанций, доставку по адресу клиента его заказа, заключение договора (при необходимости) (извещение № 31705084037) необоснованной.

2. Признать в действиях ПАО «Ростелеком» нарушения части 1 статьи 2, пункта 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела
от
14.06.2017 № 223ФЗ-558/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. 4. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 14.06.2017 № 223ФЗ-558/17 не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны