Решение №17/44510/15 Решение по жалобе АО «Техавтоцентр» от 24 августа 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-203/15

по результатам рассмотрения жалобы АО «Техавтоцентр»

на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

19.08.2015 г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы России по контролю в сфере закупок (далее — Комиссия ФАС России) в составе:

Ведущего заседание Комиссии ФАС России – начальника отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Набатовой Е.Д.; членов Комиссии ФАС России: заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Строганововой Д.А., заместителя начальника отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Цыбульской В.И., ведущего консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц Управления контроля размещения государственного заказа Выскребенцевой А.В. (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «Техавтоцентр» Устинова В.С. – доверенность от 17.08.2015
№ 354;

ОАО «Газпром»: Чоракаева К.Э. – доверенность от 22.12.2014
№ 01/04/04-683д, Николаева О.М. – доверенность от 27.02.2014 № 01/04/04-293д;

ООО «Газпром комплектация»: Ивкина С.В. – доверенность от 13.05.2015 № 50-014/100д, Илясова П.И. – доверенность от 15.05.2015 № 50-014/107д, Фадеева В.В. – доверенность от 19.08.2015 № 50-014/144д, Фонарева Р.Ю. – доверенность от 19.08.2015 № 50-014/145д.

Рассмотрев жалобу АО «Техавтоцентр», направленную письмом Московского УФАС России от 10.08.2015 № ИГ/31572-1 (вх. № 81953/15 от 11.08.2015), на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром комплектация», организатора ОАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и принадлежностей для комплектации и обслуживания парка автотракторной техники для нужд ООО «Газпром комплектация» (0001/15/4.2/0033290/ГПК/ЗП/ГОС/Э/29.06.2015) (извещение № 31502512468), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба АО «Техавтоцентр» (далее – Заявитель), направленная письмом Московского УФАС России от 10.08.2015 № ИГ/31572-1 (вх. № 81953/15 от 11.08.2015), на действия (бездействие) ООО «Газпром комплектация» (далее – Заказчик), ОАО «Газпром» (далее – Организатор) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и принадлежностей для комплектации и обслуживания парка автотракторной техники для нужд ООО «Газпром комплектация» (0001/15/4.2/0033290/ГПК/ЗП/ГОС/Э/29.06.2015) (извещение № 31502512468), (далее - Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19.04.2012 № 1969 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.06.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком, Организатором нарушены права и интересы Заявителя, а именно:

1) по мнению Заявителя, при организации и проведении Запроса предложений со стороны Организатора имеется факт умышленного затягивания сроков подведения итогов Запроса предложений со стороны Организатора закупки, выраженный в переносе сроков подведения итогов, и предложениях об уторговывании;

2) Организатором нарушен порядок определения победителя при подведении итогов Запроса предложений.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.

 

1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктами 9.3.14, 9.3.17 Положения о закупках Документация должна содержать сведения о праве Организатора предлагать участникам снизить цены заявок (проводить уторговывание), о праве участников до конца дня, предшествующего дню подведения итогов закупки, представлять новые коммерческие предложения, содержащие снижение цены заявки, а также требования к новым коммерческим предложениям, представляемым участниками закупки при уторговывании; место и дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов запроса предложений.

Согласно пункту 9.4.6 Положения о закупках, до подведения итогов закупки Заказчик (Организатор) вправе изменить дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов запросов предложений.

В соответствии с Извещением (в редакции от 29.06.2015) время окончания подачи заявок 09.07.2015, дата рассмотрения заявок 17.07.2015, датой подведения итогов является 17.07.2015.

В дальнейшем в Документацию вносились изменения от 17.07.2015, от 24.07.2015 в части изменения сроков подведения итогов.

Так, согласно Извещению (в редакции от 17.07.2015) дата рассмотрения заявок и подведения итогов является 24.07.2015, в редакции от 24.07.2015 дата рассмотрения заявок и подведения итогов 28.07.2015.

Согласно пункту 1.5.9 Документации в любое время до подведения итогов закупки, Организатор вправе изменить дату рассмотрения предложений Участников и подведения итогов запроса предложений. Извещение о переносе сроков размещается на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

Представители Организатора торгов пояснили, что в уведомлениях о переносе сроков подведения итогов сообщено о наличии права у участников Запроса предложений представить новые коммерческие предложения содержащие снижение цены заявки. Данное право с учетом переноса сроков рассмотрения заявок и подведения итогов предусмотрено пунктом 2.7.4 Документации.

Согласно пункту 2.7.4 Документации никакие изменения и дополнения к заявкам на участие в Запросе предложений после окончания срока их представления не принимаются, за исключением представления нового коммерческого предложения, содержащего снижение цены заявки, согласно пункту 2.10 Документации.

В соответствии с пунктами 2.10.1 — 2.10.3 Документации процедура уторговывания проводится по решению Комиссии/Организатора запроса предложений в любой срок до конца дня, предшествующего дню подведения итогов Запроса предложений. В этом случае Организатор приглашает к уторговыванию участников с использованием функционала электронной торговой площадки. Изменение иных условий заявки на участие в Запросе предложений, кроме изменения ее цены в меньшую сторону и прикрепление файла с новым коммерческим предложением не допускается. Участники, получившие предложения к уторговыванию, вправе не участвовать в нем. В этом случае оценивается первоначально поданные коммерческие предложения этих Участников.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России, Заявителем не представлено доказательств подтверждающих факт умышленного затягивания сроков подведения итогов Запроса предложений со стороны Организатора закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

2. В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Кроме того, в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 2.11.4 Документации, Комиссия принимает решение о выборе лучшей заявки участников запроса предложений простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии путем голосования. Комиссия вправе принять решения, если на ее заседании присутствует не менее половины ее членов. При равенстве голосов голос председателя комиссии является решающим. Решение об отклонении заявок участников запроса предложений принимается в соответствии с требованиями Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 к Документации «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений» (далее — Методика).

Согласно протоколу подведения итогов запроса предложений № 0001/15/4.2/0033290/ГПК/ЗП/ГОС/Э/29.06.2015 от 28.07.2015 (далее — Протокол подведения итогов) заявка Заявителя отклонена по пунктам 5, 12 Методики.

В соответствии с Протоколом подведения итогов заявка Заявителя была отклонена по пункту 5 Методики, а именно «Отсутствие заполненных форм в указанных форматах, несоответствие представленных в форме сведений требованиям формы или недостоверность представленных сведений». Данные формы указаны в Документации. Одной из таких форм является «Технико-коммерческое предложение на товар, предлагаемый к поставке» (Приложение к форме 1)».

Согласно пункту 3.2.1 Документации Технико-коммерческое предложение должно быть подготовлено в соответствии с формой, установленной в Документации.

В соответствии с пунктом 3.2.4 Документации о закупке Технико-коммерческое предложение должно быть подготовлено в полном соответствии с положениями Приложения 1. «Проект договора» и «Техническая часть закупочной документации» к Документации. Технико-коммерческое предложение должно быть представлено в том числе в программе Microsoft Excel.

Согласно пояснениям представителей Организатора, Заказчика, форма, которую должен был заполнить и представить любой участник закупки, входила в состав Документации (приложение к Форме 1) и была размещена на официальном сайте в файле «Приложение к Форме 1 Расчет цены заявки Таблица 1.xlsx». Одним из полей данной формы является поле «Производитель».
Заявитель в составе своей заявки представил данную форму, в которой отсутствовала информация о производителе предлагаемого товара. В данном поле в заявке Заявителя содержится фраза «Согласно техническим требованиям заказчика и в соответствии с наименованием товара». Вместе с тем, в Документации отсутствует возможность указания ссылки на технические требования Заказчика или на наименование товара вместо указания конкретного производителя товара. Заявка участника должна максимально соответствовать Документации и давать однозначное и ясное понимание Организатору, Заказчику о товаре, предлагаемом участником к поставке. Ссылка на наименование товара, которая содержалась в заявке Заявителя, не содержит такой информации.

Также, согласно пояснениям представителей Организатора, Заказчика указанная в заявке Заявителя в поле «производитель» фраза «Согласно техническим требованиям заказчика и в соответствии с наименованием товара» не даёт возможности установить, товар какого производителя предлагается к поставке, проверить является ли такой товар аналогичным указанному в Документации.

Также, в соответствии с протоколом подведения итогов заявка Заявителя была отклонена по пункту 12 Методики «Непредставление документов подтверждающих отгрузку товара на сумму более чем 50% от начальной (максимальной) цены» (Наличие дилерских или дистрибьюторских договоров. Наличие писем с гарантией отгрузки предприятия-изготовителя (или официальных дилеров (дистрибьюторов) с подтверждением дилерства (дистрибъюторства) Товара в адрес Заказчика».

Представители Организатора и Заказчика пояснили, что поскольку Заявитель не является производителем поставляемой продукции, то в силу пункта 12 Методики его заявка может быть отклонена в случае непредставления в составе заявки документов, подтверждающих возможность отгрузки товара более, чем 50% от начальной (максимальной) цены.

Кроме того, пунктом 3.5 Документации установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям Документации.

В соответствии с пунктом 3.5.17 Документации для официальных дилеров/дистрибьюторов должны быть представлены в обязательном порядке копии дилерских/дистрибьюторских соглашений. Документация (пункт 3.5.17) не предусматривает возможность предоставления отдельных страниц, извлечений из дилерского (дистрибьюторского) договора.

Заявитель в составе своей заявки представил копию первой и девятой страницы одного дилерского договора от 19.03.2015 № 187/11д/08-15, заключённого с ОАО «Минский автомобильный завод». Указанный договор не подтверждает возможность отгрузки товара по закупке на сумму более чем 50% от начальной (максимальной) цены.

Также Заявителем представлены копии свидетельств, выданных иными юридическими лицами и информационные письма от 3-х юридических лиц, которые, по мнению Заявителя, подтверждают факт дилерства/дистрибьюторства.

В составе заявки также представлено письмо (гарантия отгрузки) официального представителя Товара в адрес Заказчика от 06.07.2015 № 313/13 (Форма № 8).

Вместе с тем указанное письмо не соответствует Форме № 8, входящей в состав Документации и пункту 3.5.18 Документации.

Согласно пункту 3.5.18 Документации о закупке Форма № 8 применяется для участников закупки, которые не являются ее производителем или официальным дилером/дистрибьютором. При этом Форма № 8 должна быть подписана изготовителем товара или официальным дилером/дистрибьютором, которые подтверждают, что товар будет поставлен участнику закупки, который в свою очередь сможет поставить его заказчику. Подписание Формы № 8 самим участником закупки Документацией о закупке не предусмотрено. Вместе с тем, учитывая требования Документации, вышеуказанные документы не могут подтверждать возможность отгрузки товара.

Поскольку для участников закупки, которые не являются ее производителем или официальным дилером/дистрибьютором в пункте 3.5.18 Документации установлен перечень представляемых документов, подтверждающих возможность отгрузки:

• копии договоров с производителями или официальными дилерами/дистрибьюторами (с приложением документов, подтверждающих статус дилера/дистрибьютора);

• письма предприятий-изготовителей Товара (или официальных дилеров/дистрибьюторов с приложением документов подтверждающими статус дилера/дистрибьютора) в адрес Заказчика (Форма 8), предоставляющие участнику право на предложение этого Товара, с гарантиями отгрузки Товара в случае победы участника в запросе предложений;

• документы, подтверждающие право пользования и владения Товара, находящего на складе.

При этом, заявка Заявителя не содержит указанные документы.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России, Заявителем не представлено доказательств подтверждающих нарушение Организатором, Заказчиком, при проведении Запроса предложений порядка определения победителя при подведении итогов Запроса предложений.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

3. В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Аналогичный принцип содержится в пункте 1.1.3 Положения о закупках.

Заказчиком в Документации установлены требования:

  • о представлении в составе заявки документов подтверждающих отгрузку товара на сумму более чем 50% от начальной (максимальной) цены (пункт 12 Методики).

  • о перечне банков, приемлемых для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору поставки, который включает, Сбербанк России (ОАО); ОАО «Банк ВТБ»; Внешэкономбанк (пункт 3.4.7 Документации).

  • об обязанности поставщика за свой счет застраховать в АО «СОГАЗ» Продукцию на время ее перевозки от рисков утраты, гибели или повреждения. Поставщик обязан выступить в качестве стороны (страхователя) договора страхования. При этом конечный пункт перевозки для целей страхования указывает Покупатель. Период страхования должен совпадать с общим периодом перевозки до конечного пункта, указанного Покупателем.

  • о предоставлении в подтверждение соответствия квалификационным требованиям Документации сведений о всех субпоставщиках привлекаемых к осуществлению поставки по установленной в Документации форме - Сведения о субпоставщиках Товара (Форма 5).

    Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установленные выше требования к участникам Запроса предложенийпротиворечат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «Техавтоцентр», направленную письмом Московского УФАС России от 10.08.2015 № ИГ/31572-1 (вх. № 81953/15 от 11.08.2015), на действия заказчика ООО «Газпром комплектация», организатора
ОАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку запасных частей и принадлежностей для комплектации и обслуживания парка автотракторной техники для нужд ООО «Газпром комплектация» (0001/15/4.2/0033290/ГПК/ЗП/ГОС/Э/29.06.2015) (извещение № 31502512468) необоснованной.

2. Признать ОАО «Газпром», ООО «Газпром комплектация» нарушившим часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать в связи с заключенным по результатам проведения Запроса предложений договором.

  •  

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны