Решение №17/45700/15 Решение по жалобе ООО "Рестор" от 28 августа 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-221/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Рестор» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 

 

25.08.2015                                                                                                          Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия),

при участии представителей:

Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: XXXXXXXXXXXX – доверенность от 20.08.2014 № 1/161/2014-ДОВ, XXXXXXXXXXXXXXXX - доверенность от 23.07.2015 № 1/125/2015-ДОВ;

АО «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля»: XXXXXXXXXXXXXX - доверенность от 21.08.2015 № Д-122-15,

представители ООО «Рестор» не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Рестор» на действия (бездействие) заказчика АО «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля», организатора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ на объекте «Реконструкция производства для изготовления и испытания оборудования...» для АО «НИКИЭТ» (извещение № 1373000000815000029) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Рестор» (далее — Заявитель) (вх. № 84334-ЭП/15 от 14.08.2015, № 84397/15 от 17.08.2015), направленная письмом Московского УФАС России от 14.08.2015 № МГ/32651-1, на действия (бездействие) заказчика АО «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля» (далее - Заказчик), организатора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее — Организатор) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ на объекте «Реконструкция производства для изготовления и испытания оборудования...» для АО «НИКИЭТ» (далее - Конкурс) (извещение № 1373000000815000029).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

13.07.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Конкурсная документация).

В соответствии с Извещением, Конкурсной документацией:

1)          начальная максимальная цена: 396 805 780 рублей;

2)          способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3)          окончание срока подачи заявок участниками закупки — 25.08.2015.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

      • В Конкурсной документации Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии копий исполненных контрактов/договоров с актами выполненных работ и актами приемки объекта капитального строительства в эксплуатацию.

      • Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлена значимость критерия оценки «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» в размере 10 %.

      • Заказчиком в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению формы № 1, указанной в пункте 7.2.2.1 Конкурсной документации.

      • Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки «наличие у участника конкурса в собственности или аренде на срок исполнения договора, включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества», что ограничивает количество участников закупки.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно информации, представленной на заседании Комиссии ФАС России, Заказчику предоставлены бюджетные инвестиции в соответствии с Уведомлением о бюджетных ассигнованиях в капитальные вложения по ФЦП-1 на 2015-2016 гг. от 16.04.2015 № 09-2044.

Таким образом, проведение Конкурса осуществляется в соответствии с Законом о контрактной системе.

1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В подпункте 2.10 пункта 32 раздела 6 Конкурсной документации Заказчиком установлен критерий оценки «наличие у участника конкурса документально подтвержденного за последние 5 лет успешного опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов (сумма представленных в составе заявки копий исполненных контрактов/договоров с актами выполненных работ и актами приемки объекта капитального строительства в эксплуатацию)».

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что изменениями в Извещение, Конкурсную документацию от 10.08.2015 в подпункте 2.4.1 пункта 32 раздела 6 Конкурсной документации установлен показатель «наличие у участника конкурса документально подтвержденного за последние 5 лет успешного опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов» со шкалой оценки: отсутствие в составе заявки исполненных контрактов/договоров с актами выполненных работ и актами приемки объекта капитального строительства в эксплуатацию или наличие в составе заявки исполненных контрактов/договоров с актами выполненных работ и актами приемки объекта капитального строительства в эксплуатацию на сумму менее 50 000 000 рублей – 0 баллов, на сумму от 50 000 000 рублей до 200 000 000 рублей – 50 баллов, на сумму 200 000 000 рублей и более – 100 баллов.

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что наличие у участника Конкурса документально подтвержденного за последние 5 лет успешного опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов является предметом оценки заявки, а не требованием к участникам закупки.

Указанный показатель установлен Заказчиком в Конкурсной документации исключительно с целью оценки заявки по показателю «наличие у участника конкурса документально подтвержденного за последние 5 лет успешного опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов» и при отсутствии в заявке на участие в Конкурсе документов, подтверждающих опыт выполнения участником закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, такая заявка не будет отклонена.

При этом. представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что порядок оценки заявок участников Конкурса установлен с нарушением Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с абзацем 5 пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», при этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

Согласно подпункту 2.10 пункта 32 раздела 6 Конкурсной документации значимость критерия оценки «наличие у участника конкурса документально подтвержденного за последние 5 лет успешного опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов» составляет 10 %.

Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего значимость критерия оценки «наличие у участника конкурса документально подтвержденного за последние 5 лет успешного опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов» в размере 10 % противоречит требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации не надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 10.08.2015 Заказчиком внесены изменения в Извещение о проведении Конкурса, Конкурсную документацию. В соответствии с указанными изменениями значимость показателя «наличие у участника конкурса документально подтвержденного за последние 5 лет успешного опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов» установлена в размере 50 %.

Таким образом, указанное нарушение устранено Заказчиком путем внесения изменений в Извещение и Конкурсную документацию от 10.08.2015.

3. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.

Пунктом 7.2.2.1 Конкурсной документации установлена форма «наименование и описание качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки», обязательная для заполнению участниками Конкурса.

На заседании Комиссии установлено, что Техническое задание Конкурсной документации содержит показатели товаров, используемых при выполнении работ. Вместе с тем, из инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе Конкурсной документации не представляется возможным определить, какие именно показатели товаров, содержащихся в Техническом задании Конкурсной документации, необходимо указывать в заявке на участие в Конкурсе.

Таким образом, Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению формы № 1, указанной в пункте 7.2.2.1 Конкурсной документации, не позволяющая участнику закупки при составлении заявки представить требуемые Заказчиком сведения, что нарушает положения пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки «наличие у участника конкурса в собственности или аренде на срок исполнения договора, включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества», что ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с подпунктом 2.8 пункта 32 раздела 6 Конкурсной документации Заказчиком установлен критерий оценки «обеспеченность  материальными ресурсами - наличие у участника конкурса в собственности или аренде на срок исполнения договора, включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества: - производственного помещения площадью не менее 500 м².».

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что наличие у участника конкурса в собственности или аренде на срок исполнения договора, включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества является предметом оценки заявки, а не требованием к участникам закупки.

Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что изменениями в Извещение, Конкурсную документацию от 10.08.2015 указанный критерий Заказчиком исключен из порядка оценки заявок.

При этом, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснование заявленного довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной ситеме требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи документов и информации, не допускается.

Согласно пункту 5.6.4. раздела 5 Конкурсной документации «все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов (Форма описи документов, предоставляемых в составе заявки на участие в конкурсе, приведена в подразделе 7.1. «ФОРМА ОПИСИ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ» Конкурсной документации), быть скреплены печатью Участника конкурса (для юридического лица) и подписаны Участником конкурса или лицом, уполномоченным участником конкурса. Соблюдение Участником конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в конкурсе и тома заявки на участие в конкурсе, поданы от имени Участника конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. При этом ненадлежащее исполнение Участником конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе».

Следовательно, установленное Заказчиком в Конкурсной документации требование о необходимости скреплять печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) заявку для участия в Конкурсе нарушают положения Закона о контрактной системе, так как Законом о контрактной системе установлено, что участникам открытого конкурса необходимо скреплять заявки только при наличии такой печати.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование о необходимости скреплять печатью заявки участникам Конкурса, нарушают части 4, 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Рестор» на действия (бездействие) заказчика АО «Ордена Ленина Научно-исследовательский и конструкторский институт энерготехники имени Н.А. Доллежаля», организатора Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», при проведении открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ на объекте «Реконструкция производства для изготовления и испытания оборудования...» для АО «НИКИЭТ» (извещение № 1373000000815000029) частично обоснованной в части установления значимости критерия «наличие у участника конкурса документально подтвержденного за последние 5 лет успешного опыта выполнения работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов», установления ненадлежащей инструкция по заполнению формы № 1, указанной в пункте 7.2.2.1 Конкурсной документации.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 4, 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны