Решение №17/485/16 Решение и предписание по жалобе в отношении ПАО «Протон-Перм... от 12 января 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-451/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Проектно-строительная компания «Портал» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

30.12.2015                                                                                                     Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителя ООО «Проектно-строительная компания «Портал» <...> (доверенность от 01.12.2015 б/н),

представители ПАО «Протон-Пермские моторы» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Проектно-строительная компания «Портал» от 21.12.2015 № 117/15 (вх. от 21.12.2015 № 150954/15) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы» при проведении открытого конкурса на право определения генерального подрядчика по реализации проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение № 0456000001115000037), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Проектно-строительная компания «Портал» (далее – Заявитель) от 21.12.2015 № 117/15 (вх. от 21.12.2015 № 150954/15) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы» (далее – Заказчик) при проведении открытого конкурса на право определения генерального подрядчика по реализации проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение № 0456000001115000037) (далее – Конкурс, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

30.11.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно пункту 7 Информационной карты Документации источником финансирования закупки является федеральный бюджет.

Согласно Извещению:

1) дата и время начала подачи заявок - 30.11.2015 20:30;

2) дата и время окончания подачи заявок - 23.12.2015 10:00;

3) дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников - 23.12.2015 10:00;

4) на Конкурс подано 3 (три) заявки от участников закупки.

Из жалобы Заявителя следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

1. Заказчиком выбран неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Документация не содержит требований к опыту выполнения работ по предмету закупки, установленные в Документации, а также требований к минимальной стоимости контрактов, представляемых в подтверждение квалификации участников закупки, соответствующих постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99);

2. Сроки окончания подачи заявок, рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, установленные в Документации не совпадают с датой и временем окончанием подачи заявок, рассмотрением и оценки заявок, установленными в Извещении, опубликованном на Официальном сайте;

3. Пункты 3.6, 3.7 проекта контракта Документации не соответствуют требованиям статьи 95 Закона о контрактной системе;

4. В проекте контакта Документации не определена дата возврата обеспечения исполнения контракта;

5. При описании характеристик товаров Заказчиком в Документации не указано как следует читать символы: «/», «≤», «≥»;

6. В Документации установлены избыточные требования к товарам, не влияющие на качество выполняемых работ.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, а также случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, объектом закупки является выполнение работ по реализации проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191».

Частью 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Грк РФ) установлен исчерпывающий перечень особо опасных и технически сложных объектов.

Представителем Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие, что работы, составляющие объект закупки, в соответствии части 1 статьи 48.1 Грк РФ относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.

При этом в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик в том числе указывает место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.

Согласно разделу 11 Информационной карты Документации Заказчиком установлена дата и время вскрытия конвертов с заявками 22.12.2015 10:00 часов (местного времени).

Согласно разделу 12 Информационной карты Документации Заказчик установил срок рассмотрения и оценки заявок 30.12.2015.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что 08.12.2015 Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса от 08.12.2015, согласно которому Заказчиком установлена дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников 23.12.2015 10:00, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе 11.01.2016.

Вместе с тем, на заседание Комиссии ФАС России Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих, что установление Заказчиком в Документации даты и времени окончания подачи заявок, рассмотрения и оценки заявок ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В соответствии частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;

5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

Пунктами 3.6, 3.7 проекта контракта Документации предусмотрено: «В случае исключения или сокращения объемов некоторых видов работ, включенных в договорную цену настоящего Договора, их стоимость переходит в резерв средств до конца строительства Объекта.

В случае внесения предложений по изменению объема работ одной из Сторон, последняя предоставит подробную позиционную смету на рассмотрение и только после получения одобрения указанные изменения оформляются Сторонами дополнительным соглашением к Договору. Оплата дополнительных работ осуществляется за счет резерва средств, образовавшегося в соответствии с п.3.6. В случае использования указанного резерва средств, Стороны оформляют возникшие дополнительные работы дополнительным соглашением к настоящему Договору с соответствующей корректировкой рабочей документации, одновременным принятием решения по сумме и срокам оплаты этих изменений и сроков выполнения работ. Генподрядчик может приступить к производству Работ только после подписания Сторонами соответствующего документа».

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено доказательств, что установление вышеуказанных положений проекта контракта ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно пункту 24.4 проекта контракта Документации «в случае представления Генподрядчиком обеспечения исполнения своих обязательств в виде внесения денежных средств, возврат таких денежных средств производится Заказчиком Генподрядчику при условии надлежащего исполнения им всех своих обязательств по настоящему Договору в течение 10 (Десяти) банковских дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Генерального подрядчика Денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным в этом письменном требовании».

Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, что указанные положения проекта контракта ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.

5. В пунктах 20, 30, 36, 49, 53, 74 приложения № 17 к Техническому заданию Документации установлены показатели товаров: «автоматический выключатель», «лента бутиловая», «винты самонарезающие», «лента бутиловая диффузионная», «манометр» в том числе, «номинальное напряжение частотой 50 Гц 230/400 В», «продольная разрывная нагрузка ≥ 120 Н/5 см», «поперечная разрывная нагрузка ≥ 12 Н/5 см», «номинальный диаметр резьбы ≥ 4 мм», «предел допускаемой основной погрешности в диапазоне шкалы от 0 до 25 % ≥ ±0,6 % диапазона показаний, в диапазоне шкалы от 25 до 75 % ≤ ±1,5% диапазона показаний» и др.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Комиссия ФАС России, изучив Документацию, установила, что инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе не содержит правила прочтения символов «/», «≤», «≥».

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации надлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

6. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Комиссией ФАС России установлено, что требования к используемым при выполнении работ товарам, являющиеся приложением № 17 к Техническому заданию Документации, содержат, в том числе, следующее:

«№ 18 Асфальтобетонная смесь ГОСТ 91282013. В составе битум: соответствие ГОСТ 22245-90 количество 4,5-6,0 % по массе смеси Глубина проникания иглы при 25 °С при 0 °С 61-90 0,1 мм не менее 20 0,1 мм Температура размягчения по кольцу и шару не ниже 47 °С Растяжимость при 25 °С при 0 °С не менее 55 см не менее 3,5 см Температура хрупкости не выше -15 °С Температура вспышки не ниже 230°С Изменение температуры размягчения после прогрева не более 5 °С Индекс пенетрации от -1,0 до +1,0.

В составе минеральный порошок: соответствие ГОСТ Р 52129-2003 породы из карбонатных или некарбонатных горных пород количество не более 10 % по массе смеси Зерновой состав, зерна: мельче 1,25 мм мельче 0,315 мм мельче 0,071 мм не менее 95 % по массе не менее 80 % по массе не менее 60 % по массе Содержание полуторных окислов (Аl2О3 + Fe2O3) в горных породах , используемых при приготовлении порошка не должно превышать 7 % по массе. Пористость порошка не более 40% Набухание образцов из смеси порошка с битумом не более 3% Влажность порошка не более 2,5% по массе В составе песок: количество не более 40% по массе смеси состав природный песок ГОСТ 87362014 в количестве не менее 40% по общей массе песка и песок из отсевов дробления ГОСТ 31424-2010 в количестве не менее 40% по общей массе песка марка прочности песка из отсевов дробления не ниже 600 Группа песка от мелкий до очень крупный Содержание в песке зерен крупностью св. 5 мм не более 20% по массе.

Содержание в песке зерен крупностью св. 10 мм не более 5% по массе

Модуль крупности природного песка более 1,5

Модуль крупности песка из отсевов дробления более 1,5

Класс песка I -II частный остаток песка из отсевов дробления на сите, 2,5: 1,25: 063: 0315: 016: не более 20 % по массе не более 30 % по массе не более 20 % по массе не более 30 % по массе не более 20 % по массе частный остаток природного песка на сите, 2,5: 1,25: 063: 0315: 016: не более 20 % по массе не более 30 % по массе не более 20 % по массе не более 30 % по массе не более 20 % по массе модуль крупности (природного песка и песка из отсевов дробления) более 1,5».

«№ 57 Бетон. Содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям в заполнителях: -халцедон -кремень -сера, сульфиды, кроме пирита (марказит, пирротин и др.) и сульфаты (гипс, ангидрит и др.) в пересчете на SO3

-магнетит -апатит -пирит в пересчете на SO3 -слоистые силикаты (слюды, гидрослюды, хлориты и др., являющиеся породообразующими минералами) -гидрооксиды железа (гетит и др.)  -нефелин

не более 50 ммоль/л; не более 50 ммоль/л; не более 1,5 % по массе для крупного заполнителя и 1,0 % по массе - для мелкого заполнителя

не более 10 % объема не более 10 % объема не более 4 % по массе не более 15 % по объему для крупного заполнителя и 2 % по массе - для мелкого заполнителя; не более 10 % объема

не более 10 % объема

-опал -галоиды (галит, сильвин и др.), включающие водорастворимые хлориды, в пересчете на ион хлора

-свободное волокно асбеста -фосфорит -уголь

не более 50 ммоль/л не более 0,1 % по массе для крупного заполнителя и 0,15 % по массе - для мелкого заполнителя

не более 0,25 % по массе не более 10 % объема не более 1 % по массе»,

«№ 78 Горячекатаная арматурная сталь периодического профиля класса А-III. массовая доля углерода ≥ 0,20%, массовая доля фосфора не должна быть более 0,045 %».

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в Документации требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией ФАС России установлено следующее.

7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пунктом 1 Технического задания Документации Заказчиком предусмотрено, что в рамках производства работ по предмету конкурса необходимо выполнить комплекс работ по реализации проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» в полном объеме «под ключ» в соответствии с проектной документацией, а также на основании локальных смет в том числе поставку и пуско-наладку оборудования; проведение технологических испытаний оборудования с непосредственным выпуском продукта с соответствии с ТУ.

При этом материалы, применяемые при выполнении работ должны отвечать требованиям ГОСТ, соответствовать техническим условиям, иметь соответствующие сертификаты соответствия. Предлагаемое к поставке инженерное оборудование должно быть серийного выпуска предприятия-изготовителя, за исключением оборудования, которое изготавливается на заказ. Оборудование должно быть новое, ранее не эксплуатируемое. Не допускается оборудование, собранное из восстановленных узлов и агрегатов. Цена работ включает стоимость расходуемых материалов, изделий и оборудования, затрат на доставку к месту выполнения работ, страхование, уплату налогов, таможенных пошлин, сборов и другие обязательные платежи.

В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов «под ключ», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147, строительство объектов «под ключ» осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование – выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).

Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта «под ключ» Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

Комиссией ФАС России установлено, что Техническим заданием Документации предусмотрен монтаж холодильного оборудования, установка систем охранной сигнализации и видеонаблюдения.

Вместе с тем, представителем Заказчика, не явившегося на заседание Комиссии ФАС России не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.

Кроме того, в пункте 2 Информационной карты Документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 6.26 проекта контракта Документации Генподрядчик, в соответствии с условиями Договора согласовывает письменно с Заказчиком субподрядчиков и поставщиков, до заключения с ними договоров, предоставляя по запросу Заказчика необходимые сведения о них. Заказчик вправе давать указания Генподрядчику по привлечению к выполнению работ субподрядчиков и поставщиков. Генподрядчик обязан привлекать к выполнению работ субподрядчиков и поставщиков, указанных Заказчиком.

Таким образом Заказчик в проекте контракта Документации неправомерно установил требование для исполнителя о согласовании привлечения субподрядной организации к исполнению контракта, что нарушает положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Проектно-строительная компания «Портал» от 21.12.2015 № 117/15 (вх. от 21.12.2015 № 150954/15) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы» при проведении открытого конкурса на право определения генерального подрядчика по реализации проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение № 0456000001115000037) обоснованной в части не установления Заказчиком в Документации надлежащим образом инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе, установления Заказчиком в Документации избыточных требований к описанию участниками закупок характеристик товаров в составе заявок.

2. Признать ПАО «Протон-Пермские моторы» нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 27 статьи 34, пункты 1, 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

4. Передать материалы по делу от 30.12.2015 № 223ФЗ-451/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 223ФЗ-451/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений

порядка проведения торгов

 

 

30.12.2015                                                                                                          Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 30.12.2015 № 223ФЗ-451/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Проектно-строительная компания «Портал» от 21.12.2015 № 117/15 (вх. от 21.12.2015 № 150954/15) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы» при проведении открытого конкурса на право определения генерального подрядчика по реализации проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение № 0456000001115000037) (далее - Конкурс), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе не учитывать требования к химическому составу, веществам, установленным в Конкурсной документации.

2. Заказчику при заключении договора исключить пункт 6.26 проекта договора Конкурсной документации о согласовании субподрядных организаций с Заказчиком.

3. Заказчику осуществить дальнейшее проведение процедуры открытого Конкурса в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии ФАС России от 30.12.2015 № 223ФЗ-451/15.

4. Заказчику в срок до 20.01.2016 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны