Решение №17/48830/15 Решение по жалобе ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Сис... от 11 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-245/15
по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
08.09.2015 г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия ФАС России),
при участии представителей:
ОАО «РЖД»: XXXXXXXXXXXXXXXX - доверенность от 25.02.2015, № 150-ДП, представители ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система», направленную письмом Московского УФАС России от 03.09.2015 № ИШ/35507-1 (вх. № 93557/15 от 04.09.2015), на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15 на право заключения договоров поставки систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы (лоты 3 и 4) (извещение № 31502558461) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система» (далее – Заявитель), направленная письмом Московского УФАС России от 03.09.2015 № ИШ/35507-1 (вх. № 93557/15 от 04.09.2015), на действия (бездействие) ОАО «РЖД» (далее – Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15 на право заключения договоров поставки систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы (лоты 3 и 4) (извещение № 31502558461) (далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупках).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
10.07.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).
Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, нарушены права и интересы Заявителя, а именно:
-
-
-
Комиссия Заказчика необоснованно и незаконно отказала Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.
-
Заказчиком нарушен принцип эффективного расходования денежных средств.
-
-
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупках и Конкурсной документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с пунктом 3 Технического задания, в составе конкурсной заявки по лотам № 3 и 4 участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо более выгодные для заказчика.
Согласно протоколу от 17.08.2015 № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15/2 рассмотрения конкурсных заявок, представленных для участия в открытом конкурсе № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15, Заявителю отказано в допуске к участию в открытом конкурсе № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15 в том числе в связи с несоответствием требованиям технического задания, установленным пунктом 3.1.5 Документации, на основании пункта 7.8.3.1 Документации.
В соответствии с пунктом 7.8.3.1 Документации участник Конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов, либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.
-
-
-
Пунктом 3.1.5. технического задания Документации установлено, что модификатор дизельного топлива предназначен для установки на двигатели внутреннего сгорания и энергоустановки работающие на дизельном топливе, с целью снижения эксплуатационных затрат, уменьшения потребления топлива и выбросов вредных веществ в атмосферу.
-
-
Модификатор топлива должен обеспечивать:
- снижение дымности отходящих газов не менее 27% (в соответствии с протоколом стендовых испытаний).
Представитель Заказчика, представил на обозрение Комиссии отчет о научно — исследовательской работе «Экспериментальное исследование влияния устройства «Молекулярный модификатор топлива ММТ» на экономические и экологические показатели автомобильных двигателей» содержащийся в заявке Заявителя, согласно которому по результатам исследования на дизельном двигателе Модификатор топлива обеспечивает снижение дымности отходящих газов на 24%, тогда как в соответствии с пунктом 3.1.5 Технического задания требуемое значение снижения дымности отходящих газов установлено не менее чем на 27%.
Таким образом, довод Заявителя о необоснованном и незаконном отказе в допуске к участию в Конкурсе не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен принцип эффективного расходования денежных средств, так как предложенная им цена в заявке на участие в Конкурсе существенно ниже предложенной цены победителя Конкурса.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 12 статьи 3 Положения о закупках Конкурс – торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в порядке, предусмотренном настоящим Положением, следовательно при проведении Конкурса оцениваются лучшие условия исполнения договора по нескольким критериям в совокупности, а не только по предложенной цене договора.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
-
-
-
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 2.2 Документации установлено, что у участника должна иметься система менеджмента качества деятельности по предмету конкурса. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет:
-
-
-
действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.
-
Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является поставка систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы.
-
Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что из Конкурсной документации не представляется возможным определить какой именно сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащим образом перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, нарушают пункт 4 части 1 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
В соответствии с пунктом 7.2.1 Документации запрос о разъяснении Документации может быть направлен с момента размещения конкурсной документации, извещения о проведении конкурса на сайтах и не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого конкурса, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Согласно информации размещенной на официальном сайте НМЦК Конкурса по Лоту № 3 установлена в размере 6 410 440 рублей, по Лоту № 4 43 531 360 рублей.
Вместе с тем, в соответствии с Документацией НМЦК Конкурса по Лоту № 3 установлена в размере 7 564 319,20 рублей, по Лоту № 4 - 51 367 004,80 рубля.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
-
Согласно пункту 8.6.10 Документации, в подтверждение внесения обеспечения заявки, в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо представить оригинал банковской гарантии, при этом банковская гарантия оформляется по форме приложения № 4 к Документации, выданной одним из банков, указанных в приложении № 5 к Документации.
Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнения обязательств по договору, заключаемому по итогам Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.
-
-
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в Документации к обеспечению заявки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
-
-
-
Пунктом 4.12 Договора, являющимся неотъемлемой частью Документации установлено, что «исполнитель не вправе привлекать к к выполнению работ по установке по настоящему Договору третьих лиц без письменного согласия Заказчика».
Поскольку предметом Конкурса является поставка систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы, поставка и выполнение монтажных и пусконаладочных работ которых осуществляется в границах Саратовской и Воронежской областей, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования, ставят участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц, и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
-
-
-
-
-
-
8. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг, а также с подпунктами 12, 13 пункта 201 Положения о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Пунктом 4.1. Документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе:
1. срок предоставления гарантии качества;
-
-
2. цена договора;
3. квалификация участника;
4. наличие системы менеджмента качества;
-
Согласно пункту 2.1. Документации участник должен иметь опыт поставки товаров, выполнения работ по предмету конкурса, стоимость которого составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора по каждому лоту без учета НДС, установленной в пункте 3.4 конкурсной документации.
Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является поставка систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы.
Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участника» не позволяет выявить лучшее условие выполнения договора, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию оценки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
-
-
В соответствии с пунктом 4 частей 9 и 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении и документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.
Согласно пункту 3.2.2 Документации местами поставки и выполнения монтажных и пусконаладочных работ по лотам 3 и 4 являются границы Саратовской и Воронежской областей соответственно. При этом Документация не содержит конкретных мест (адресов) поставки товаров.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации место поставки товара, нарушают пункт 4 частей 9 и 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. В соответствии с пунктом 2.4 Документации участник должен являться производителем либо обладать правом поставки систем контроля расхода топлива, предоставленным производителем. Данное требование установлено как обязательное.
-
-
Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование о том, что участник должен являться производителем либо обладать правом поставки систем контроля расхода топлива, предоставленным производителем, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система», направленную письмом Московского УФАС России от 03.09.2015 № ИШ/35507-1 (вх. № 93557/15 от 04.09.2015), на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15 на право заключения договоров поставки систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы (лоты 3 и 4) (извещение № 31502558461) необоснованной.
2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 4 части 1 статьи 3, часть 8 статьи 4, пункт 4 части 9 статьи 4, пункты 4, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
-
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.09.2015 №223ФЗ-245/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-
Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.