Решение №17/48830/15 Решение по жалобе ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Сис... от 11 сентября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-245/15

по результатам рассмотрения жалобы ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

08.09.2015 г. Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: XXXXXXXXXXXXXXXX - доверенность от 25.02.2015, № 150-ДП, представители ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система», направленную письмом Московского УФАС России от 03.09.2015 № ИШ/35507-1 (вх. № 93557/15 от 04.09.2015), на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15 на право заключения договоров поставки систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы (лоты 3 и 4) (извещение № 31502558461) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система» (далее – Заявитель), направленная письмом Московского УФАС России от 03.09.2015 № ИШ/35507-1 (вх. № 93557/15 от 04.09.2015), на действия (бездействие) ОАО «РЖД» (далее – Заказчик), при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15 на право заключения договоров поставки систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы (лоты 3 и 4) (извещение № 31502558461) (далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

10.07.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком, нарушены права и интересы Заявителя, а именно:

      • Комиссия Заказчика необоснованно и незаконно отказала Заявителю в допуске к участию в Конкурсе.

      • Заказчиком нарушен принцип эффективного расходования денежных средств.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положением о закупках и Конкурсной документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

 

1. В соответствии с пунктом 3 Технического задания, в составе конкурсной заявки по лотам № 3 и 4 участник должен представить техническое предложение, оформленное в свободной форме. В техническом предложении участника должны быть изложены все условия, соответствующие требованиям технического задания, либо более выгодные для заказчика.

Согласно протоколу от 17.08.2015 № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15/2 рассмотрения конкурсных заявок, представленных для участия в открытом конкурсе № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15, Заявителю отказано в допуске к участию в открытом конкурсе № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15 в том числе в связи с несоответствием требованиям технического задания, установленным пунктом 3.1.5 Документации, на основании пункта 7.8.3.1 Документации.

В соответствии с пунктом 7.8.3.1 Документации участник Конкурса не допускается к участию в конкурсе в случае непредставления определенных конкурсной документацией документов, либо наличия в этих документах неполной информации и (или) информации об участнике конкурса или о товарах, работах, услугах, закупка которых осуществляется, не соответствующей действительности.

      • Пунктом 3.1.5. технического задания Документации установлено, что модификатор дизельного топлива предназначен для установки на двигатели внутреннего сгорания и энергоустановки работающие на дизельном топливе, с целью снижения эксплуатационных затрат, уменьшения потребления топлива и выбросов вредных веществ в атмосферу.

Модификатор топлива должен обеспечивать:

- снижение дымности отходящих газов не менее 27% (в соответствии с протоколом стендовых испытаний).

Представитель Заказчика, представил на обозрение Комиссии отчет о научно — исследовательской работе «Экспериментальное исследование влияния устройства «Молекулярный модификатор топлива ММТ» на экономические и экологические показатели автомобильных двигателей» содержащийся в заявке Заявителя, согласно которому по результатам исследования на дизельном двигателе Модификатор топлива обеспечивает снижение дымности отходящих газов на 24%, тогда как в соответствии с пунктом 3.1.5 Технического задания требуемое значение снижения дымности отходящих газов установлено не менее чем на 27%.

Таким образом, довод Заявителя о необоснованном и незаконном отказе в допуске к участию в Конкурсе не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен принцип эффективного расходования денежных средств, так как предложенная им цена в заявке на участие в Конкурсе существенно ниже предложенной цены победителя Конкурса.

Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 12 статьи 3 Положения о закупках Конкурс – торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в порядке, предусмотренном настоящим Положением, следовательно при проведении Конкурса оцениваются лучшие условия исполнения договора по нескольким критериям в совокупности, а не только по предложенной цене договора.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

        Пунктом 2.2 Документации установлено, что у участника должна иметься система менеджмента качества деятельности по предмету конкурса. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет:

  • действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

    • Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является поставка систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы.

Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что из Конкурсной документации не представляется возможным определить какой именно сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации ненадлежащим образом перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, нарушают пункт 4 части 1 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о Закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с пунктом 7.2.1 Документации запрос о разъяснении Документации может быть направлен с момента размещения конкурсной документации, извещения о проведении конкурса на сайтах и не позднее чем за 7 (семь) календарных дней до окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого конкурса, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Согласно информации размещенной на официальном сайте НМЦК Конкурса по Лоту № 3 установлена в размере 6 410 440 рублей, по Лоту № 4 43 531 360 рублей.

Вместе с тем, в соответствии с Документацией НМЦК Конкурса по Лоту № 3 установлена в размере 7 564 319,20 рублей, по Лоту № 4 - 51 367 004,80 рубля.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Согласно пункту 8.6.10 Документации, в подтверждение внесения обеспечения заявки, в составе заявки на участие в Конкурсе необходимо представить оригинал банковской гарантии, при этом банковская гарантия оформляется по форме приложения № 4 к Документации, выданной одним из банков, указанных в приложении № 5 к Документации.

        Вместе с тем, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнения обязательств по договору, заключаемому по итогам Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в Документации к обеспечению заявки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Пунктом 4.12 Договора, являющимся неотъемлемой частью Документации установлено, что «исполнитель не вправе привлекать к к выполнению работ по установке по настоящему Договору третьих лиц без письменного согласия Заказчика».

        Поскольку предметом Конкурса является поставка систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы, поставка и выполнение монтажных и пусконаладочных работ которых осуществляется в границах Саратовской и Воронежской областей, Комиссия пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования, ставят участников закупки в зависимость от волеизъявления третьих лиц, и противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

        • 8. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг, а также с подпунктами 12, 13 пункта 201 Положения о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

          Пунктом 4.1. Документации установлены следующие критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе:

          1. срок предоставления гарантии качества;

    2. цена договора;

    3. квалификация участника;

    4. наличие системы менеджмента качества;

Согласно пункту 2.1. Документации участник должен иметь опыт поставки товаров, выполнения работ по предмету конкурса, стоимость которого составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора по каждому лоту без учета НДС, установленной в пункте 3.4 конкурсной документации.

Согласно Извещению и Документации предметом Конкурса является поставка систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы.

Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участника» не позволяет выявить лучшее условие выполнения договора, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному критерию оценки.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • В соответствии с пунктом 4 частей 9 и 10 статьи 4 Закона о закупках в извещении и документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

        Согласно пункту 3.2.2 Документации местами поставки и выполнения монтажных и пусконаладочных работ по лотам 3 и 4 являются границы Саратовской и Воронежской областей соответственно. При этом Документация не содержит конкретных мест (адресов) поставки товаров.

        Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации место поставки товара, нарушают пункт 4 частей 9 и 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        10. В соответствии с пунктом 2.4 Документации участник должен являться производителем либо обладать правом поставки систем контроля расхода топлива, предоставленным производителем. Данное требование установлено как обязательное.

Изучив Документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное Заказчиком требование о том, что участник должен являться производителем либо обладать правом поставки систем контроля расхода топлива, предоставленным производителем, нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «Единая Национальная Диспетчерская Система», направленную письмом Московского УФАС России от 03.09.2015 № ИШ/35507-1 (вх. № 93557/15 от 04.09.2015), на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса в электронной форме № 1093/ОКЭ-ЦДИМ/15 на право заключения договоров поставки систем контроля расхода топлива для специального подвижного состава, включая монтажные и пусконаладочные работы (лоты 3 и 4) (извещение № 31502558461) необоснованной.

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 4 части 1 статьи 3, часть 8 статьи 4, пункт 4 части 9 статьи 4, пункты 4, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 08.09.2015 №223ФЗ-245/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны