Решение №17/51024/17  РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-709/17 по результатам рассмотрения жалобы ... от 21 июля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-709/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Рос-ТЕК» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

18.07.2017                                                                                                           Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Шаровой К.К.,

членов Комиссии:

заместителя начальника отдела нормотворчества и взаимодействия с территориалыми органами  Управления контроля размещения государственного заказа Стельмах Д.С.,

главного государственного инспектора отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Гордюшкиной М.В.,

главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Лопухиной И.В. (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ФГУП «РСУ» УДП РФ: Евдокимовой Е.В. - доверенность от 17.07.2017 № 737-16,

 Представители ООО «Рос-ТЕК» на    заседание    Комиссии    ФАС      России     не    явились, уведомлены настоящим образом

рассмотрев жалобу ООО «Рос-ТЕК» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «РСУ» УДП РФ при проведении запроса предложений на право заключения договора на Выполнение подрядных работ по объекту: Реконструкция хозяйственного корпуса (литер «Д») с перепрофилированием под лечебно-диагностический корпус, котельной санатория (литер «Е2»), дачи № 2 (литер «Б3»), наружных инженерных сетей, двух трансформаторных подстанций, подпорных стен и объектов социальной инфраструктуры ФГБУ «Санаторий «Красные камни» Управления делами Президента Российской Федерации, г. Кисловодск, Ставропольский край (извещение №31705306127), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Рос-ТЕК» (далее - Заявитель) б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «РСУ» УДП РФ (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения договора на Выполнение подрядных работ по объекту: Реконструкция хозяйственного корпуса (литер «Д») с перепрофилированием под лечебно-диагностический корпус, котельной санатория (литер «Е2»), дачи № 2 (литер «Б3»), наружных инженерных сетей, двух трансформаторных подстанций, подпорных стен и объектов социальной инфраструктуры ФГБУ «Санаторий «Красные камни» Управления делами Президента Российской Федерации, г. Кисловодск, Ставропольский край (извещение №31705306127) (далее – Жалоба, Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Единым стандартом закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров   ПАО «Россети» на основании протокола от 30.10.2015 №206  (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе (далее – ЕИС) при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 5 Закона о закупках.

07.07.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно информации, размещенной в ЕИС:

Дата и время окончания подачи заявок 12.07.2017 в 11:00;

Дата и время рассмотрения заявок 13.07.2017 в 11:00;

Дата и время подведения итогов 13.07.2017 в 11:00;

На участие в закупке подано 3 заявки, допущено 3 заявки.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены положения Закона о закупках , а именно Заказчиком неправомерно сокращены сроки проведения закупочной процедуры.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. 

      • Из Жалобы Заявителя следует, что Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение.

Согласно пункту 7 части 9, пунктам 8, 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках извещение и документация должны содержать порядок, место, дату начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке, место, дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки

Пунктом 1.4.6 Положения о закупке извещение и документация о закупке размещаются в ЕИС Содержание извещения и документации о закупке формируется исходя из выбранного способа закупки.

В соответствии с пунктом 4.2.1 Положением о закупке Извещение о проведении Запроса предложений размещается Заказчиком в ЕИС не менее чем за 3 (три) дня до установленного в Документации дня окончания подачи заявок на участие.

Согласно информации в ЕИС Извещение размещено 07.07.2017.

При этом срок окончания подачи заявки 12.07.2017.

Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что срок размещения в ЕИС Извещения и окончание подачи заявок составляет 5 дней, что не противоречит требованиям Положения о закупке, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, при рассмотрении Жалобы Заявителя в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.2.4 Положения о закупках.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса  Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Согласно проекту договора Документации субподрядчик обязуется в установленный Договором срок выполнить работы (далее - Работы) в объеме утвержденной проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу в установленном законом порядке, согласно технического задания (Приложение №1 к настоящему договору) по объекту: Надстройка 3-го этажа нового корпуса (литер «Б1») ФГБУ «Санаторий «Красные камни» Управления делами Президента Российской Федерации, расположенного по адресу: г. Кисловодск, Ставропольский край.

Таким образом, отсутствие проектной документации в составе закупочной документации на строительство объекта означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого договора, что лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение.

Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок может определятся календарной датой или истечением периода времени.

Как указывалось выше, в пункте  10 части 10 статьи 4 Закона о закупках законодателем установлен срок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке в датах, следовательно, документация о закупке должна содержать календарную дату начала и календарную дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Вместе с тем, настоящая Документация не содержит указаний на календарную дату начала и календарную дату окончания срока  предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Таким образом, в Документации Заказчиком не установлены конкретные даты представления разъяснений положении Документации участникам закупки, что нарушает пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 

4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.2.4 Положения о закупках.

4.1 Согласно пунктам 6.21, 9.1 Проекта договора Документации исполнитель по договору должен представить Подрядчику для согласования перечень привлекаемых соисполнителей. При этом, Субподрядчик за 10 (десять) календарных дней до даты заключения им договора с соисполнителями обязан официально согласовать с Подрядчиком объем, сроки и стоимость выполняемых соисполнителями работ, и в течение 5 (пяти) календарных дней с даты заключения договора предоставить Подрядчику копию заключенного договора со всеми приложениями к нему.

Вместе с тем, согласование перечня привлекаемых субподрядчиков, является вмешательством в хозяйственную деятельность исполнителя по договору, что ставит такого исполнителя в зависимость от волеизъявления Заказчика.

    • В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Согласно пункту 5.1 Проекта договора Документации подрядчик вправе производить выплату аванса в размере до 30% от стоимости работ, указанных в пункте 3.1. договора, на основании оригинала счета субподрядчика, в течении 10 (десяти) банковских дней с даты его получения, при условии поступления финансовых средств от государственного заказчика, открытия субподрядчиком лицевого счета в органе Федерального казначейства, с документальным обоснованием экономической необходимости целевого расходования данных средств.

Таким образом, Заказчиком в нарушении пункт 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен точный размер авансового платежа, что не позволяет участникам закупки рассчитать однозначно стоимость договора.

Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункта 1.2.4 Положения о закупках, нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

5. Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в Документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 6.5 Документации установлено, что заявки на участие в закупке проходят двухэтапную проверку: первый этап – проводится отборочная стадия проверки заявок на соблюдение требований документации о закупке в части оформления заявок;второй этап – проводится оценочная стадия заявок, прошедших отборочную стадию.

В соответствии с пунктом 4.13.1.1 Документации рассмотрение, оценка и сопоставление поступивших заявок проводятся в сроки, установленные в Извещении и в пункте 29 раздела 5 «Информационной карты» Документации.

Согласно разделу 6 Документации оценка заявок производиться по стоимостному (цена договора) и нестоимостным критериям (Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг; Квалификация участников закупки).

По критерию «Квалификация участников закупки» Заказчиком установлен подкритерий «Обеспеченность кадровыми ресурсами (количество и квалификация)». Оценке подлежит количество специалистов, состоящих в штате участника закупки, с наличием высшего профессионального образования по квалификации «Инженер».

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по данному критерию, в связи с тем, что предоставление сведений о наличии специалистов состоящих в штате организации участника, исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера.

Кроме того, по критерию Квалификация участника закупки установлен следующий порядок оценки:

1. «Предложение по методам производства работ» - оценивается предложение участника по методам выполнения каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 «Сводного сметного расчета» (конкретизировать работы в соответствии с локальными сметами не требуется.

Предложение участника закупки по методам производства работ оценивается от 0 до 25 баллов:

- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по методам производства работ;

- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 «Сводного сметного расчета»;

- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по методам производства работ не по всему составу работ;

- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по методам производства работ по всему составу работ.

2. «Предложение по охране труда» - оценивается предложение участника по организации охраны труда при выполнении каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 «Сводного сметного расчета» (конкретизировать работы в соответствии с локальными сметами не требуется.

Предложение участника закупки по охране труда оценивается от 0 до 25 баллов:

- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране труда;

- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 «Сводного сметного расчета»;

- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда не по всему составу работ;

- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране труда по всему составу работ.

3. «Предложение по технике безопасности» - оценивается предложение участника по технике безопасности при выполнении каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 «Сводного сметного расчета» (конкретизировать работы в соответствии с локальными сметами не требуется)

Предложение участника закупки по технике безопасности оценивается от 0 до 25 баллов:

- оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по технике безопасности;

- оценка в 1 балл по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 «Сводного сметного расчета»;

- оценка в 10 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности не по всему составу работ;

- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по технике безопасности по всему составу работ.

4. «Предложение по охране окружающей среды» - оценивается предложение участника по охране окружающей среды при выполнении каждой работы из всего состава работ, предусмотренных главами 1-7 «Сводного сметного расчета» (конкретизировать работы в соответствии с локальными сметами не требуется)

Предложение участника закупки по охране окружающей среды оценивается от 0 до 25 баллов:

- оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране окружающей среды;

- оценка в 1 балл по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлены ссылки на работы, предусмотренные главами 1-7 «Сводного сметного расчета»;

- оценка в 10 баллов по показателю присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды не по всему составу работ;

- максимальная оценка в 25 баллов присваивается заявке участника, в составе которой представлено предложение по охране окружающей среды по всему составу работ.

Вместе с тем, в данном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и показателями, представленными участником закупки к оценке.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что нарушает пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Рос-ТЕК» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ФГУП «РСУ» УДП РФ при проведении запроса предложений на право заключения договора на Выполнение подрядных работ по объекту: Реконструкция хозяйственного корпуса (литер «Д») с перепрофилированием под лечебно-диагностический корпус, котельной санатория (литер «Е2»), дачи № 2 (литер «Б3»), наружных инженерных сетей, двух трансформаторных подстанций, подпорных стен и объектов социальной инфраструктуры ФГБУ «Санаторий «Красные камни» Управления делами Президента Российской Федерации, г. Кисловодск, Ставропольский край (извещение №31705306127) необоснованной.

2. Признать ФГУП «РСУ» УДП РФ нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 3 части 9, пунктов 1, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.07.2017 № 223ФЗ-709/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны