Решение №17/51407/16 РЕШЕНИЕ от 22.07.2016 № 223ФЗ-370/16 по жалобе на действия П... от 27 июля 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-370/16

по результатам рассмотрения жалобы <...>
Защиты» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

22.07.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>
(далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» <...> - по доверенности от 23.03.2016 № б/н, <...> - по доверенности от 20.07.2016 № б/н;

заявитель <...> на заседание Комиссии ФАС России не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,

рассмотрев жалобу гражданина <...> от 13.07.2016 № б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного договора на проведение мероприятий по модернизации систем учёта электроэнергии для нужд филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Нижновэнерго» (49418) (извещение № 31603716511), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

 

 

В ФАС России поступила жалоба гражданина <...>
(далее - Заявитель) от 13.07.2016 № б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного договора на проведение мероприятий по модернизации систем учёта электроэнергии для нужд филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Нижновэнерго» (49418) (извещение № 31603716511)
(далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Стандартом закупок ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (Положение о закупке), утвержденным протоколом советом директоров ПАО «МРСК Центра и приволжья» от 25.12.2015 № 208 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

30.05.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок — 01.09.2016 в 10:00;

дата и время рассмотрения заявок — 15.09.2016 в 16:00;

дата и время подведения итогов Конкурса — 19.09.2016 в 16:00.

Из Жалобы следует, что Заказчиком Документации установлен ряд положений, которые нарушают требования Закона о закупках:

1) в составе Документации не размещена проектно-сметная документация, что не позволяет потенциальным участникам Конкурса определить объем подлежащих выполнению работ и сформировать предложение;

2) в Документации установлены неизмеряемые требования к участникам закупки;

3) в Документации установлены избыточные требования к участникам Конкурса о наличии опыта выполнения аналогичных договоров, наличии финансовых ресурсов, производственных и материально-технических ресурсов;

4) Документацией предусмотрена возможность отклонения заявки участника, если он предлагает существенное изменение условий договора, при этом не установлено, какие изменения условий договора будут расценены Заказчиком как существенные;

5) установленные в Документации критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не позволяет объективно оценить заявки участников и выявить лучшее предложение;

6) в Документации установлено требование о наличии у участника свидетельства СРО о допуске к отдельным видам работ, а должно быть свидетельство о допуске к организации работ по проектированию и строительству;

7) в рамках закупки Заказчиком объединены в один лот работы по проектированию, строительству и поставке оборудования, что ограничивает количество участников Конкурса.

Представители Заказчика не согласились с доводами Жалобы и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

В целях полного и всестороннего рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России принято решение о переносе рассмотрения Жалобы по существу на 22.07.2016, о чем представители Заказчика и Заявителя уведомлены надлежащим образом.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы в Документации отсутствует проектно-сметная документация и, как следствие, отсутствуют требования к объему подлежащих выполнению работ.

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

Частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Вместе с тем, согласно Извещению предметом Конкурса является право заключения энергосервисного договора на проведение мероприятий по модернизации систем учёта электроэнергии для нужд филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Нижновэнерго».

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика пояснили, что в рамках заключаемого по результатам Конкурса договора, предполагается выполнение работ по внедрению системы учета электроэнергии с дистанционным сбором данных приборов учета. Подрядчиком должны осуществляться работы: по обследованию объектов и подготовке технорабочего проекта на организацию/модернизацию системы учета с удаленным сбором данных, поставке оборудования (счетчики электрической энергии, трансформаторы тока, трансформаторы напряжения) и его монтажу, пусконаладочные работы и интеграция нового оборудования в существующий информационно-измерительный комплекс, разработка программы и методики испытания системы.

Следовательно, Документацией не предусмотрено выполнение работ, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства, осуществление которых предполагает необходимость разработки проектно-сметной документации в соответствии с требованиями части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Изучив Извещение, Документацию, проект договора Комиссия ФАС России приходит к выводу, что требования к количеству поставляемого товара, объему выполняемых работ, оказываемых услуг, установленные Заказчиком, позволяют участнику закупки сформировать предложение и подать заявку для участия в Конкурсе.

Таким образом, довод Заявителя о необходимости размещения в составе Документации проектно-сметной документации не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы в Документации Заказчиком установлен ряд неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичный принцип установлен подпунктом г) пункта 1.2.1 Положения о закупке.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

В соответствии с подпунктом и) пункта 2.3.1.2 тома 1 Документации участник должен обладать опытом внедрения систем учета электроэнергии с дистанционным сбором данных приборов учета электроэнергии на РРЭ за последние 3 года.

Для подтверждения соответствия указанному требованию согласно подпункту а) пункта 2.3.2.4 тома 1 Документации участник в составе заявки должен представить оригинал справки об опыте выполнения аналогичных договоров (Форма 8).

Из содержания указанных пунктов Документации не представляется возможным сделать вывод о том, какие именно договоры необходимо представить участнику в составе заявки для подтверждения соответствующего опыта, поскольку внедрение систем учета электроэнергии с дистанционным сбором данных может предусматривать как поставку и монтаж соответствующего оборудования, так и предоставление каналов связи, разработку методики функционирования автоматизированной системы и проч.

Согласно подпункту з) и д) пункта 2.3.1.2 тома 1 Документации участник должен обладать необходимыми профессиональными знаниями, технологиями, опытом выполнения аналогичных договоров, а также иметь необходимые для исполнения договора ресурсные возможности (финансовые, производственные, трудовые), отвечать минимальным требованиям (по состоянию на момент подачи заявки), должен иметь достаточное для исполнения договора количество испытательного оборудования, электрослесарного инструмента, приспособлений и технологического оборудования, средств индивидуальной защиты.

Вместе с тем, в Документации отсутствуют положения, определяющие какими технологиями, ресурсными возможностями (финансовыми, производственными) должен обладать участник, какое количество испытательного оборудования, электрослесарного инструмента, приспособлений и технологического оборудования является достаточным для надлежащего исполнения договора. Также в Документации не указано, какие документы участник должен представить в составе заявки для подтверждения соответствия указанным требованиям.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанные требования, противоречат пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту г) пункта 1.2.1 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Жалобы в Документации установлены избыточные требования к участникам Конкурса.

Согласно подпункту ж) пункта 2.3.1.2 тома 1 Документации участник Конкурса не должен иметь рекламаций (отрицательного опыта) по исполнению ранее заключенных с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» договоров, а также по заключенным договорам с иными заказчиками.

В соответствии с подпунктом b) пункта 2.3.2.4 тома 1 Документации в составе заявки участник должен представить оригинал справки о договорах, заключенных с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и филиалами, с приложением файла сводной таблицы договоров, выполненным в формате MS Excel (Форма 9).

При этом, согласно пункту 2.3.2.12 тома 1 Документации не предоставление участником хотя бы одного из перечисленных документов может служить основанием для отклонения конкурсной заявки.

Вместе с тем, не соответствие участника Конкурса указанным требованиям не является достоверным доказательством невозможности исполнения таким участником надлежащим образом договора, заключаемого по результатам закупки.

Кроме того, отсутствие у участника Конкурса договоров, заключенных с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и филиалами также не является подтверждением отсутствия или недостаточности опыта выполнения соответствующих работ, поскольку участник мог осуществлять подобные работы по договорам, заключенным с иными контрагентами.

Согласно пункту 2.3.3.9 тома 1 Документации в случае привлечения субподрядчиков, документы предоставляются отдельно на каждого субподрядчика. Перечень документов и форм, представляемых на субподрядчиков, согласно пункту 2.3.2 тома 1 Документации. Все документы в части квалификации, финансового состояния и правоспособности предоставляются в полном объеме на каждого субподрядчика. На соответствие квалификационным требованиям (наличие опыта выполнения работ, кадровых и материально-технических ресурсов) предоставляемые сведения должны предоставляться в части (доле), в которой привлекается субподрядчик согласно распределению объемов поставок, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 2.3.3.1 тома 1 Документации участники конкурса могут привлекать субподрядчиков при условии соблюдения следующих требований:

- не должен быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Законом о закупках в реестр недобросовестных поставщиков, который ведется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Реестры);

- должен иметь соответствующие разрешающие документы на выполнение видов деятельности в рамках договора: свидетельство о допуске к работам, выданное в установленном законом порядке саморегулируемой организацией с приложениями;

- обладать необходимыми профессиональными знаниями, управленческой компетентностью и положительной деловой репутацией, иметь ресурсные возможности.

Согласно пункту 2.3.3.11 тома 1 Документации конкурсная комиссия может отклонить Конкурсную заявку, а организатор Конкурса (Заказчик) имеет право на одностороннее расторжение протокола о результатах Конкурса (договора), если выяснится, что один или несколько субподрядчиков отказались от соответственно выполнения работ, а оставшиеся субподрядчики, с точки зрения Заказчика, не способны самостоятельно выполнить Договор.

Таким образом, исходя из анализа приведенных положений Документации, при проведении оценки соответствия участника Конкурса требованиям Документации, комиссия Заказчика оценивает наравне с участником привлекаемых субподрядчиков и может отклонить заявку участника, если посчитает, что участник и привлекаемые им субподрядчики не смогут надлежащим образом исполнить договор.

Вместе с тем, при оценке заявки участника Заказчик должен оценивать соответствие требованиям Документации именно участника, а не привлекаемых им субподрядчиков.

Кроме того, требование об отсутствии сведений о субподрядчике в Реестрах установлено Заказчиком неправомерно, поскольку согласно части 7 статьи 3 Закона о закупках при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений только об участниках закупки в Реестрах.

Согласно пункту 2.3.2.5 тома 1 Документации участник должен включить в состав заявки копии документов, подтверждающих наличие действующей сертификации и аттестации оборудования и материалов, предлагаемых к поставке в рамках данного договора, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также его аттестации в соответствии с Положением ПАО «Россети» о единой технической политике в электросетевом комплексе и рекомендации к применению, в том числе Форму сводной информации с указанием перечня оборудования и материалов, предлагаемых участником к поставке при выполнении работ с подтверждением прохождения аттестации по каждой позиции (форма 23).

В соответствии с пунктом 1.1.8 Документации участник должен иметь необходимые полномочия на поставку оборудования, материалов и подтверждение распространения фирменных гарантийных обязательств от производителей оборудования, предлагаемого в рамках Конкурса. В частности, производитель должен гарантировать поставку в определенные сроки, проведение шеф-монтажа и/или шеф-наладки, распространение всех фирменных гарантий на оборудование в течение гарантийного срока, оговоренного в Документации.

В подтверждение соответствия указанному требованию участник должен представить свидетельство производителя оборудования (приборы учета, шкафы учёта, автоматические выключатели, провод СИП) (Форма 19).

Вместе с тем, установление указанных требований ограничивает количество возможных участников закупки, поскольку возможность участия в закупке поставлена в зависимость от решений (действий) третьих лиц.

При этом документы, подтверждающие возможность осуществления гарантийного ремонта, могут быть получены участником Конкурса после заключения договора по результатам закупки.

Следовательно, отсутствие в составе заявки участника указанных документов не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Документации указанные требования к участникам Конкурса в качестве обязательных, ограничивают количество участников закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Согласно доводу Жалобы Документацией предусмотрена возможность отклонения заявки участника, если он предлагает существенное изменение условий договора, при этом не установлено, какие изменения условий договора будут расценены Заказчиком как существенные.

В соответствии с подпунком 16 пункта 2.9.2.2 тома 1 Документации если в протоколе разногласий к проекту договора, содержащемся в составе заявки, присутствуют обязательные требования по изменению проекта договора, не приемлемые для заказчика, такая заявка должна быть отклонена.

При этом в Документации отсутствует пояснение, какие именно изменения условий договора будут считаться Заказчиком существенными, и следовательно, неприемлемыми при заключении договора.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанное требование, противоречат пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту г) пункта 1.2.1 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно доводу Жалобы критерии и порядок оценки заявок, установленные в Документации, не позволяют объективно оценить заявки участников и выявить лучшее предложение.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 2.9.3.2 тома 1 Документации в рамках оценочной стадии конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для заказчика, исходя из следующих критериев (включая подкритерии)  и их весовых коэффициентов:

 

Наименование критериев оценки

Наименование подкритериев оценки

Весовые коэффициенты

Уровень 1

Уровень 2

1.       Цена заявки «Ц»:

 

0,6

 

 

1.1 Подкритерий «Ц» -  Цена заявки (рейтинг по критерию стоимости)

 

1,0

2.       Квалификация («КВ») (Опыт исполнения аналогичных договоров):

 

0,4

 

 

2.1  Подкритерий  «КВ1» - Количество исполненных договоров по монтажу систем РРЭ

 

0,5

 

2.2  Подкритерий  «КВ2» - Общая стоимость исполненных договоров по монтажу систем РРЭ

 

0,5

Методика расчета рейтинга заявок установлена пунктом 2.9.3.3 тома 1 Документации, и устанавливает следующий порядок оценки заявок участников.

 

Критерий «Ц» - цена заявки формируется в зависимости от количества участников. Минимальный балл присваивается участнику с максимальной ценой заявки. Минимальное количество баллов - «1 балл». Шаг- «1 балл». Максимальное количество баллов равно числу допущенных к оценочной стадии участников.

Критерий «КВ» - опыт исполнения аналогичных договоров (договоров по монтажу систем РРЭ). Опыт исполнения аналогичных (количество и общая суммарная стоимость) договоров за период, предшествующий моменту подачи заявки (последние 36 месяцев и более), определяется в соответствии с поданной участником справкой о перечне и объемах выполнения аналогичных договоров и оценивается в следующем порядке:

Подкритерий «КВ1» - количество исполненных договоров по монтажу систем РРЭ (шт.):

Количество договоров от 1 до 10 – 1 балл;

Количество договоров от 10 до 20 – 2 балла;

Количество договоров от 20 и более – 3 балла.

Подкритерий «КВ2» - Общая стоимость исполненных договоров по монтажу систем РРЭ (млн. руб.):

Общая стоимость договоров от 100 до 200 – 1 балл;

Общая стоимость договоров от 200 до 250 – 2 балла;

Общая стоимость договоров от 250 и более – 3 балла.

Полученные оценки по каждому неценовому критерию, а также рейтинг по критерию стоимости заявки применяется для расчета интегральной оценки общей предпочтительности заявки участника. Баллы, присвоенные участникам по критериям умножаются на весовые коэффициенты данных критериев. Полученные значения суммируются по каждому участнику. Рейтинг рассчитывается, как сумма полученных балльных оценок с учетом их весовых коэффициентов.

Рейтинг = (Ц * 0,6) + ((КВ1 * 0,5)+(КВ2 * 0,5) х 0,4)).

Вместе с тем, из указанного порядка оценки заявок не представляется возможным однозначно определить, какое количество баллов получит участник, если представит в составе заявки 10 (20) договоров, поскольку в указанном случае комиссия может присвоить такой заявке как 1 (2), так и 2 (3) балла.

Также не представляется возможным определить количество баллов, которые будут присвоены участнику Конкурса, в случае представления договоров на сумму 200 или 250 миллионов рублей.

Кроме того, согласно порядку оценки участник, представивший в составе заявки сведения об опыте аналогичных договоров на сумму 250 и участник, представивший сведения о договорах на сумму 700 миллионов рублей, при оценке заявок получат одинаковое количество баллов.

При этом, согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основынии вышеизложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установленные критерии и порядок оценки заявок участников Конкурса не позволяют выявить лучшее предложение и объективно оценить заявки участников закупки.

Таким образом, указанные дойствия Заказчика нарушают требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Согласно доводу Жалобы в Документации установлено требование о наличии у участника свидетельства СРО о допуске к отдельным видам работ, хотя должно быть установлено требование о наличии допуска СРО к организации работ по проектированию и строительству.

В соответствии с подпунктом е) пункта 2.3.1.2 тома 1 Документации участник Конкурса должен иметь соответствующие разрешающие документы на выполнение видов деятельности в рамках заключаемого договора: свидетельство СРО о допуске к проектно-изыскательским и строительным работам, в том числе к электромонтажным и пусконаладочным работам в электроустановках до 10 кВ, выданное в установленном законом порядке саморегулируемой организацией с приложениями.

При этом согласно подпункту г) пункта 2.9.2.1 тома 1 Документации в рамках отборочной стадии конкурсная комиссия проверяет наличие/отсутствие разрешающих документов на осуществление видов деятельности, связанные с выполнением договора, право на заключение которого является предметом закупки, в том числе работ по организации строительства, при привлечении субподрядчиков.

Согласно пункту 1.1.1 тома 1 Документации участник обязан привлекать к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, участник конкурса будет выступать в качестве генерального подрядчика. Исходя из положений подпункта г) пункта 2.9.2.1 тома 1 Документации, участник должен представить свидетельство о допуске СРО на организацию строительства.

Следовательно, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, согласно пункту 1.1.10 тома 1 Документации участник должен быть членом СРО и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к проектно-изыскательским и строительным работам, в том числе к электромонтажным и пусконаладочным работам в электроустановках до 10 кВ.

При этом, Документацией не установлена обязанность участника Конкурса при исполнении договора осуществлять подготовку проектной документации, для разработки которой необходимо наличие у участника выданного СРО свидетельства о допуске к проектно-изыскательским работам.

Указанное требование является избыточным и ограничивает количество участников Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанное требование к участникам Конкурса в качестве обязательного, ограничивает количество участников закупки, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

7. Согласно доводу Жалобы при проведении закупки Заказчиком объединены в один лот работы по проектированию, строительству и поставке оборудования, что ограничивает количесвто участников Конкурса.

Согласно Извещению предметом Конкурса является право заключения энергосервисного договора на проведение мероприятий по модернизации систем учёта электроэнергии для нужд филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Нижновэнерго».

В рамках заключаемого по результатам Конкурса договора, предполагается выполнение работ по внедрению системы учета электроэнергии с дистанционным сбором данных приборов учета. Подрядчиком должны осуществляться работы: по обследованию объектов и подготовке технорабочего проекта на организацию/модернизацию системы учета с удаленным сбором данных, поставке оборудования (счетчики электрической энергии, трансформаторы тока, трансформаторы напряжения) и его монтажу, пусконаладочные работы и интеграцию нового оборудования в существующий информационно-измерительный комплекс, разработке программы и методики испытания системы.

Таким образом, осуществление проектных работ не предусмотрено Документацией.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 19 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» энергосервисный договор (контракт) может содержать условие об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Следовательно, в рамках выполнения энергосервисного договора подрядчик вправе осуществлять поставку и монтаж соответствующего оборудования.

Таким образом, довод Жалобы об объединении в один лот работ по проектированию и строительству, а также поставке оборудования, не нашел своего подтверждения.

8. Согласно пункту 1.1.1 тома 1 Документации участник обязан привлекать к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Согласно пункту 29 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», заказчики вправе установить в извещении о закупке, документации о закупке и соответствующем проекте договора требование к участникам закупки о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Участники такой закупки представляют в составе заявки на участие в закупке план привлечения субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 31 Положения в состав заявки на участие в закупке, в отношении которой заказчиком установлена обязанность привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства, участник закупки включает декларацию, подготовленную по форме согласно приложению к Положению в отношении каждого субподрядчика (соисполнителя), являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства.

При этом при осуществлении указанной закупки заказчик не вправе требовать от субъектов малого и среднего предпринимательства иные документы, помимо декларации, в целях подтверждения соответствия критериям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно подпункту 14 пункта 2.4.1.1 Документации в составе заявки участник должен представить документы, подтверждающие принадлежность участника (в том числе субподрядных организаций) к субъектам малого и среднего предпринимательства, а именно, оригинал анкеты о принадлежности к субъектам малого/среднего предпринимательства по форме и в соответствии с инструкциями, приведенными в Документации (форма 20).

Форма 20 тома 1 Документации содержит анкету, которая по форме не соответствует декларации, которую должны представить участник или субподрядчик для подтверждения принадлежности к субъектам малого или среднего предпринимательства, установленной Положением.

Кроме того, формой 20 установлено требование о приложении к указанной анкете документов, подтверждающих принадлежность участника или субподрядчика к субъектам малого или среднего предпринимательства, что противоречит требованиям Положения.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки указанных документов, противоречат требованиям пункта 31 Положения, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

9. Согласно пункту 2.3.2.3 тома 1 Документации участник в составе заявки должен представить оригинал или нотариально заверенную копию справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок.

При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 2.9.2.2 тома 1 Документации основанием отклонения заявки участника является наличие задолженности по платежам в бюджет.

На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика не представили доказательств, подтверждающих невозможность исполнения договора, заключенного по результатам Конкурса, в случае наличия у участника задолженности по налогам и иным обязательным платежам.

Кроме того, требование о представлении в составе заявки справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданной не ранее чем за 30 дней до срока окончания подачи заявок, накладывает на участника Конкурса дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговые органы в указанный срок, а также ограничивает возможность участников Конкурса в своевременном получении указанной справки, что влечет ограничение количества участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование в качестве обязательного для участников Конкурса, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

10. Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с пунктом 2.5.1 тома 1 Документации организатор конкурса обязуется в разумный срок ответить на любой вопрос, который он получит начиная с даты публикации. Организатор заканчивает отвечать на вопросы за пять дней до установленного срока подачи заявок, включительно. Организатор конкурса оставляет за собой право (но не обязанность) ответа на вопрос, полученный в более поздний срок, если обстоятельства позволят организатору конкурса ответить на него в разумное время до установленного срока подачи заявки.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дату окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных.

11. Согласно пункту 2.9.2.3 тома 1 Документации в рамках отборочной стадии при отсутствии, либо недостаточности в заявке какой-либо информации или каких-либо документов, либо наличия замечаний к заявке, возникших в ходе ее рассмотрения и не позволяющих в полной мере оценить квалификацию участника в соответствии с установленными требованиями, Организатор по решению конкурсной комиссии вправе запросить у Участника недостающие документы либо разъяснение по имеющимся замечаниям, предоставив Участнику для устранения замечаний и предоставления документов минимально необходимый срок.

Наделение закупочной комиссии Заказчика правом запрашивать дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки, содержит риски необъективной оценки поданных заявок, может привести к нарушению установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношении к участникам закупки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3.2.1 тома 1 Документации в составе заявки участник должен представить оригинал расписки о согласии на проведение проверки департаментом безопасности ПАО «МРСК Центра и Приволжья» на предмет благонадежности.

При этом согласно пункту 2.3.2.2 тома 1 Документации Заказчик вправе отклонить заявку участника закупки, в случае непредставления указанной расписки.

Также пунктом 2.9.2.7 тома 1 Документации установлено, что заявка участника может быть отклонена на основании отрицательного заключения службы безопасности Заказчика.

При этом в Документации не установлено, на соответствие каким требованиям осуществляется проверка участников на предмет благонадежности службой безопасности, а также не установлен порядок проведения такой проверки, что содержит риски необъективной оценки поданных заявок, может привести к нарушению установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношении к участникам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации возможность запрашивать дополнительные документы и не установившего критерии и порядок проведения проверки службой безопасности в отношении участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

 

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

 

РЕШИЛА:

 

 

1. Признать жалобу гражданина <...> от 13.07.2016 № б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «МРСК Центра и Приволжья» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного договора на проведение мероприятий по модернизации систем учёта электроэнергии для нужд филиала ПАО «МРСК Центра и Приволжья» - «Нижновэнерго» (49418) (извещение № 31603716511) обоснованной в части: установления неизмеряемых требований к участникам Конкурса; установления избыточных требований к субподрядчикам, установления избыточных требований о предоставлению справок о заключенных с Заказчиком договорах; отсутствие в Документации определения существенности изменяемых условий договора; ненадлежащего установления критериев и порядка оценки и сопоставления заявок.

2. Признать в действиях ПАО «МРСК Центра и Приволжья» нарушения части 1 статьи 2, пунктов 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 22.07.2016 № 223ФЗ-370/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 22.07.2016 № 223ФЗ-370/16.

    • Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны