Решение №17/53243/17 Решение № 223ФЗ-750/17 от 1 августа 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-750/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «НТО Промышленная безопасность» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

27.07.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии: <...>

при участии представителей:

АО «ЭССК ЕЭС»: <...>

ООО «НТО Промышленная безопасность»: <...>

представители ПАО «ФСК ЕЭС» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «НТО Промышленная безопасность» от 21.07.2017 № 277 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС», организатора АО «ЭССК ЕЭС» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обследованию зданий и сооружений ПАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31705294723), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «НТО Промышленная безопасность» 21.07.2017 № 277 (вх. 112043/17 от 21.07.2017) на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС», организатора АО «ЭССК ЕЭС» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обследованию зданий и сооружений ПАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31705294723) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «ФСК ЕЭС», утвержденным решением Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС» от 09.01.2017 № 352 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

25.05.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      • Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Опыт участника»;

      • Заказчиком неправомерно установлены сроки выполнения работ по предмету Конкурса;

      • Заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги по предмету Конкурса.

Представитель Организатора с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Конкурса Заказчик, Организатор действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Организатора, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. 

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Опыт участника».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 5 статьи 1.3 Положения о закупке.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 2.9.3.4 Тома 1 Документации установлено, что оценка по критерию «Опыт выполнения работ» производится в отношении договоров со стоимостью не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора на оказание услуг по комплексному обследованию зданий и сооружений на электросетевых предприятий за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе.

При этом оценка производится на основании представленной участниками справки об опыте оказания услуг по комплексному обследованию зданий и сооружений на электросетевых предприятий  и о выполнении работ по проведению экспертизы промышленной безопасности зданий или сооружений на опасных производственных объектах (форма 7) и по количеству договоров на выполнение таких работ.

Оценка рейтинга каждой заявки производится по следующей шкале:

1 договор  – 0 баллов;

2 договора – 10 баллов;

3 договора – 20 баллов;

4 договора – 30 баллов;

5 договоров – 40 баллов;

6 договоров – 50 баллов;

7 договоров  – 60 баллов;

8 договоров   – 70 баллов;

9 договоров  – 80 баллов;

10 договоров  – 90 баллов;

11 договоров и более – 100 баллов.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии ФАС России не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалоба, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы Заказчиком неправомерно установлены сроки выполнения работ по предмету Конкурса.

Пунктом 2.1 Тома 2 Документации установлен срок оказания услуг — 5 месяцев с момента подписания договора.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Организатора сообщил, указанный в Документации срок выполнения работ установлен с учетом сезонности проводимых работ по предмету Конкурса.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств ограничения количества участников закупки путем установления вышеуказанного срока выполнения работ по предмету Конкурса.

Таким образом, довод Жалоб не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком неправомерно объединены в один лот услуги по предмету Конкурса.

Пунктами 3.4, 3.5 Тома 2 Документации установлено, что объемы и порядок проведения комплексного  обследования определяется согласно разделам 6-8 Методики оценки технического состояния зданий и сооружений ПАО «ФСК ЕЭС», утвержденной Приказом ПАО «ФСК ЕЭС» от 11.04.2011 № 190 «Об утверждении стандарта организации по оценке технического состояния зданий и сооружений» (далее Методика оценки технического состояния зданий и сооружений ПАО «ФСК ЕЭС»).

Кроме того, при проведении комплексного обследования необходимо выполнить инструментальные измерения осадки фундаментов зданий и сооружений, указанных в приложении 3 к настоящему техническому заданию, по перечню и в объеме – в соответствии с программой проведения обследования, согласованной с Заказчиком (представителем Заказчика).

Обследование артезианских скважин проводится в соответствии с программой обследования, согласованной с Заказчиком (представителем Заказчика), с учетом требований технического паспорта скважины, лицензии на пользование недрами.

После проведенного комплексного обследования зданий и сооружений Подрядчиком составляются паспорта c приложением схем на все здания или сооружения, если они не были составлены ранее, или уточняются, если были составлены ранее.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки путем объединения в один лот услуг по предмету Конкурса.

Кроме того, пунктом 2.3.1.3 Тома 1 Документации установлено, что участник Конкурса вправе привлечь субподрядчиков, как являющихся, так и не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства либо подать заявку от лица коллективного участника.

Таким образом, учитывая положения Документации о возможности привлечения субподрядчиков, а также количество и удаленность обследуемых объектов, Комиссии ФАС России не представляется возможным определить целесообразность разделения услуг по предмету Конкурса на отдельные лоты, поскольку обследование одного объекта разными организациями ведет к увеличению, в том числе транспортных расходов и, как следствие, увеличения стоимости оказания услуг.

Учитывая изложенное, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

4. Пунктом 11 части 10 статьи 4 и пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации и извещении о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Вместе с тем, Документация не содержит указаний на календарную дату рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Таким образом, в Документации и Извещении Заказчиком не установлены конкретные даты рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки, что нарушает пункт 7 части 9 статьи 4 и пункт 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).

      • В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Подпунктом д) пункта 2.3.1.4 Тома 1 Документации установлено требование к участникам Конкурса о наличии допусков, выданных СРО, в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в действующей редакции (далее Перечень) к Приказу Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624:

      • Виды работ по инженерным изысканиям

1.2. Геодезические наблюдения за деформациями и осадками зданий и сооружений, движениями земной поверхности и опасными природными процессами;

6. Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по предмету Конкурса, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование о подтверждении участниками Конкурса наличия допусков, выданных СРО.

Указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 КоАП.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «НТО Промышленная безопасность» от 21.07.2017 № 277 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС», организатора АО «ЭССК ЕЭС» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по комплексному обследованию зданий и сооружений ПАО «ФСК ЕЭС» (извещение № 31705294723) необоснованной.

2. Признать ПАО «ФСК-ЕЭС», АО «Энергостройснабкомплект ЕЭС» нарушившими часть 1 статьи 2, пункт 7 части 9 статьи 4, пунктов 9, 11 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать ПАО «ФСК-ЕЭС», АО «Энергостройснабкомплект ЕЭС» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 27.07.2017 № 223ФЗ-750/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны