Решение №17/53563/15 Решение по жалобе ООО «АВИАЛ ДВ» от 2 октября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-267/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «АВИАЛ ДВ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» 

28.09.2015 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия ФАС России),

представители ГУП Чукотского автономного округа «Чукотснаб»,
ООО «АВИАЛ ДВ» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «АВИАЛ ДВ» от 16.09.2015 № 460 на действия (бездействие) заказчика ГУП ЧАО «Чукотснаб» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом (извещение №31502735492) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «АВИАЛ ДВ» (далее – Заявитель) от 16.09.2015 № 460 (вх. № 100059/15 от 17.09.2015) на действия (бездействие) заказчика ГУП ЧАО «Чукотснаб» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложения в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом (извещение №31502735492) (далее – Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП ЧАО «Чукотснаб», утвержденным директором ГУП ЧАО «Чукотснаб» 30.03.2012 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

08.09.2015 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия ФАС России установила следующее.

 

1. По мнению Заявителя, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) отсутствует полная информация, необходимая для формирования заявки, а именно цена договора не содержит страхование перевозимого груза.

Согласно пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота).

В соответствии с пунктами 5, 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

Законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не установлены требования к порядку формирования начальной (максимальной) цены договора, а также обязанность по обоснованию начальной (максимальной) цены договора.

Согласно пункту 7 Информационной карты Документации начальная (максимальная) цена Договора (лота) Запроса предложений - 2 540 000,00 (два миллиона пятьсот сорок тысяч) рублей 00 копеек, включая НДС 18%.

Пунктом 8 Информационной карты Документации предусмотрено, что начальная (максимальная) цена Договора (лота) включает в себя все затраты на погрузо-разгрузочные работы, страхование, уплату налогов, сборов и таможенных пошлин.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

2. По мнению Заявителя, установленное требование о предоставлении бухгалтерской и налоговой отчетности ограничивает круг участников Запроса предложений.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При разработке документации о закупке заказчик должен руководствоваться целями и принципами Закона о закупках с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного законодательства.

Законом о закупках не установлены ограничения в определении требований к участникам закупки, а также не определены конкретные показатели, которые должны применяться заказчиками, равно как и не установлен запрет на использование определенных показателей. Такие показатели устанавливаются самостоятельно заказчиками в документации о закупках.

Пунктом 6 Информационной карты Документации установлены требования к содержанию документов, входящих в состав заявки, в том числе участнику необходимо в составе заявки представить копию годовой бухгалтерской отчётности. Участник закупки подтверждает отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Доказательств, подтверждающих, что установленное требование о предоставлении бухгалтерской и налоговой отчетности не позволяет участнику принять участие в Запросе предложений, Заявителем не представлено.

 

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

3. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с подпунктом 12 Информационной карты Документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений:

 

№ п/п

Наименование критерия

Весомость критерия в %

1

Цена договора

70%

2

Квалификация Участника (опыт оказания аналогичных услуг)

30%

 

Подпунктом 13 Информационной карты Документации Заказчиком установлен порядок оценки заявок на участи в Запросе предложений в соответствии с заявленными в подпункте 12 Информационной карты Документации критериями оценки заявок, в соответствии с которым:
«Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности предложения, участника закупки производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер <...> Дальнейшее распределение порядковых номеров заявок осуществляется в порядке убывания итогового рейтинга».

Оценка заявок по критерию «квалификация участника» производится по следующим подкритериям:

Для получения рейтинга заявок по критериям «Квалификация участника (опыт выполнения аналогичных перевозок)» каждой заявке Закупочной комиссией выставляются баллы за наличие у участника опыта оказания аналогичных перевозок, сопоставимых по объему и виду, с ценой договора не менее 50%от начальной (максимальной) цены, установленной по настоящему запросу предложений (аналогичными перевозками считаются перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом), в соответствии с предоставляемой участником закупки Справкой об опыте выполнения аналогичных перевозок (форма 3).

 

 

 

Наименование подкритериев

Количество баллов, присваиваемых по каждому из этих подкритериев

Подкритерий 1

Опыт оказания аналогичных работ.

Для получения рейтинга заявок по критериям «Квалификация участника (опыт аналогичных поставок)» каждой заявке Закупочной комиссией выставляются баллы за наличие у участника опыта выполнения аналогичных поставок, в соответствии с предоставляемой участником закупки Справкой об опыте выполнения аналогичных поставок (форма 3). (для подтверждения сведений, указанных в справке об опыте выполнения аналогичных поставок, должны быть предоставлены копии исполненных договоров по выполнению аналогичных поставок с документами, подтверждающими факт исполнения договора (акт об оказании (выполнении) услуг, подтверждение факта оплаты).)

Максимальное количество - 90 баллов

нет опыта

0 баллов

от 1 до 5 аналогичных поставок

15 баллов

от 6 года до 10 аналогичных поставок

30 баллов

от 11 до 15 аналогичных поставок

45 баллов

от 16 до 20 аналогичных поставок

60 баллов

от 21 до 25 аналогичных поставок

75 баллов

от 26 аналогичных поставок и более

90 баллов

Подкритерий 2

Опыт оказания аналогичных поставок. Оценивается подтвержденный опыт выполнения участником закупки поставок на территорию Чукотского АО. Оценка проводится в соответствии со Справкой об опыте выполнения аналогичных поставок (форма 3). (для подтверждения сведений, указанных в справке об опыте выполнения аналогичных поставок, должны быть предоставлены копии исполненных договоров по выполнению аналогичных поставок с документами, подтверждающими факт исполнения договора (акт об оказании (выполнении) услуг, подтверждение факта оплаты).)

 

Максимальное количество - 10 баллов

нет опыта аналогичных поставок

0 баллов

наличие опыта аналогичных поставок

10 баллов

Итого

Максимум 100 баллов

 

В Документации отсутствуют положения, позволяющие определить поставки, признаваемые аналогичными поставке, указанной в подпункте 12 Информационной карты Документации.

Установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшие условия исполнения договора.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неустановлении в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Запросе предложений, нарушают требования пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Кроме того, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Подпунктом 12 пункта 6 Информационной карты Документации установлено требование о предоставлении в составе заявки, в том числе копий документов на транспортные средства (на каждое ТС отдельно), которым планируется оказание данных услуг по перевозке:

• Паспорт транспортного средства (ПТС), полуприцеп/прицеп.

• Договор аренды транспортного средства, полуприцеп/прицеп (предоставляется только при условии аренды ТС).

• Свидетельство о регистрации на транспортное средство, полуприцеп/прицеп.

• Свидетельство о поверке автоцистерн, поверенные объемным методом, действующее на период оказания услуг.

• Свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

• Специальное разрешение на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов.

• Договор обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).

• Копии документов водителей, которые будут оказывать данные услуги по перевозке, в том числе:

а) Водительское удостоверение для подтверждения наличия соответствующей категории;

б) Свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов.

Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 2 Положения о закупках.

Пунктом 1.7 Положения о закупки товаров, работ, услуг
ГУП ЧАО «Чукотснаб» утверждено определение «Документация о закупке» - это комплект документов, предоставляемый Заказчиком участникам процедуры закупки и определяющий правила проведения процедуры об определения ее победителя, требования к предмету закупки, основные условия выполнения договора победителем, правила подготовки и оформления заявки участника закупки на участие в процедуре закупки.

Следовательно, проекты договоров аренды и субаренды являются частью Документации, а в соответствии с требованиями Документации для участия в Запросе предложений Участник подает Заявку по форме 1 Документации, представленной в Документации. Пунктом 4 заявки по форме 1 установлено, что участник должен заверить Заказчика, что он берет на себя обязательство поставить товар (выполнить работу, оказать услугу) в соответствии с требованиями Документации и согласно Заявке.

Пунктом 7 Заявки по форме 1 Документации предусмотрено, что «...мы согласны с тем, что в случае если нами не представлены, неполно или неправильно оформлены документы и формы, требуемые Документацией запроса предложений в электронной форме, в том числе и настоящая форма, подана заявка, не отвечающая требованиям Документации запроса предложений в электронной форме, ____(указать наименование Участника закупки) не будет допущен Заказчиком к участию в запросе предложений в электронной форме...».

Таким образом, учитывая требования подпункта 12 пункта 6 Информационной карты Документации, до момента подведения итогов Запроса предложений участник закупки должен иметь автомобильный транспорт.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования в Документации противоречат пункту 2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

 

2. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В соответствии с пунктом 1.2 Документации любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о разъяснении положения документации о запросе предложений в электронной форме. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик направляет в письменной форме или в форме электронного документа разъяснение положений документации запроса предложений в электронной форме, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее, чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме. Не позднее чем в течении двух дней со дня предоставления указанных разъяснений такое разъяснение размещается на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «АВИАЛ ДВ» от 16.09.2015 № 460
(вх. № 100059/15 от 17.09.2015) на действия (бездействие) заказчика
ГУП ЧАО «Чукотснаб» при проведении запроса предложения в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по перевозке нефтепродуктов автомобильным транспортом (извещение №31502735492) обоснованной в части установления в Документации ненадлежащим образом порядка оценки заявок на участие в Запросе предложений .

2. Признать в действиях ГУП ЧАО «Чукотснаб» нарушения части 1 статьи 2, пунктов 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 28.09.2015 №223ФЗ-267/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны