Решение №17/54519/14 Решение по жалобе ООО «ТРИКС» от 13 января 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-159/14

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ТРИКС» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

25.12.2014 г.                                                                                              Москва

 

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», жалоб на действия (бездействие) юридических лиц при организации и проведении закупок в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ,

рассмотрев жалобу ООО «ТРИКС» от б/д, №б/н на действия (бездействие) заказчика ГУП «Московский метрополитен» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по созданию «Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1-й ЭТАП)  (извещение № 31401769978) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ТРИКС» (далее – Заявители) от б/д, №б/н (вх. № 118656/14 от 19.12.2014) на действия (бездействие) заказчика ГУП «Московский метрополитен» (далее – Заказчик) при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по созданию «Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1-й ЭТАП)  (извещение № 31401769978) (далее - Конкурс).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд Государственного унитарного предприятия города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина», утвержденным приказом от 23.08.2013 №1588 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

03.12.2014 на официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Из жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены права и интересы Заявителей, а именно:

1) Заказчиком установлен критерий оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе «Срок выполнения работ»,  использование которого не предусмотрено Положением о закупке;

2) значимость неценовых критериев, по мнению Заявителя, превышает пороговые значения, допустимые для таких критериев в соответствии с Положением о закупке,

3) по мнению Заявителя, не представляется возможным определить требования к заявке участника Конкурса, так как в соответствии с пунктом 3.12.2.6 Документации заявка на участие в Конкурсе должна полностью соответствовать каждому из установленных Документацией требований или быть лучше, то есть указанные требования являются пороговыми;

4) Заказчиком установлены требования к участникам Конкурса, ограничивающие количество участников Конкурса.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением о закупке критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 29.1 Положения о закупке оценка заявок на участие в закупке проводится с применением, в том числе критерия «срок поставки товара, выполнения работ».

Пунктом 29.4 Положения о закупке установлено, что при использовании в оценке более двух критериев значимость критерия «цена договора» не может составлять менее 35 (тридцати пяти) процентов.

Значимость критериев «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «квалификация участников закупки» не может составлять в сумме более 50 (пятидесяти) процентов (пункт 29.5 Положения о закупке).

В соответствии с пунктом 29.6 Положения о закупке значимость критерия «срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг» не может превышать 20 (двадцати) процентов.

Согласно пункту 29 Информационной карты Документации используется 3 критерия оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе,  а именно:

- «Цена договора» - значимость 0,35;

- «Квалификация участника закупки» - значимость 0,5;

- «Срок выполнения работ» значимость 0,15.

Таким образом, пункт 29 Информационной карты Документации соответствует нормам пунктом 29.4-29.6 Положения о закупке.

Учитывая изложенное, доводы Заявителя в части установления критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, нарушающих требования Положения о закупке, не нашли своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пункт 3.12.2.6 Документации устанавливает: «Заявка на участие в конкурсе должна полностью соответствовать каждому из установленных настоящей конкурсной документацией требований или быть лучше, то есть указанные требования являются пороговыми.».

Таким образом, не представляется возможным определить точный состав документов и сведений, которые должны включаться в состав заявки на участие в Конкурсе, требования к их содержанию.

Учитывая, что требование пункта 3.12.2.6 Документации не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников Конкурса, Заказчик нарушил пункт 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Данные действия (бездействие) Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Частью 5 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Из части 6 статьи 3 Закона о закупках следует, что при осуществлении закупки товаров, работ, услуг не допускается предъявлять к участникам закупки требования, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Требования, предъявляемые к участникам Конкурса, регламентированы разделом 4 Документации.

В соответствии с пунктом 4.2 Документации дополнительные требования к участникам закупки указаны в пункте 20 Информационной карты Документации.

Из пункта 20 Информационной карты Документации следует, что в составе заявки на участие в Конкурсе участник Конкурса должен представить «свидетельство, выданное в Саморегулируемой организации (СРО) с допуском на выполнение  работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства:

III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:

П.7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций:

 - 7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений.

П.15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений:

 - 15.5. Устройство системы электроснабжения*;

  -15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений*.

П.23. Монтажные работы:

- 23.6  Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации*;

- 23.17. Монтаж оборудования метрополитенов и тоннелей.

П.24. Пусконаладочные работы:

- 24.10  Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств*.

П.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):

- 33.2. Транспортное строительство:

- 33.2.5. Метрополитены.

Примечания: нумерация видов работ приведена в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 №624;».

Согласно пункту 3.12.2.6 Документации участник закупки не допускается Комиссией по закупкам к дальнейшему участию в Конкурсе, в том числе, в случае  непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений, несоответствия участника закупки и/или соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) требованиям, установленным документацией о закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Следовательно, для участия в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, достаточно наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства в отсутствие свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно пункту 25.1.5 Положения о закупке требования к участникам закупки не должны накладывать на конкурентную борьбу необоснованных ограничений и создавать необоснованные преимущества для определенного участника закупки (нескольких участников закупки).

Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования к участникам Конкурса о наличии свидетельств, выданных в Саморегулируемой организации (СРО) с допуском на выполнение  работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительств, перечисленных в пункте 20 Информационной карты Документации, противоречит нормам пункта 25.1.5 Положения о закупке, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что является нарушением части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. Исходя из требований части 5 статьи 3,  пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации  должны быть указаны требования к участникам закупки, в том числе к участникам, на стороне которых выступают несколько юридических лиц, несколько физических лиц, нескольких индивидуальных предпринимателей, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 5.7.5 Документации, регламентирующему особенности участия в Конкурсе коллективного участника, то есть участника, состоящего из нескольких юридических и физических лиц, объединенных соглашением (или иным документом), заявка коллективного участника должна включать документы, подтверждающие соответствие члена коллективного участника хотя бы одному из специальных требований, указанных в пункта 18 Информационной карты Документации

Из разъяснений Документации, размещенных на официальном сайте, пояснений представителя заказчика следует, что в пункте 5.6.2 Документации вместо слов «указанным в пункте 18 Информационной карты» следует читать «указанным в пункте 20 Информационной карты».

При подаче заявки несколькими физическими лицами, несколькими юридическими лицами, несколькими индивидуальными предпринимателями, объединившимися на стороне одного участника закупки, участником закупки выступает несколько лиц (далее – группа лиц).

Таким образом, в случае подачи заявки группой лиц требованиям, указанным в документации о закупке, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятые лица, выступающие в составе группы лиц.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Учитывая изложенное, действия Заказчика в части установление требования, указанного в  пункте 5.7.5 Документации, к коллективному участнику Конкурса противоречат требованиям пункта 25.1.5 Положения о закупке, являются нарушением части 1 статьи 2, частей 5, 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

   

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ТРИКС» от 19.12.2014 №70 (вх. от 23.12.2014 № 120076-эп/14), направленная письмом Московского УФАС России от 23.12.2014 №ИК/42887, на действия (бездействие) заказчика ГУП «Московский метрополитен» при проведении конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по созданию «Системы интеллектуального видеонаблюдения категорированных объектов Московского метрополитена (1-й ЭТАП)  (извещение № 31401769978) обоснованной в части неправомерного установления ГУП «Московский метрополитен» требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, к участникам данной закупочной процедуры.

2. Признать ГУП «Метрополитен» нарушившим часть 1 статьи 2, части 5, 6 статьи 3, часть 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 25.11.2014 № 223ФЗ-159/14 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранении выявленных нарушений.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны