Решение №17/54951/15 Решение и предписание по жалобе ООО "Развитие" от 8 октября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-277/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Развитие» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии
с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

05.10.2015                                                                                                Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX,

при участии представителей:

ПАО «Протон-Пермские моторы»: XXXXXXXXXXXXX – доверенность
от 30.09.2015 № 153/2015; XXXXXXXXXXXXX - доверенность от 30.09.2015 № 154/2015; XXXXXXXXXXXXXXX - доверенность от 30.09.2015 № 152/2015;

ООО «Развитие»: XXXXXXXXXXXXXX - доверенность от 01.10.2015 № 13;

рассмотрев жалобу ООО «Развитие» от 24.09.2015 № 35 на действия заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы» при проведении открытого конкурса на реализацию проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение № 0456000001115000014) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Развитие» (далее – Заявитель) (вх. от 24.09.2015 № 103911/15) на действия заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы» при проведении открытого конкурса на реализацию проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного
и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение
№ 0456000001115000014) (далее – Конкурс).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон
о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции
и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены
в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации
в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

31.08.2015 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации
о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещено извещение
и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Конкурсная документация).

В соответствии с Извещением, Конкурсной документацией:

1) начальная максимальная цена: 3 297 546 259,02 рублей;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс;

3) окончание срока подачи заявок участниками закупки — 28.09.2015;

4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

5) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;

6) победителем Конкурса признано АО «ЭлТех СПб» с предложением
о цене контракта 3 297 396 259,02 рублей.

Согласно информации, представленной на заседании Комиссии ФАС России, Заказчику предоставлены бюджетные инвестиции в соответствии с Договором об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций.

Открытый конкурс на реализацию проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение № 0456000001115000014) проводится в соответствии с Законом о контрактной системе.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю «Качество работ» критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя
и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие
в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения
и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации
о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений)
по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если
в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки
в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок
на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке
на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке
на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если
в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки
в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: «Цена контракта (Значимость критерия: 60%). «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (Значимость критерия: 20%). «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (Значимость критерия: 20%).

По критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлен показатель «Качество работ».

В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки
по вышеуказанному показателю: «по показателю «Качество работ» рассматриваются предложения участника конкурса по технологии и методам выполнения работ, порядку применения трудовых и материальных ресурсов используемых для выполнения работ. Также рассматривается наличие сертификатов каких-либо систем добровольной сертификации, связанных
с предметом конкурса и подтверждающих наличие у участника системы менеджмента качества, охраны и безопасности труда в составе заявки.

Баллы по критерию присваивается от 0 до 100 в зависимости от степени детализации и содержательной проработанности предложения, указанного участником конкурса согласно форме 3 Части III конкурсной документации.

Значимость показателя «Качество работ» составляет 100 %

Оценка 0 баллов присваивается участнику, при отсутствии в заявке предложения по качеству работ.

Оценка 50 баллов присваивается участнику, в заявке которого даны предложения соответствующие части технического задания конкурсной документации.

Оценка 80 баллов присваивается участнику, в заявке которого даны предложения полностью соответствующие техническому заданию конкурсной документации с детализированной привязкой к объекту, на котором планируется выполнение работ, но при отсутствии сертификатов систем добровольной сертификации, связанных с предметом конкурса
и подтверждающих наличие у участника системы менеджмента качества, охраны и безопасности труда.

Оценка 100 баллов присваивается участнику, в заявке которого даны предложения полностью соответствующие техническому заданию конкурсной документации с детализированной привязкой к объекту, на котором планируется выполнение работ, а также при наличии сертификатов каких-либо

систем добровольной сертификации, связанных с предметом конкурса и подтверждающих наличие у участника системы менеджмента качества, охраны и безопасности труда.

Для получения оценки (значения в баллах) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами Комиссии».

Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с пунктом 3.3.1 Информационной карты Конкурсной документации заявка на участие в конкурсе должна быть подготовлена
по формам, представленным в Части III Конкурсной документации, и содержать, в том числе, следующие информацию и документы об участнике Конкурса, подавшем заявку на участие в Конкурсе: предложение участника конкурса в отношении объекта закупки в виде Предложения о качестве работ (Форма 3).

В Форме 3 «Предложение о качестве работ участника конкурса» установлено: «Участник конкурса приводит описание применяемых технологий и технических решений, в том числе в части инженерного и технологического оборудования, предусмотренных техническим заданием, а также методов производства работ. Сведения могут быть указаны в виде пояснительной записки, схем, графика производства работ и пр. в соответствии с техническим заданием конкурсной документацией и детализированной привязкой к объекту, на котором планируется выполнение работ. Участник конкурса приводит наименование, описание и объемы выполняемых работ в соответствии
с техническим заданием, приводит перечень закупаемого товара (материалов, оборудования, изделий), используемого при выполнении работ, а также указывает перечень государственных стандартов, СНиП, правил производства работ и других норм и правил, которые он будет соблюдать при выполнении работ. Описывается, каким образом будут выполняться требования Заказчика, изложенные в конкурсной документации».

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не соответствует части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, а именно: заявке, не содержащей предложение участника закупки, содержащей предложение участника закупки в части технического задания, не может быть присвоено 0 баллов, 50 баллов, соответственно, так как в соответствии с требованиями, установленными в Конкурсной документации, такая заявка
не соответствует требованиям Конкурсной документации, и в с соответствии
с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок по показателю «Качество работ» критерия оценки «Качественные, функциональные
и экологические характеристики объекта закупки» не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной
в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования
к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе
и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно Форме 3 «Предложение о качестве работ участника конкурса» участник конкурса приводит описание применяемых технологий и технических решений, в том числе в части инженерного и технологического оборудования, предусмотренных техническим заданием, а также методов производства работ. Сведения могут быть указаны в виде пояснительной записки, схем, графика производства работ и пр. в соответствии с техническим заданием конкурсной документацией и детализированной привязкой к объекту, на котором планируется выполнение работ. Участник конкурса приводит наименование, описание и объемы выполняемых работ в соответствии с техническим заданием, приводит перечень закупаемого товара (материалов, оборудования, изделий), используемого при выполнении работ, а также указывает перечень государственных стандартов, СНиП, правил производства работ и других норм и правил, которые он будет соблюдать при выполнении работ.

Вместе с тем, Техническое задание Конкурсной документации
не содержит наименования объектов, на которых планируется выполнение работ, перечень закупаемых товаров (материалов, оборудования, изделий).

Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу, что
в Конкурсной документации отсутствует указание на разделы Конкурсной документации, определяющие объекты, на которых планируется выполнение работ, перечень закупаемых товаров (материалов, оборудования, изделий), которые необходимо указать участнику закупки при формировании заявки
на участие в Конкурсе.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком
в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция
по заполнению заявки на участие в Конкурсе, позволяющая определить, какие именно объекты, материалы, оборудование, изделия необходимо указать участникам закупки при формировании заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие
в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных частью 4 статьи 51 Закона
о контрактной системе требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.

Изучив формы, установленные в Части III Конкурсной документации
в соответствии с которыми участникам закупки необходимо формировать заявку на участие в Конкурсе, Комиссия установила, что указанные формы
в составе заявке должны быть подписаны руководителем.

Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование к участникам закупки о необходимости подписывать формы в составе заявки только руководителем, не соответствуют части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Развитие» на действия (бездействие) заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы» при проведении открытого конкурса
на реализацию проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение № 0456000001115000014) обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 4, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона
о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

223ФЗ-277/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов



 

05.10.2015 Москва



Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX

XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXX (далее – Комиссия ФАС России),

на основании решения от 05.10.2015 № 223ФЗ-277/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ООО «Развитие»
от 24.09.2015 № 35 на действия заказчика ПАО «Протон-Пермские моторы»
при проведении открытого конкурса на реализацию проекта «Реконструкция
и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение
№ 0456000001115000014), руководствуясь частями 17, 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 ФЗ «О защите конкуренции»,



ПРЕДПИСЫВАЕТ:



1. ПАО «Протон-Пермские моторы» отменить протоколы, составленные в ходе проведения открытого конкурса на реализацию проекта «Реконструкция и техническое перевооружение механосборочного и гальванического производства двигателя РД-191» (извещение № 0456000001115000014)
(далее - Конкурс), вернуть участникам Конкурса ранее поданные заявки
с уведомлением о прекращении действия данных заявок
и о возможности подать новые заявки на участие в Конкурсе, вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные
в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.

2. ПАО «Протон-Пермские моторы» внести изменения в Конкурсную документацию в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением
о
т 05.10.2015 № 223ФЗ-277/15, а также разместить соответствующую документацию на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт).

3. ПАО «Протон-Пермские моторы» назначить новую дату окончания подачи заявок на участие в Конкурсе, дату вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе, дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также разместить на официальном сайте информацию об указанных датах. При этом срок подачи заявок на участие в Конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте соответствующей Документации до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе такой срок составлял не менее чем 10 рабочих дней.



4. ПАО «Протон-Пермские моторы» осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 05.10.2015
по делу 223ФЗ-277/15.

5. ПАО «Протон-Пермские моторы» в срок до 20.10.2015 исполнить
и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны