Решение №17/55046/17 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-776/17 по результатам рассмотрения жалобы... от 9 августа 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-776/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ГЛОСАВ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

04.08.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:<....>

Представители ООО «ГЛОСАВ» на заседание Комиссии ФАС России не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ГЛОСАВ» от 26.07.2017 №КИ-175 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Внедрение комплексной системы средств мониторинга и параметров движения транспортных средств с помощью навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (извещение №31705276663), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ФАС России поступила жалоба ООО «ГЛОСАВ» (далее - Заявитель) от 26.07.2017 №КИ-175 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Внедрение комплексной системы средств мониторинга и параметров движения транспортных средств с помощью навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (извещение №31705276663) (далее – Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.06.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении  Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок — 210.07.2017;

дата рассмотрения заявок —12.07.2017;

дата подведения итогов—12.07.2017;

На участие в закупке подано 2 заявки, допущено 2 заявки.

Как следует из Жалобы, Заказчиком нарушены положения Закона о закупке, а именно:

      • Протокол рассмотрения заявок и подведения итогов от 18.07.2017 1/0001/17/2.1/0037141/ПАО Газпром/ЗП/ГОС/Э/29.06.2017 не содержит подробный порядок начисления баллов заявкам участников Запроса предложений;

      • Заказчиком неправомерно установлены неизмеряемые требования в части представления информации о наличии кадровых и материально-технических ресурсов.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положения о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы Заявителя следует, что Протокол рассмотрения заявок и подведения итогов от 18.07.2017 № 1/0001/17/2.1/0037141/ПАО Газпром/ЗП/ГОС/Э/29.06.2017 не содержит подробный порядок начисления баллов заявкам участников Запроса предложений.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются Заказчиком в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» предусмотрено, что протоколы, составленные в ходе закупки, должны содержать сведения об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроке исполнения контракта, а также иную информацию, предусмотренную Федеральным законом и положением о закупке, размещенном на официальном сайте.

Согласно пункту 9.9.2. Положения о закупке решение комиссии по подведению итогов Запроса предложений оформляется протоколом, в котором помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, Организатора, Заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки) должны содержаться следующие сведения: о месте, дате, времени проведения процедуры вскрытия заявок на участие в Запросе предложений, об участниках, представивших заявки на участие в Запросе предложений на процедуру вскрытия заявок на участие в Запросе предложений; о принятом решении; в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются наименование (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество (для физического лица), адрес места нахождения и цена предложения участника, представившего заявку на участие в запросе предложений, признанную лучшей.

Пунктом 2.9.15 Документации установлено, что информация о рассмотрении, анализе, оценке и сопоставлении заявок на участие в Запросе предложений не подлежит раскрытию участникам и иным лицам, официально не участвующим в процессе оценки заявок на участие в Запросе предложений ни во время, ни после оценки.

Кроме того, Законом о закупке не предусмотрено требование об обязательном указании в протоколе подведения итогов Запроса предложений порядка начисления баллов заявкам участников закупки.

На заседание Комиссии ФАС России установлено, что Протокол рассмотрения заявок и подведения итогов от 18.07.2017 № 1/0001/17/2.1/0037141/ПАО Газпром/ЗП/ГОС/Э/29.06.2017 содержит информацию, предусмотренную Положением о закупке, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены неизмеряемые требования в части представления информации о наличии кадровых и материально-технических ресурсов.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Согласно пункту 4.1.29 Информационной карты Документации участник в подтверждение установленным квалификационным требованиям должен представить документы в соответствии с пунктом 3.6 Документации.

Пунктами 3.6.6 — 3.6.7 Документации предусмотрено, что участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить справку о материально-технических ресурсах (Форма 4), справку о кадровых ресурсах Участника (Форма 5).

Согласно Приложению 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации Заказчиком установлен порядок и критерии оценки, в том числе критерий «Квалификация участника закупки».

Вместе с тем, критерий «Квалификация участника закупки» содержит подкритерии, в том числе наличие справки о кадровых ресурсах участника, справки о материально-технических ресурсах участника, также установлен принцип учета подкритериев: в случае, если справка предоставлена – 10 баллов, не предоставлена – 0 баллов.

На заседание Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что наличие данных справок является исключительно оценочным критерием, также участник самостоятельно определяет какие ресурсы указать в данных справках.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, тот факт, что Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не обеспечил явку представителей, а также не представил документов подтверждающих, что Заказчиком неправомерно установлены неизмеряемые требования в части представления информации о наличии кадровых и материально-технических ресурсов, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, при рассмотрение Жалобы по существу Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

3. Пунктом 1.4.3 Документации установлено, что   Комиссия по подведению итогов запросов предложений вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в случае их несоответствия требованиям, установленным настоящей документацией о запросе предложений, в соответствии с перечнем допустимых оснований для их отклонения на основании Раздела 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений».

3.1 Пунктом 2.9.6 Документации установлено, что Заказчик (Организатор) вправе запросить Участников запроса предложений о предоставлении разъяснений положений поданных ими заявок на участие в запросе предложений.

Вместе с тем, наделение Заказчика (Организатора) закупки правом запрашивать сведения либо документы, подтверждающие сведения, представленные участником, содержит риски необъективного рассмотрения заявок и может применяться не в равной степени к участникам закупки, что в конечном счете может повлечь ограничение количества участников закупки.

3.2. Пунктом 3.6.8 Документации установлено, что участнику закупки необходимо представить в составе заявки порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей по установленной в Документации форме 6 «Порядок привлечения субподрядчиков/соисполнителей Участника». В данной форме должны быть указаны все субподрядные организации, привлекаемые к выполнению работ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1.32 «Информационной карты» Документации участнику в составе заявке необходимо представить перечень документов на субподрядчиков/соисполнителей, установленный пунктом 3.8 Документации.

Также пунктом 2.11.4 Документации предусмотрено, что Заказчик (Организатор) оставляет за собой право на основании решения Комиссии Заказчика рекомендовать участнику с лучшей заявкой того или иного субподрядчика, в том числе из числа участников.

Кроме того, пунктом 5.2.4 Проекта договора подрядчик обязан привлекать к исполнению договора третьих лиц только с письменного согласия Заказчика. К письму с обоснованием необходимости привлечения к работе конкретного(ых) субподрядчика(ов) должны быть приложены копии: учредительных документов; документов подтверждающих полномочия лица, действующего от имени субподрядчика; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ; нотариально заверенная копия свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией в области проектирования.

В соответствии с положениями Закона о закупках, заказчик вправе установить требования исключительно к участникам закупки.

Установление требования о необходимости предоставления в составе заявки на момент подачи такой заявки сведений о субподрядчиках/ соисполнителях, а также документов от субподрядчиков/соисполнителей, выполняющих важные компоненты работ или работы, составляющих более 10 процентов объема работ, ограничивает количество участников закупки, поскольку привлечение субпоставщиков/соисполнителей предполагается в процессе исполнения договора.

Кроме того, установление данных положений Документации является вмешательством в хозяйственную деятельность участника.

    • В соответствии с пунктом 11 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление одного, или нескольких документов в соответствии в том числе с пунктом 4.1.29 Информационной карты Документации.

Согласно пункту 4.1.29 Информационной карты Документации участник в подтверждение установленным квалификационным требованиям должен представить документы в соответствии с пунктом 3.6 Документации.

Пунктом 3.6.12 Документации предусмотрено, что участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить справку из налогового органа об отсутствии (наличии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, срок уплаты по которым наступил в соответствии с действующим налоговым законодательством (просроченная задолженность).

Вместе с тем, требование о предоставлении в составе заявки оригинала справки из налогового органа накладывает на участника закупки дополнительные обязанности, связанные с необходимостью обращения в налоговый орган, а также указанная справка не является подтверждением ненадлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

    • В соответствии с пунктом 4 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации установлено, что основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление заполненной таблицы сведений о цепочке собственников, за исключением случаев, когда закупка проводится в рамках сделки административно-хозяйственного назначения.  Не раскрытие/ неполное раскрытие сведений о цепочке собственников. - непредставление   документов, подтверждающих сведения, указанные в таблице.

Пунктом 11 Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации основанием для отклонения заявки участника закупки, также является непредставление одного, или нескольких документов в соответствии, в том числе с пунктом 4.1.29 Информационной карты Документации.

Согласно пункту 4.1.29 Информационной карты Документации участник в подтверждение установленным квалификационным требованиям должен представить документы в соответствии с пунктом 3.6 Документации.

Пунктом 3.6.3 Документации предусмотрено, что участник закупки в составе заявки на участие в Запросе предложений должен представить информацию о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных) (Форма 2.1), с приложением подтверждающих документов.

Вместе с тем, представление информации о цепочке собственников участника не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору заключаемому по результатам закупки.

Установление Заказчиком в составе Документации вышеуказанных требований к участникам Запроса предложений противоречит пункту 1.1.3 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, так как по данным основаниям заявки участников Запроса предложений не отклонялись.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ГЛОСАВ» от 26.07.2017 №КИ-175 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Газпром» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Внедрение комплексной системы средств мониторинга и параметров движения транспортных средств с помощью навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS для нужд дочерних обществ ПАО «Газпром» (извещение №31705276663) необоснованной.

      • Признать ПАО «Газпром» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдавать ПАО «Газпром» обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны