Решение №17/5580/18 Решение № 223ФЗ-35/18 от 26 января 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-35/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ИнвестКапиталСтрой» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

23.01.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «ИнвестКапиталСтрой» от 15.01.2018 № 2018/01-15 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнедеятельности зданий, сооружений и помещений объектов Московского банка ПАО Сбербанк, на период двадцать четыре месяца, для нужд ПАО Сбербанк (извещение № 31705981156) соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ИнвестКапиталСтрой» (далее - Заявитель) от 15.01.2018 № 2018/01-15 (вх. 5109-ЭП/17 от 15.01.2018) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнедеятельности зданий, сооружений и помещений объектов Московского банка ПАО Сбербанк, на период двадцать четыре месяца, для нужд ПАО Сбербанк (извещение № 31705981156) (далее — Запрос котировок, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках ОАО «Сбербанк России», утвержденным постановлением Наблюдательного Совета ПАО Сбербанк России от 07.11.2011 №113 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

29.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее – Извещение, Документация).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам Запроса котировок о наличии свидетельства о допуске саморегулируемой организации (далее — СРО).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупках и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 стать 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование к участникам Запроса котировок о наличии свидетельства о допуске СРО.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.2 Положения о закупке.

Пунктом 5 группы 4 «Письмо Участника. Квалификационные документы» приложения № 2 Документации установлено требование:

«Наличие у Участника запроса котировок допуска саморегулируемой организации (саморегулируемых организаций) на оказание услуг, выполнение работ технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта и экспертизы, в том числе гарантийного оборудования инженерных систем жизнеобеспечения, а именно (наименование работ):

(А). Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений:

  • Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации,

  • Устройство и демонтаж системы отопления,

  • Устройство и демонтаж системы газоснабжения,

  • Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха,

  • Устройство системы электроснабжения,

  • Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений;

(Б). Монтажные работы:

  • Монтаж подъемно-транспортного оборудования,

  • Монтаж лифтов,

  • Монтаж оборудования тепловых электростанций,

  • Монтаж оборудования котельных,

  • Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиляторов,

  • Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации».

Для подтверждения указанному требованию, участникам Запроса котировок необходимо представить: «копию выданных Участнику запроса котировок саморегулируемой организацией (саморегулируемых организаций) свидетельств о допуске к определённому виду или видам услуг (работ), подтверждающих наличие у Участника запроса котировок опыта  оказания услуг, выполнения работ по эксплуатации и/или техническому обслуживанию и/или планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнеобеспечения зданий, сооружений или помещений в общественных, торговых, офисных, административных или хозяйственных зданиях (наименование работ в соответствии с требованиями запроса котировок)».

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017  не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса.  Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Следовательно, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по предмету Запроса предложений, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.2. Документации предметом Запроса котировок является выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнедеятельности зданий, сооружений и помещений.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что техническим заданием Документации не предусмотрено выполнение работ, относящихся к капитальному ремонту, реконструкции или строительству объектов капитального строительства.

Кроме того, представителем Заказчика на Заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о правомерности установления вышеуказанного квалификационного требования Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование о подтверждении участниками Запроса предложений  наличия допусков, выданных СРО, что не позволяет участникам Запроса предложений сформировать заявку на участие в Запросе предложений.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанное требование, ограничивают количество участников Аукциона, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

      • Пунктом 1 группы 4 «Письмо Участника. Квалификационные документы» приложения № 2 Документации установлено требование: «Наличие у Участника запроса котировок опыта оказания услуг, выполнения работ по эксплуатации и/или техническому обслуживанию и/или планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнеобеспечения зданий, сооружений или помещений (в совокупном объёме не менее 38 000 квадратных метров совокупной площади зданий, сооружений или помещений) в общественных, торговых, офисных, административных или хозяйственных зданиях».

Для подтверждения указанному требованию Документации участникам Запроса котировок необходимо представить в составе заявки на участие в закупке: «копии договоров, подтверждающих наличие у Участника запроса котировок опыта  оказания услуг, выполнения работ по эксплуатации и/или техническому обслуживанию и/или планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнеобеспечения зданий, сооружений или помещений в общественных, торговых, офисных, административных или хозяйственных зданиях. Таковые договоры должны быть заключены на срок не менее шести месяцев. Предмет такового договора может включать не только оказание услуг, выполнения работ по эксплуатации и/или техническому обслуживанию и/или планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнеобеспечения зданий и сооружений в общественных, торговых, офисных, административных или хозяйственных зданиях, но оказание таковых услуг (и их стоимость, а также объём в квадратных метрах площади обслуживаемых зданий, сооружений или помещений) должна оговариваться особо (и в таковом договоре, и в акте оказанных услуг по таковому договору), иначе предоставление такового договора (акта) не будет учитываться Заказчиком. В таковых договорах совокупный объём оказанных услуг, выполненных работ по эксплуатации и/или техническому обслуживанию и/или планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнеобеспечения зданий, сооружений или помещений в общественных, торговых, офисных, административных или хозяйственных зданиях должен составлять в перерасчёте на условную единицу не менее 38 000 квадратных метров. К каждому таковому договору прикладываются сканированные копии актов оказанных услуг, выполненных работ за первый и последний периоды исполнения такового договора».

Вместе с тем, отсутствие у участника Запроса котировок опыта оказания услуг оказания услуг, выполнения работ по эксплуатации и/или техническому обслуживанию и/или планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнеобеспечения зданий, сооружений или помещений, а также подтверждающих документов в соответствии с пунктом 1 группы 4 «Письмо Участника. Квалификационные документы» приложения № 2 Документации, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса котировок, и не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса котировок.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанное требование, ограничивают количество участников Аукциона, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • Пунктами 2, 3, 4 группы 4 «Письмо Участника. Квалификационные документы» приложения № 2 Документации установлены требования:

  • о наличии круглосуточной диспетчерской службы ( не менее двух одновременно дежурящих сотрудников), способной принимать заявки Заказчика;

  • о наличии в штате/распоряжении квалифицированных сотрудников;

  • о наличии (либо в собственности, либо на правах лизинга, либо на правах долгосрочной аренды) автотранспортных средств.

Для подтверждения соответствия указанным требованиям Документации, участникам Запроса котировок необходимо представить, в том числе гарантийное письмо по наличию диспетчерской службы, заверенную копию выписки из штатного расписания, паспортные данные, копии договоров аренды, купли-продажи и тд.

Вместе с тем, отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки вышеуказанного квалифицированного персонала, производственных мощностей и подтверждающих документов, указанных в пунктах 2, 3, 4 группы 4 «Письмо Участника. Квалификационные документы» приложения № 2 Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Запроса котировок, а напротив налагают дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе котировок, поскольку такой персонал и производственные мощности могут быть привлечены участником закупки после подписания договора по результатам проведения Запроса котировок.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Документации указанное требование, ограничивают количество участников Аукциона, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.2 Положения о закупке и нарушает требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, согласно протоколу заседания конкурсной комиссии Заказчика от 22.01.2018 № 2 процедура проведения Запроса котировок отменена.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать жалобу ООО «ИнвестКапиталСтрой» (ИНН: 7725787170, ОГРН: 1137746274929) от 15.01.2018 № 2018/01-15 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Сбербанк России» (ИНН: 7707083893, ОГРН: 1027700132195) при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту оборудования инженерных систем жизнедеятельности зданий, сооружений и помещений объектов Московского банка ПАО Сбербанк, на период двадцать четыре месяца, для нужд ПАО Сбербанк (извещение № 31705981156) обоснованной.

      • Признать ПАО «Сбербанк России» нарушившим часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 23.01.2018 № 223ФЗ-35/18, не выдавать, поскольку закупка отменена.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

ПАО "Сбербанк России"
ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195
ООО "ИнвестКапиталСтрой"
ИНН 7725787170, ОГРН 1137746274929