Решение №17/5585/18 Решение № 223ФЗ-23/18 от 24 января 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-23/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ЧОО «Циклон» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

19.01.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии – <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «ЧОО «Циклон» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования систем охранного телевидения на объектах Пермского филиала (извещение № 31705829255), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «ЧОО «Циклон» (далее - Заявитель) б/д б/н (вх. 5112-ЭП/18 от 15.01.2018) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования систем охранного телевидения на объектах Пермского филиала (извещение № 31705829255) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком», утвержденным решением Совета директоров ОАО «Ростелеком» от
15.02.2016 (Протокол от 15.02 2016 г. № 19) (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

04.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса предложений (далее – Извещение, Документация).

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, а именно:

      • Заказчиком нарушен порядок проведения Запроса предложений;

      • Заказчиком ненадлежащим образом проведена оценка заявок участников Запроса предложений по критерию «Опыт участника»;

      • Заказчиком не представлены разъяснения проведенной процедуры оценки заявок участников Запроса предложений.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положением о закупке, Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 стать 3 Закона о закупках, следовательно подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком нарушен порядок проведения Запроса предложений, а именно: Заказчиком не проведена переторжка.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Пунктом 15.3 Положения о закупке установлено: «Закупочная комиссия вправе принять решение о проведении переторжки по одному, по нескольким или по всем критериям оценки и сопоставления заявок, указанным в Документации о закупке. Участники предоставляют улучшенные сведения Заявок только по тем критериям, которые определены в протоколе основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок). Закупочная комиссия при подведении итогов переторжки учитывает только те улучшенные сведения Заявок, которые направлены на улучшение сведений Заявок, определённых в протоколе основного этапа закупки (оценки и сопоставления заявок).

Аналогичное положение установлено в пункте 23 Информационной карты Документации, а именно: «Закупочная комиссия по результатам основного этапа закупки (оценки и сопоставления Заявок) вправе принять решение о проведении переторжки, т.е. предоставлении Участникам возможности добровольно повысить предпочтительность своих заявок путем добровольного снижения первоначально указанной в Заявке цены договора и/или улучшения неценовых предложений, содержащихся в Заявке, если такие предложения в соответствии с пунктом 17 раздела II «Информационная карта» Документации о закупке являются критериями оценки и сопоставления заявок».

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком не проводилась переторжка, поскольку решение о проведении указанного этапа закупочной комиссией Заказчика не принималось. При этом проведение переторжки не является обязательным этапом проведения закупки.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком ненадлежащим образом проведена оценка заявок участников Запроса предложений по критерию «Опыт участника».

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно протоколу рассмотрения, оценки и сопоставления заявок б/д № 859.2 (далее — Протокол рассмотрения) по критерию «Опыт участника» Заявителю присвоено 24 балла, ООО «ОА «Альфа» присвоено 30 баллов.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявки участников Запроса предложения и сообщил, что оценка заявок участников закупки осуществлялась, в том числе по критерию «Опыт участника» с учетом представленных документов. При этом Заявителем представлено подтверждение о наличии опыта на сумму 4 711 483,22 рублей, ООО «ОА «Альфа» представлены акты выполненных работ на сумму 7 039 857,43 рублей, что подтверждает правомерность расчета присвоенных баллов по критерию «Опыт участника».

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС не явился и не представил доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем проведении Заказчиком оценки заявок участников закупки по критерию «Опыт участника».

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком не представлены разъяснения проведенной процедуры оценки заявок участников Запроса предложений.

В соответствии с пунктом 5 части 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Пунктом 10 Информационной карты Документации установлен порядок предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, в том числе сроки начала и окончания предоставления разъяснений положений Документации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что в нарушение требований пункта 10 Информационной карты Документации, Заявителем направлен запрос разъяснений после окончания срока подачи запросов разъяснений. Вместе с тем, 28.12.2017 в адрес Заявителя направлен соответствующих ответ на запрос разъяснений.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС не явился и не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности данного довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

      • В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.3.2 Положения о закупке.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно Протоколу рассмотрения участнику Запроса предложений ООО «ЦстМ-НикСон» отказано в допуске на участие в Запросе котировок, в связи с несоответствием требованиям, предусмотренным подпунктами 2.3, 2.4 пункта 16 Информационной карты Документации.

Подпунктами 2.3, 2.4 пункта 16 Информационной карты Документации установлены требования: «Наличие квалифицированного персонала (не менее 2 сотрудников) имеющего допуск к работе на высоте» и «Наличие квалифицированного персонала (не менее 3 сотрудников) имеющего допуск по безопасному ведению работ для рабочих люльки, находящихся на подъемнике».

Для подтверждения указанным требованиям участникам Запроса предложений участникам закупки необходимо представить Письмо Претендента о наличии в штате Претендента квалифицированных и профессиональных сотрудников, имеющих документы, подтверждающие право на проведение работ на высоте, с приложением информации по форме:

Персонал

Количество

Специалисты, имеющих высшее инженерно-техническое образование

 

Специалисты, допущенные к работам на высоте

 

Также участникам Запроса предложений необходимо представить в составе заявки на участие в закупке копии дипломов, удостоверений, подтвержденных протоколом учебно-методического центра.

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного квалифицированного персонала и подтверждающих документов, указанных в Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки. Указанное положение Документации налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе котировок.

Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Запроса предложений, а также отказ в допуске участнику ООО «ЦстМ-НикСон» на основании несоответствия указанным требованиям Документации противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3.2 Положения о закупках, и нарушают требования части 1 статьи 2, части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • Подпунктом 2 пункта 16 Информационной карты Документации установлено требование о наличии, не менее двух специалистов, имеющих сертификаты прохождения обучения системы видеонаблюдения «Domination». Для подтверждения указанному требованию участникам Запроса предложений необходимо представить сертификаты прохождения обучения системы видеонаблюдения «Domination».

Вместе с тем, отсутствие у участника на момент подачи заявки указанного квалифицированного персонала и подтверждающих документов, указанных в Документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки. Указанное положение Документации налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Запросе котировок.

Кроме того, пунктом подпунктом 1 пункта 16 Информационной карты Документации установлено требование: «Наличие опыта исполнения договоров на выполнение работ аналогичных предмету закупки в соответствии с разделом IV «Техническое задание», на сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки».

Для подтверждения указанному требованию участникам Запроса предложений необходимо представить: «Информацию об исполненных договорах на выполнение работ, аналогичных предмету закупки (в соответствии с разделом IV «Техническое задание») на общую сумму не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора, за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки, составленной по Форме 8 раздела III Документации, с приложением копий актов подтверждающих исполнение договоров (Акты выполненных работ)».

Вместе с тем, участник Запроса предложений может не обладать опытом оказания услуг техническому обслуживанию и текущему ремонт оборудования систем охранного телевидения, при этом ранее оказывать услуги по техническому обслуживанию и текущему ремонт оборудования иных систем, например систем автодорожной безопасности, надлежащим образом в соответствии с требованиями договора оказания услуг.

Кроме того, представителем Заказчика не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам проведения Запроса предложений, участником не обладающим указанным в Документации опытом оказания услуг.

Учитывая изложенное, требование Документации, в части подтверждения участниками Запроса предложений наличия опыта оказания услуг техническому обслуживанию и текущему ремонт оборудования систем охранного телевидения, ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3.2 Положения о закупках и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки, поскольку по указанным основаниям заявки участников Запроса предложений не отклонялись.

      • Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 17 Информационной карты установлен порядок оценки заявок участников Запроса предложений, в том числе по критерию «Опыт участника»:

Наличие опыта оказания аналогичных услуг (БBi)

БBi = Сi ;

БBi – рейтинг в баллах, присуждаемый i-ой заявке Участника по указанному критерию;

Сi - значение в баллах, соответствующее месту, присуждаемому i-ой заявке Участника по указанному критерию согласно нижеприведенной таблице:

 

Наименование критерия

Место

Количество баллов

Опыт Участника по выполнению аналогичных работ

1

100

2

80

3

60

4 и ниже

40

 

При этом указано, что первое место в таблице присваивается заявке Участника, в которой указана максимальная общая стоимость исполненных договоров. Второе и последующие места присваиваются по мере убывания общей стоимости исполненных договоров.

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России установлено, что в вышеуказанном порядке оценки отсутствует пропорциональная зависимость между предметом оценки по подкритерию «Опыт участника» и начисляемым количеством баллов по указанному показателю.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок и критерии оценки заявок участников закупки, что не позволяет присвоить участникам закупки максимальное количество баллов, а также объективно сопоставить заявки участников Запроса предложений. Указанные действия нарушают пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, из материалов и сведений, представленных на заседании Комиссии ФАС России, не следует, что отсутствие пропорциональности в порядке оценки по критерию «Опыт участников» может повлиять на результаты определения победителя Запроса предложений в виду установленных величин значимости (веса) критериев «Цена договора» (70%) и «Опыт участника» (30%), а также представленных в составе заявок участников закупки предложений по цене договора, сведений об опыте таких участников, подлежащих оценке.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России установлены иные не являющиеся предметом обжалования нарушения Закона о закупках, в связи с чем принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «ЧОО «Циклон» б/д б/н на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на техническое обслуживание и текущий ремонт оборудования систем охранного телевидения на объектах Пермского филиала (извещение № 31705829255) необоснованной.

      • Признать ПАО «Ростелеком» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункты 12,13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 19.01.2018 № 223ФЗ-23/18.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 19.01.2018 № 223ФЗ-23/18 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

ПАО "Ростелеком"
ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767
ООО "ЧОП "Циклон"
ИНН 5904168630, ОГРН 1075904014449