Решение №17/58285/17 Решение №223ФЗ-821/17 от 22 августа 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-821/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Восходъ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

17.08.2017 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителей: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Восходъ» от 08.08.2017 № 03-35649 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС», организатора АО «ЭССК ЕЭС» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (извещение № 31705260853), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Восходъ» (далее — Заявитель) от 08.08.2017 № 03-35649 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС» (далее - Заказчик), организатора АО «ЭССК ЕЭС» (далее — Организатор) при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (извещение № 31705260853) (далее – Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ПАО «ФСК ЕЭС», утвержденным решением Совета директоров ПАО «ФСК ЕЭС» от 09.01.2017 № 352 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

26.06.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно информации размещенной в ЕИС:

Дата и время окончания подачи заявок 02.08.2017 в 11:00;

Дата и время рассмотрения заявок 02.08.2017 в 11:00;

Дата и время подведения итогов 02.10.2017 в 11:00;

На участие в закупке по лоту № 1 подано 2 заявки, по лоту № 2 подано 2 заявки, по лоту № 3 подано 2 заявки, по лоту № 4 подано 3 заявки, по лоту № 4 подано 3 заявки, по лоту № 5 подано 2 заявки, по лоту № 6 подано 2 заявки.

В ходе заседания 16.08.2017 Комиссией ФАС России в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя объявлен перерыв до 17.08.2017.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:

  • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о возможности разрешения споров в Арбитражном суде г. Москвы;

  • Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах, в виду отсутствия в Документации необходимости выполнения участником закупки проектно-изыскательских работ или выполнение строительства/капитального ремонта объектов;

  • Заказчиком неправомерно объединены в один лот строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы;

  • Заказчиком в Документации отсутствует указание на место выполнения работ, что не позволяет сформировать коммерческое предложение на участие в закупке в полном объеме.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Организатора, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее. 

1. Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о возможности разрешения споров в Арбитражном суде г. Москвы.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 5 статьи 1.3 Положения о закупке.

Пунктом 1.4.5 Документации установлено, что все споры и разногласия, возникающие в связи с проведением Запроса предложений, в том числе касающиеся исполнения Организатором и участниками Запроса предложений своих обязательств, не урегулированные в порядке, предусмотренном пунктом 1.4.2 Документации, могут быть решены в Арбитражном суде г. Москвы, в соответствии с его правилами, действующими на дату подачи искового заявления.

В соответствии со статьей 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, местом нахождения юридического лица Организатора является г. Москва, ул. Беловежская, д. 4 «Б», Заказчика — г. Москва, ул. Академика Челомея, д. 5А. Следовательно, обжалование действий Заказчика, Организатора при проведении Конкурса осуществляется в Арбитражном суде г. Москвы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах, в виду отсутствия в Документации необходимости выполнения участником закупки проектно-изыскательских работ или выполнение строительства/капитального ремонта объектов.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса  (далее - ГрК РФ) предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, является членство в саморегулируемой организации.

Вместе с тем, 11.08.2017 г. Организатором размещен протокол внесения изменений от 17.07.2017 № ЭССК1/СК/3010, согласно которому в пункт 2.3.1.2 Документации внесены изменения, а именно:

  • добавлен абзац «г» пункта 2.3.1.3 Тома 1 Документации, согласно которому участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, включенной в государственный реестр саморегулируемых организаций (по лотам 1, 2, 3, 4, 5, 6);

  • добавлен абзац «г» пункта 2.3.1.3 Тома 1 Документации, согласно которому участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, включенной в государственный реестр саморегулируемых организаций (по лотам 1, 3, 4, 5).

Согласно пункту 1.1.4 Тома 1 Документации предмет закупки - право заключения договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ:

Лот 1: «Разработка энергоэффективных систем охлаждения маслонаполненных трансформаторов и реакторов 220-750 кВ»;

Лот 2: «Разработка типовых требований и альбома типовых решений при проектировании и строительстве энергоэффективных зданий ПС»;

Лот 3: «Исследование перенапряжений в режимах коммутации кабельных и кабельно-воздушных линий, силовых трансформаторов, шунтирующих реакторов и конденсаторных установок 110-750 кВ и разработка устройства управляемой коммутации вышеуказанным электрооборудованием»;

Лот 4: «Разработка методики нормирования собственных нужд подстанций ПАО «ФСК ЕЭС», расчет норматива на собственные нужды подстанций ПАО «ФСК ЕЭС» с производством опытного образца системы мониторинга и контроля динамики расхода электрической энергии токоприемника»;

Лот 5: «Разработка типового силового модуля для преобразовательного комплекса на ПС 220 кВ Могоча»;

Лот 6: «Исследование аварийных режимов и разработка блокировки и защит ВТСП кабельной линии с системой криогенного обеспечения».

Детальный состав выполнения работ (услуг) и поставки приведен в Техническом задании, в том числе:

  • По лоту № 1: разработка проектной документации по энергосберегающим решениям в части систем охлаждения трансформаторов, автотрансформаторов и реакторов (подпункты 5.2.1, 5.2.2 Технического задания); разработка проектной и конструкторской документации на опытный образец модернизированного шкафа управления охлаждением трансформатора (реактора) (подпункты 5.2.3, 5.2.4, 5.3.1, 5.4.1 Технического задания); выполнение работ по изготовлению, монтажу и пуско-наладке опытного образца (подпункты 5.3.3, 5.5.2, 5.5.3 Технического задания);

  • По лоту № 2: разработка типовых решений, обеспечивающих минимизацию потребления электрической энергии зданиями подстанций (пункт 2.1.7 Технического задания); проведение апробации разработанных проектных решений на объектах строительства подстанций ПАО «ФСК ЕЭС» (подпункты 2.1.8, 2.1.11, 5.3.2 Технического задания);

  • По лоту № 3: монтаж наладки опытного образца устройства управляемой коммутации на выбранном объекте (пункт 1.2.5 Технического задания); проведение опытно-промышленной эксплуатации опытного образца устройства управляемой коммутации на выбранном объекте (пункт 1.2.6 Технического задания); установка опытного образца устройства управляемой коммутации в опытную эксплуатацию на объекте, согласованном с Заказчиком (пункты 1.3.8, 2.7 Технического задания).

  • По лоту № 4: разработка проектной и конструкторской документации на опытный образец (подпункты 6.3, 6.17, 6.18, 6.22 Технического задания); выполнение монтажных и пуско-наладочных работ (подпункты 6.40, 6.41, 6.42 Технического задания);

  • По лоту № 5: сопровождение монтажа и участие в пуско-наладочных работах оборудования высоковольтных транзисторных модулей на ПС 220кВ Могоча (пункт 5.6.1 Технического задания); проведение анализа результатов опыта монтажа, наладки и приёмо-сдаточных испытаний двух образцов высоковольтных транзисторных модулей в составе Забайкальского преобразовательного комплекса на ПС 220кВ Могоча (пункт 5.6.2 Технического задания);

  • По лоту № 6: подготовка испытательного полигона АО «НТЦ ФСК ЕЭС» к проведению исследования аварийных режимов высокотемпературных сверхпроводников кабельной линии с системой криогенного обеспечения (пункт 5.1.1 Технического задания); разработка эскизного проекта, содержащего анализ вероятных возникновений аварийных ситуаций в процессе эксплуатации высокотемпературных сверхпроводников кабельной линии с системой криогенного обеспечения, а также программу и методику по исследованию аварийных режимов высокотемпературных сверхпроводников кабельной линии с системой криогенного обеспечения на испытательном полигоне АО «НТЦ ФСК ЕЭС» (пункт 5.1.3 Технического задания).

При этом представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили, что выполнение работ в соответствии с Техническим заданием должно осуществляться на электрической подстанции ПАО «ФСК ЕЭС», часть из которых относятся к особо опасным и технически сложным объектам в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что предметом Запроса предложений является комплексное выполнение работ, включающее в себя выполнение проектно-изыскательских работ, а также внедрение, монтаж и пуско-наладку опытного образца на выбранном объекте.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанного требования в Документации не противоречит Положению о закупке, Закону о закупках.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком в Документации отсутствует указание на место выполнения работ, что не позволяет сформировать коммерческое предложение на участие в закупке в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках Извещение должно содержат в том числе сведения о месте поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 4 части 10 статьи 4 Закона о закупках Документация должна содержать, в том числе информацию о месте, условиях и сроках (периодах) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В пункте 1.1.4 Тома 1 Документации установлено, что место выполнения работ определяется исполнителем самостоятельно.

Таким образом, Заказчиком предусмотрено, что место выполнения работ определяется исполнителем самостоятельно, что позволяет участникам закупки сформировать коммерческое предложение на участие в закупке.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил иной информации, подтверждающей обоснованность довода.

Учитывая изложенное, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Кроме того, при рассмотрении Жалобы в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

4. Пунктом 2.9.3.4 Тома 1 Документации установлен порядок оценки заявок участников Конкурса по критерию «Наличие квалифицированных кадровых ресурсов».

В соответствии с указанным пунктом Документации оценка производится членами закупочной комиссии на основании справки о привлекаемых кадровых ресурсах (форма 6) и обязательно прилагаемых к ней подтверждающих материалов в виде выписки из штатного расписания.

Заказчиком оценивается заявленное количество следующих специалистов:

 

Специальность

Расчетное количество человек, установленное проектом

Подтверждающие документы

Сотрудники в штате, имеющие высшее профильное техническое образование (К1)

5 (K1min)

Копия диплома

Сотрудники, имеющие ученые степени кандидата/доктора физико-математических или технических наук (К2)

1 (K2min)

Копия диплома кандидата наук /диплома доктора наук

Специалисты, имеющие опыт разработки и реализации мероприятий в области повышения энергоэффективности зданий, строений и сооружений (К3)

3 (K3min)

Копии удостоверений, подтверждающих квалификацию, копии трудовых книжек, сертификатов, дипломов, резюме на каждого кандидата на работу в проекте. Копии научных статьей, публикаций по теме выполненных НИОКР в реферируемых научных изданиях и отраслевых журналах за последние 5 лет.

Специалисты с опытом работы по диагностике и обслуживанию силовых трансформаторов 110 кВ и выше за последние три года (К4)

1 (K4min)

Копии удостоверений, подтверждающих квалификацию, копии трудовых книжек, сертификатов, дипломов, резюме на каждого кандидата на работу в проекте. Копии научных статьей, публикаций по теме выполненных НИОКР в реферируемых научных изданиях и отраслевых журналах за последние 5 лет.

Специалисты с опытом проектирования систем релейной защиты и автоматики и с опытом работы на проектах крупных российских предприятий не менее 3-х лет (К5)

1 (K5min)

Копии удостоверений, подтверждающих квалификацию, копии трудовых книжек, сертификатов, дипломов, резюме на каждого кандидата на работу в проекте. Копии научных статьей, публикаций по теме выполненных НИОКР в реферируемых научных изданиях и отраслевых журналах за последние 5 лет.

 

«Расчет рейтинга каждой заявки по соответствующему промежуточному критерию «Количество Рабочих» производится по соответствующим шкалам.

При этом:

  • если указанное в справке о привлекаемых кадровых ресурсах и подтвержденное штатным расписанием количество рабочих не превышает расчетное количество человек, установленное проектом, заявке данного участника по соответствующему промежуточному критерию «Количество рабочих» присваивается значение 0 баллов;

  • если указанное в справке о привлекаемых кадровых ресурсах и подтвержденное штатным расписанием количество рабочих равно или превышает расчетное количество соответствующих специалистов, заявке данного участника по соответствующему промежуточному критерию «Количество рабочих» присваивается значение 100 баллов.

В случае отсутствия в составе заявки Участника справки о привлекаемых кадровых ресурсах (форма 6) и/или документов перечисленных в п. 2.9.3.4. Комиссия присуждает по такой специальности минимальную промежуточную оценку (0 баллов). Отсутствие указанных документов не является основанием для отклонения Заявки участника». На заседании Комиссии ФАС России представители Заказчика представили сводную таблицу состава заявок участников и пояснили, что в составе заявок участников представлены справки о кадровых ресурсах, однако выписка из штатного расписания представлена не у всех участников. Вместе с тем, отсутствие у участника квалифицированного персонала не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки в случае признания такого участника победителем закупки, а напротив налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в Конкурсе. Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком в Документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников Конкурса. Таким образом, Заказчиком в Документации в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, что не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу жалобу ООО «Восходъ» от 08.08.2017 № 01-35936 на действия (бездействие) заказчика ПАО «ФСК ЕЭС», организатора АО «ЭССК ЕЭС» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение незавершенного объема работ по корректировке РД, выполнению СМР, ПНР и поставку МТРиО по титулу «ВЛ 220 кВ Нововоронежская АЭС 2 - Бутурлиновка с ПС 220 кВ Бутурлиновка» для нужд филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Центра (извещение № 31705373084) необоснованной.

      • Признать ПАО «ФСК-ЕЭС», АО «Энергостройснабкомплект ЕЭС» нарушившим пункты 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 17.08.2017 № 223ФЗ-821/17.

      • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 17.08.2017 № 223ФЗ-821/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны