Решение №17/58981/16 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-455/16 по результатам рассмотрения жалобы ОО... от 26 августа 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 223ФЗ-455/16
по результатам рассмотрения жалобы ООО «Примум» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
23.08.2016 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
<...>,
У С Т А Н О В И Л А:
В ФАС России поступила жалоба ООО «Примум» (далее — Заявитель) б/н, б/д (вх. 120378/16 от 15.08.2016) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 7354/ОАЭ-ДКСС/16 на право заключения договора поставки оборудования на объект «Строительство ЦУПВР в г. Иркутске» (извещение №31603891933) (далее - Аукцион, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным советом директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
15.07.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).
Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, а именно:
-
-
-
Заказчиком в составе Документации не размещены опросные листы на оборудование предусмотренное к поставке;
-
в Документации не установлены технические характеристики товара, что не позволяет участникам предложить эквивалентные товары.
-
-
Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства о закупках, Положением о закупке, Документацией.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.
-
-
-
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
-
-
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно подпункту 3 пункта 201 Положения о закупке в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Комиссия ФАС России, изучив представленные Заказчиком материалы по Жалобе, установила, что Документация содержит техническое задание (пункт 3 Документации), в котором установлены: номенклатура и объем товаров и сведения о начальной (максимальной) цене договора и расходах участника; требования к товарам; место, условия и сроки поставки товаров, при этом Документацией не предусмотрено размещение опросных листов на оборудование.
Кроме того, Заявителем на заседание Комиссии ФАС России не представлено документов, информации подтверждающей обязательное размещение в составе Документации опросных листов на поставляемое оборудование.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в составе Документации опросных листов не нашло своего подтверждения.
Вместе с тем, пунктом 3.2.1. Документации предусмотрено: «Указанный в таблице № 1 пункта 3.1 аукционной документации товар может быть заменен на эквивалентный, имеющий такие же технические характеристики.
В случае замены товара на эквивалентный (аналогичный по функционально-техническому назначению) участник должен представить:
- подробные сведения об эквивалентных (аналогичных по функционально-техническому назначению) товарах (ТУ или иной документ, содержащий, подробные технические характеристики и описание эквивалентного товара), которые излагаются участником в приложении № I к аукционной заявке с указанием объективных причин замены (замена должна происходить путем добавления в исходный товарно-номенклатурный перечень новой товарно-номенклатурной позиции со ссылкой на номер заменяющей позиции);
- при наличии нескольких альтернативных предложений по замене, удовлетворяющих требованиям заказчика, каждое из них перечисляется в приложении с указанием отличий».
Вместе с тем, Заказчиком в Документации не раскрыт термин «эквивалент», а также не установлены технические характеристики товаров, что не позволяет участникам Аукциона предложить в своей заявке на участие эквивалентные товары.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика противоречат пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 3 пункта 201 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункты 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктом 2.2 Документации установлено обязательное требование к участникам: «Участник должен являться производителем основных товаров либо обладать правом поставки основных товаров, указанных в таблице № 1 пункта 3.1. аукционной документации, предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем основных товаров либо обладает правом поставки основных товаров, предоставленным производителем, участник в составе заявки должен представить:
- информационное письмо, иной документ, подтверждающий, что участник является производителем;
или
- информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;
или
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику».
Вместе с тем, установление данного требования является ограничением количества участников, так как предоставление таких документов не подтверждают качество поставки и выполнение обязательств по результатам Аукциона.
4. Согласно пункту 5.3.3.1 Документации: «Участник должен соответствовать обязательным и квалификационным требованиям аукционной документации», в том числе «отсутствие у участника аукциона недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату подачи участником заявки на участие в аукционе в размере не более 1000 рублей».
Вместе с тем, несоответствие указанного требования, не подтверждает невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключенного по результатам Аукциона, в случае наличия у участника задолженности по налогам, сборам и пени на дату рассмотрения заявки на участие в Аукционе в указанном размере.
5. Также, Документацией установлены требования к участникам:
«- отсутствие просроченной задолженности перед ОАО «РЖД» за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации на сайтах (пункт 5.3.3.6);
- отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО «РЖД» (пункт 5.3.3.7);
- непричинение вреда имуществу ОАО «РЖД» (пункт 5.3.3.8)».
Вместе с тем, вышеуказанные требования, не подтверждают невозможность участника Аукциона исполнять обязательства по договору, заключенному по результатам Аукциона.
6. Согласно пункту 6.5.10 Документации «Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена».
Вместе с тем, возможность участия в Аукционе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также право осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам Закупки, что ограничивает количество участников Аукциона.
Также, в Документации отсутствуют основания и порядок проведения выездных проверок.
Установление Заказчиком вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Аукциона и отказ в допуске участникам Аукциона в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции
Р Е Ш И Л А:
-
-
-
Признать жалобу ООО «Примум» б/н, б/д (вх. 120378/16 от 15.08.2016) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 7354/ОАЭ-ДКСС/16 на право заключения договора поставки оборудования на объект «Строительство ЦУПВР в г.Иркутске» (извещение №31603891933) обоснованной в части не установления технических характеристик товара, что не позволяет участникам предложить эквивалент.
-
Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 1, 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
-
Обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 23.08.2016 № 223ФЗ-455/16 не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты Аукциона.
-
Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.08.2016 № 223ФЗ-455/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
-
-
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.