Решение №17/59032/15 Решение по жалобе ООО «ПО «ОСКАР РУ» от 26 октября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-307/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «ПО «ОСКАР РУ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

21.10.2015 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее — Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова»: <...> - доверенность от 20.10.2015 № 041/135/2015-ДОВ,

АО «АТОМКОМПЛЕКТ»: <...> - доверенность от 17.02.2015 № 304/32/2015-ДОВ,

ООО «ПО «ОСКАР РУ»: <...> - доверенность от 15.10.2015 б/н, <...> - доверенность от 15.10.2015 б/н,

рассмотрев жалобу ООО «ПО «ОСКАР РУ» от 09.10.2015 № 17-12/10-1 на действия заказчика АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», организатора торгов АО «АТОМКОМПЛЕКТ» при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (извещение № 31502449065), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «ПО «ОСКАР РУ» от 09.10.2015 № 17-12/10-1 (далее — Заявитель), направленная письмом Московского УФАС России от 14.10.2015 № ИШ/41152 на действия заказчика АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова» (далее — Заказчик), АО «АТОМКОМПЛЕКТ» (далее — Организатор торгов) при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (извещение № 31502449065) (далее – Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика, Организатора торгов регламентируется Единым отраслевым стандартом закупок (положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» от 07.02.2012 № 37 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

09.06.2015 на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, Документации:

начальная (максимальная) цена договора — 1 006 570 555 рублей;

дата и время окончания подачи заявок — 07.08.2015 в 12:00;

дата рассмотрения первых частей заявок — 17.08.2015;

дата и время проведения аукциона — 08.09.2015 в 10.00;

дата рассмотрения вторых частей заявок — 06.10.2015;

на участие в Аукционе подано 4 заявки;

по результатам рассмотрения первых частей заявок 4 заявки допущены к у участию в Аукционе;

02.10.2015 Заказчиком, Организатором торгов на Официальном сайте размещено извещение об отмене проведения Аукциона.

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, Организатора торгов принявших необоснованное решение об отмене проведения Аукциона.

В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией ФАС России перенесено рассмотрение жалобы с 20.10.2015 на 21.10.2015.

Рассмотрев представленные на заседание Комиссии ФАС России материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 15.5.3 Положения о закупках, отказ от проведения аукциона осуществляется в случаях, указанных в пункте 14.5.6, в сроки согласно пункту 14.5.5, в порядке, указанном в пункте 14.5.5.1.

Согласно пункту 14.5.5 Положения о закупках, Организатор конкурса по решению заказчика в случаях, указанных в пункте 14.5.6, отказывается от его проведения в срок, указанный в извещении о проведении конкурса, при этом такой срок не может быть установлен позднее 5 дней до дня окончания подачи заявок. Если такой срок в извещении о проведении конкурса не указан — не позднее 30 дней (20 дней — для заказчиков 1 группы) до дня окончания срока подачи заявок.

Пунктом 21 Извещения установлено, что:

«Отказ организатора аукциона от проведения аукциона по решению заказчика, не позднее пяти дней до дня окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, в указанных ниже случаях не приводит к каким-либо последствиям для организатора аукциона:

изменения финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке;

изменения потребности в продукции, в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика;

при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки.

Извещение об отказе от проведения аукциона или любого лота аукциона, содержащее обоснование такого отказа, подписывается руководителем заказчика и размещается организатором аукциона в течение того же рабочего дня (а если извещение об отказе от проведения аукциона получено организатором после 18 часов по месту нахождения организатора аукциона— в течение следующего рабочего дня) в порядке, установленном для размещения извещения о проведении аукциона и аукционной документации».

Согласно Извещению, Документации дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07.08.2015 в 12:00.

02.10.2015 Заказчиком, Организатором торгов на Официальном сайте размещено извещение об отмене проведения Аукциона.

Согласно письму Заказчика от 02.10.2015 № 041-98.5/17588 (далее - Письмо), Аукцион отменен в связи с вступлением 01.09.2015 в законную силу Федерального закона «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ (в редакции от 13.07.2015), и в связи с несоответствием проекта договора, представленного в составе аукционной документации (часть 3) новым требованиям, указанного нормативного акта, в целях обеспечения надлежащего исполнения требований федерального законодательства принятого решения об отказе от проведения Аукциона.

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что указанное в Письме основание для отмены проведения Аукциона, не предусмотрено Извещением, Законом о закупках, Положением о закупках и документацией об Аукционе, а также не является препятствием для проведения Аукциона, следовательно не может являться основанием для одностороннего отказа Заказчика от заключения и исполнения договора.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что принятие решения Заказчиком и Организатором торгов об отмене проведения Аукциона по основаниям не предусмотренным Законом о закупках, Положением о закупках, Извещением, документацией об Аукционе, противоречит пункту 15.5.3 Положения о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в адрес ОАО «СМК» и ООО «Крафт» от Заказчика поступили письма-запросы от 29.09.2015 № 304/4790 от 29.09.2015 № 304/4791 о подтверждении готовности обеспечения доступа представителей Заказчика, Организатора торгов, ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» на территории ОАО «СМК» и ООО «Крафт» для проведения оценочного аудита производства ОАО «СМК» и ООО «Крафт».

Представители Заказчика, Организатора торгов пояснили, что целью аудита является оценка потенциальной возможности Заявителя изготовления и поставки продукции, соответствующей требованиям документации об Аукционе.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что пунктом 15.12.1 Положения о закупках указанно, что отстранение участника аукциона осуществляется в случаях и в порядке, указанных в подразделе 14.14.

Подпунктом «а» пункта 14.14.1 Положения о закупках установлено, что:

«В любой момент вплоть до подписания договора конкурсная комиссия должна отстранить участника конкурса, в том числе допущенного, в случаях:

обнаружения недостоверных сведений в заявке и (или) ее уточнениях согласно п. 14.8.4. При этом проверка достоверности сведений и документов, поданных в составе заявки на участие в конкурсе, осуществляется при возникновении сомнений в их достоверности и наличии возможности проведения такой проверки доступными способами, в том числе включая направление запросов в государственные органы или лицам, указанным в заявке».

Пунктом 14.8.4 Положения о закупках установлено, что:

«В ходе рассмотрения заявок конкурсная комиссия принимает решение об уточнении заявки на участие в конкурсе, на основании которого организатор конкурса направляет уточняющие запросы».

Вместе с тем, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Положением о закупках, документацией об Аукционе не предусмотрена возможность проведения выездного оценочного аудита предприятий участников закупки, кроме того не предусмотрен порядок проведения указанного аудита.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что принятие решения Заказчиком и Организатором торгов о проведении оценочного аудита производства ООО «Крафт» с обеспечением доступа представителей Заказчика, Организатора торгов, ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» на территорию ООО «Крафт», противоречит пункту 15.12.1 Положения о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      • Признать жалобу ООО «ПО «ОСКАР РУ» от 09.10.2015 № 17-12/10-1 на действия заказчика АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», организатора торгов АО «АТОМКОМПЛЕКТ» при проведении открытого аукциона в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку титановых труб (извещение № 31502449065) обоснованной.

      • Признать АО «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения имени И.И. Африкантова», АО «АТОМКОМПЛЕКТ» нарушившими часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

      • В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов от 21.10.2015 по делу № 223ФЗ-306/15, по данному делу предписание не выдавать.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны