Решение №17/62794/17 Решение 223ФЗ-862/17 от 8 сентября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-862/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Приоритет Инжиниринг» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

05.09.2017 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...> - доверенность от 26.07.2016 № 503-ДП,

ООО «Приоритет Инжиниринг» - на основании Устава, генеральный директор <...>,

рассмотрев жалобу ООО «Приоритет Инжиниринг» от 28.08.2017 № ПИ-34/17 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении Запроса котировок в электронной форме 1466/ЗКТЭ-ДКСС/17 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту «Модернизация Ростовской детской железной дороги» (извещение № 31705279452) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Приоритет Инжиниринг» (далее - Заявитель) от 28.08.2017ПИ-34/17 (вх. 132151/17 от 28.08.2017) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме 1466/ЗКТЭ-ДКСС/17 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту «Модернизация Ростовской детской железной дороги» (извещение № 31705279452) (далее – Запрос котировок, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе ( далее – ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

30.06.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Запроса котировок Заказчиком нарушены положения Закона о закупках, поскольку Заказчиком неправомерно допущена к участию в Запросе котировок ООО «Восточная Строительная Компания», а именно из-за отсутствия ООО «Восточная Строительная Компания» в реестре членов саморегулируемой организации в области строительства объектов капитального строительства (далее — реестр СРО).

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и указал, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положения о закупке, Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках  не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 2.1 Документации установлено требование о том, что участник закупки должен иметь разрешительные документы на право осуществления деятельности, предусмотренной котировочной документацией.  В случае подачи заявки после 01.07.2017г., участник в составе заявки представляет:

  • действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства объектов капитального строительства (действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии), членом которой является участник, выданную указанной саморегулируемой организацией;

  • информационное письмо, в котором участник подтверждает, что совокупный размер неисполненных обязательств, принятых на себя участником по договорам строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в том числе по договору, заключаемому по итогам настоящего аукциона, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого участником аукциона был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что ООО «Восточная Строительная Компания» в составе заявки на участие в Запросе котировок в соответствии с пунктом 2.1 Документации в подтверждение квалификационных требований к участникам запроса котировок представлена действующая выписка от 11.07.2017 № 192 из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства объектов капитального строительства.

В соответствии с Извещением дата рассмотрения поданных заявок на участие в Запросе котировок 09.08.2017.

Согласно предоставленным материалам Заявителя ООО «Восточная Строительная Компания» исключена из государственного реестра СРО 14.08.2017, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 14.08.2017 № СП-76.

Вместе с тем представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что решение о допуске участника ООО «Восточная строительная компания» принималось заказчиком на дату рассмотрения котировочных заявок (протокол рассмотрения и оценки заявок № 31705279452-02 от 09.08.2017), при этом ООО «Восточная строительная компания» находилась в реестре СРО. Следовательно, оснований для отказа участнику ООО «Восточная строительная компания» в допуске к участию в Запросе котировок на дату рассмотрения котировочных заявок у Заказчика отсутствовали.

Таким образом, действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации, в связи с чем довода Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

2. Пунктом 2.2 Документации установлено, что Участник должен иметь опыт осуществления поставок, выполнения работ по выполнению комплекса строительно-монтажных работ и поставке оборудования, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в пункте 3.1 котировочной документации.

При этом учитывается стоимость всех поставленных, выполненных, участником закупки (с учетом правопреемственности) товаров, работ (по выбору участника закупки) по строительно-монтажным работам, поставке оборудования.

В подтверждение опыта выполнения работ, поставки товаров участник в составе заявки представляет:

- документ по форме приложения № 10 к котировочной документации о наличии опыта, указанного в пункте 2.2 котировочной документации;

и

- накладные о поставке товаров, акты о выполнении работ;

и

- договоры на поставку товаров, выполнение работ (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями);

  • копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.).

Вместе с тем, согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая природу поставки, содержанием договора поставки является обязанность поставщика доставить соответствующий товар в установленный таким договором срок Заказчику.

Кроме того, поставщик может не являться производителем товара, при этом ранее осуществлять поставки иных товаров надлежащим образом в соответствии с требованиями договора поставки.

Учитывая природу договора поставки, отсутствие у данного поставщика фактов поставки товаров по предмету закупки не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Аукциона.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки поскольку по указанным основаниям заявки участников Запроса котировок не отклонялись.

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Пунктом 5.3.3.1 Документации установлено, что участник Запроса котировок должен соответствовать требованию об отсутствии у участника Запроса котировок недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.

С учетом особенностей налогообложения, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что требование о декларировании отсутствия задолженности перед бюджетом Российской Федерации может привести к ограничению количества участников в виду сокращения количества участников закупки, так как фактически задолженность участника на момент подачи заявки должна соответствовать 0 рублей 00 копеек.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки поскольку по указанным основаниям заявки участников Запроса котировок не отклонялись.

4. Пунктом 6.8.8 Документации установлено, что Заказчик вправе до даты проведения запроса котировок в письменной форме запросить у участников закупки информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение заявок участников.

В соответствии с пунктом 6.8.10 Документации Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверке его заявка может быть отклонена.

Вместе с тем, возможность участия в Запросе котировок с учетом указанного положения Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Запроса котировок.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок проведения указанных проверок, что ставит возможность проведения или не проведения выездной проверки в отношении конкретного участника Запроса котировок в зависимость от решения Заказчика, которое может быть различным в отношении разных участников.

Вместе с тем, препятствование участником осуществлению выездной проверки является основанием для отклонения заявки участника Запроса котировок. При этом, законодательством не установлена обязанность участника Запроса котировок допускать представителей Заказчика на территорию своей организации, а отказ в таком допуске не является подтверждением предоставления участником в составе заявки документов, содержащих недостоверную информацию.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, ограничивают количество участников закупки и противоречат подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки поскольку по указанным основаниям заявки участников Запроса котировок не отклонялись.

5. Пунктом 8.2.1 Документации установлено, что до заключения договора лицо, с которым заключается договор по итогам Запроса котировок, предоставляет сведения о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, с приложением подтверждающих документов. В случае непредставления указанных сведений и документов победитель, иной участник, с которым заключается договор, считается уклонившимся от заключения договора.

Вместе с тем, представление сведений о своих владельцах, включая конечных бенефициаров, не влияет на исполнение обязательств по договору, а также не является подтверждением надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные положения Документации, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Вместе с тем, выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки поскольку по указанным основаниям заявки участников Запроса котировок не отклонялись.

Также, руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Решением ФАС России от 31.08.2017 № 1752/05 Комиссией УФАС России по Ростовской области в действиях Заказчика установлено нарушение части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в неправомерном отклонении заявки ООО «УК Жедорстрой».

Согласно предписанию от 31.08.2017883/05 Заказчику предписано отменить протокол № 1466/ЗКТЭ-ДКСС/17/2 рассмотрения и оценки котировочных заявок, поступивших для участия в Запросе котировок , а также пересмотреть заявки поступившие на участие в Запросе котировок.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      • Признать жалобу ООО «Приоритет Инжиниринг» (далее - Заявитель) от 28.08.2017ПИ-34/17 (вх. 132151/17 от 28.08.2017) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме 1466/ЗКТЭ-ДКСС/17 на право заключения договора выполнения комплекса строительно-монтажных работ, включая поставку оборудования по объекту «Модернизация Ростовской детской железной дороги» (извещение № 31705279452) необоснованной.

      • Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 6 статьи 3, часть 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание от 31.08.2017883/05, по данному делу предписание не выдавать.

      • Передать соответствующему должностному лицу Ростовского УФАС России материалы дела от 05.09.2017 № 223ФЗ-862/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны