Решение №17/67239/15 Решение и предписание по жалобе ООО «Фирма «АТТО» от 26 ноября 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-366/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Фирма «АТТО» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

23.11.2015 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее – Комиссия ФАС России):

<...>,

при участии представителей:

ООО «Газпром комплектация»:<...> – доверенность от 13.05.2015 № 50-014/100д, <...> – доверенность от 03.02.2015 № 50-014/30д, <...> – доверенность от 15.05.2015 № 50-014/107д;

ОАО «Газпром»: <...> – доверенность от 27.05.2014 № 01/04/04-293д, <...> – доверенность от 22.12.2014 01/04/04-293д;

представители ООО «Фирма «АТТО» не явились, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ЗАО «Фирма «АТТО» от 16.11.2015 б/н (вх. от 19.11.2015 № 133134-ЭП/15), направленную письмом Московского УФАС России от 19.11.2015 № ИШ/46620 1-2, на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром комплектация» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для собственных плановых нужд ДО ПАО «Газпром» (электрооборудование, оборудование связи, КИП, кабельная продукция) для нужд ООО «Газпром комплектация» (15 4.2 0064183) (извещение № 31502937229) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ЗАО «Фирма «АТТО» (далее – Заявитель) от 16.11.2015 б/н (вх. от 19.11.2015 № 133134-ЭП/15), направленная письмом Московского УФАС России от 19.11.2015 № ИШ/46620 1-2, на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром комплектация» (далее – Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для собственных плановых нужд ДО ПАО «Газпром» (электрооборудование, оборудование связи, КИП, кабельная продукция) для нужд ООО «Газпром комплектация» (15 4.2 0064183) (извещение № 31502937229) (далее – Запрос предложений).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4, частью 10 статьи 8 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

09.11.2015 на официальном сайте размещено извещение о проведении Запроса предложений (далее – Извещение).

Из текста жалобы следует, что при проведении Запроса предложений Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно, Заказчиком в Документации неправомерно объединены в один лот поставки оборудования, технологически и функционально не связанного между собой.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Запроса предложений Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках.

Согласно пункту 4.6 Информационной карты Документации предметом Запроса предложений является «поставка оборудования для собственных плановых нужд ДО ПАО «Газпром» (электрооборудование, оборудование связи, КИП, кабельная продукция) для нужд ООО «Газпром комплектация».

В соответствии с пунктом 4.8 Информационной карты Документации объем, состав поставляемого товара указан в «Таблице А».

Вместе с тем, из перечня необходимого к поставке оборудования, размещенного в «Таблице А», следует, что Заказчиком объединены в один лот поставки оборудования, технологически и функционально не связанного между собой, в том числе кабельная продукция, электронно-вычислительная техника и оргтехника (компьютеры, устройства МФУ, принтеры и другое), трансформаторы, оборудование сети автоматической телефонной связи, вакуумметры, счетчики, газоанализаторы и другое.

Указанные действия Заказчика по объединению в один объект закупки, лот поставок оборудования, технологически и функционально не связанного между собой, при формировании предмета Запроса предложений противоречат пункту 1.1.3 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

2. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 1.1.3 Положения о закупках.

Согласно пункту 1.3.1 Документации претенденты должны соответствовать, в том числе следующему обязательному требованию, несоответствие которому является основанием для возможного отклонения заявки в соответствии с Разделом 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений»: претендент должен иметь удовлетворительное финансовое положение.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.3.3 Документации претенденты должны соответствовать, в том числе, следующим квалификационным требованиям:

  • претендент должен осуществить за последние три года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений, поставку товаров, аналогичных предмету закупки (пункт 1.3.3.1 Документации);

  • претендент должен иметь удовлетворительное финансовое положение (пункт 1.3.3.3 Документации);

Согласно Документации в подтверждение соответствия квалификационным требованиям участники Запроса предложений предоставляют, в том числе:

- информацию о выполнении аналогичных договоров за последние три года по установленной в Документации форме, сумма по каждому из которых составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены, что подтверждается справкой об опыте выполнения поставок товаров (Форма 4) (пункт 3.5.6 Документации);

- прочие документы, подтверждающие соответствие Участников квалификационным требованиям настоящей Документации о запросе предложений, перечень которых приведен в информационной карте (пункт 4.31 Информационной карты Документации).

При этом в пункте 4.31 Информационной карты Документации установлено требование о предоставлении дополнительного документа, включаемых в заявку, а именно: документ, подтверждающий возможность применения товара на опасных производственных объектах.

При этом из Документации не представляется возможным определить какое финансовое положение понимается Заказчиком как «удовлетворительное», какие договоры принимаются Заказчиком в качестве аналогичных договоров, какими документами подтверждается возможность применения товара на опасных производственных объектах.

Таким образом, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3.1 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно Документации в подтверждение соответствия квалификационным требованиям участники Запроса предложений предоставляют, в том числе:

- для официальных дилеров/дистрибьюторов - в обязательном порядке копии дилерских/дистрибьюторских соглашений пункт 3.15.17 Информационной карты Документации);

- документы, подтверждающие полномочия участника на предложение и поставку предлагаемого им товара (или части товара), если он не является ее производителем или официальным дилером/дистрибьютором, могут быть следующими:

· копии договоров с производителями или официальными дилерами/дистрибьюторами (с приложением документов, подтверждающих статус дилера/дистрибьютора);

· письма предприятий-изготовителей товара (или официальных дилеров/дистрибьюторов с приложением документов подтверждающими статус дилера/дистрибьютора) в адрес Заказчика (Форма 8), предоставляющие участнику право на предложение этого товара, с гарантиями отгрузки товара в случае победы участника в Запросе предложений;

· документы, подтверждающие право пользования и владения товара, находящего на складе.

Вместе с тем, установление требования о предоставлении указанных документов ограничивает количество потенциальных участников Запроса предложений.

Кроме того, согласно пункту 4.19 Информационной карты Документации установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения условий договора.

При этом пунктом 2.14.8 Документации установлено, что банковская гарантия должна быть выдана приемлемым для Заказчика (Организатора) банком. Перечень приемлемых банков (в количестве 23 банков) приведен в пункте 3.4.7 Документации

Учитывая изложенное, вышеуказанные требования и положения Документации противоречат подпункту 1.3.1 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают части 1 статьи 2 Закона о закупках.

4. В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

Согласно пункту 2.4.4 Документации «...организатор обязуется ответить на любой вопрос, связанный с разъяснением Документации, который он получит не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней до истечения срока приема заявок на участие в запросе предложений, указанного в Извещении. При этом ответ (без указания источника запроса) размещается на официальном сайте и на сайтах, указанных в п. 4.3 информационной карты, не позднее чем в течение трех дней со дня получения запроса от Претендента».

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Запроса предложений разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 2.9.3 Документации «анализ, рассмотрение заявок на участие в запросе предложений проводится в соответствии с Разделом 1 «Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации» Приложения 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений», являющимся неотъемлемой частью Документации…».

Разделом 3 Приложения 3 к Документации установлено следующее:

«Для данного запроса предложений максимальный уровень оценки устанавливается в баллах равных 100 или в процентах – равных 100%.

Сравнительная оценка конкурсных заявок Участников проводится по следующим критериям:

1. Стоимостной.

2. Нестоимостной.

Оценки по критериям заносятся в графу (S) сводного протокола балльной оценки Заявки на участие в запросе предложений Участника, на основе которых формируется общая оценка по данной Заявке на участие в запросе предложений, и в соответствующей графе выставляется балльная оценка. Для каждого критерия указан коэффициент весомости (T). Конечная балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение оценки на указанный коэффициент (T x S). Общая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника определяется как сумма соответствующих итоговых оценок по всем критериям (V).

Итоговая оценка Заявки на участие в запросе предложений Участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев.

При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:

Стоимостной

60 баллов

60%

Нестоимостной

40 баллов

40%

Всего

100 баллов

100%

 

Сводный протокол балльной оценки заявки на участие в запросе предложений

п/п

Наименование критерия

Вес критерия
(Т)

Балльная оценка
(S)

Балльная оценка с учетом веса критерия
(V=S*T)

1.

Стоимостной

6

 

 

2.

Нестоимостной

4

 

 

Итоговая оценка

 

∑  V:

 

 

Согласно Приложению 3 «Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» Документации одним из нестоимостных критериев оценки заявок на участие в Запросе предложений является «Успешный опыт выполнения поставок Продукции, аналогичной требуемым товарам по запросу предложений». Принцип учета критерия:

 

где:

Д – договор с отзывом (1 балл).

Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, успешный опыт выполнения каких аналогичных поставок продукции учитывается при осуществления и оценки заявок на участие в Запросе предложений (ненадлежащим образом установлен критерий «Успешный опыт выполнения поставок Продукции, аналогичной требуемым товарам по запросу предложений»). Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и сопоставления заявок и порядок и предмет оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ЗАО «Фирма «АТТО» от 16.11.2015 б/н (вх. от 19.11.2015 № 133134-ЭП/15), направленную письмом Московского УФАС России от 19.11.2015 № ИШ/46620 1-2, на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром комплектация» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для собственных плановых нужд ДО ПАО «Газпром» (электрооборудование, оборудование связи, КИП, кабельная продукция) для нужд ООО «Газпром комплектация» (15 4.2 0064183) (извещение № 31502937229) обоснованной.

      • Признать ООО «Газпром комплектация» нарушившим часть 1 статьи 2, пункты 9, 10, 12, 13 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 23.11.2015 № 223ФЗ-366/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

№ 223ФЗ-366/15

о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов

 

23.11.2015 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе (далее – Комиссия ФАС России):

<...>,

на основании решения от 23.11.2015 № 223ФЗ-366/15, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ЗАО «Фирма «АТТО» от 16.11.2015 б/н (вх. от 19.11.2015 № 133134-ЭП/15), направленной письмом Московского УФАС России от 19.11.2015 № ИШ/46620 1-2, на действия (бездействие) заказчика ООО «Газпром комплектация» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку оборудования для собственных плановых нужд ДО ПАО «Газпром» (электрооборудование, оборудование связи, КИП, кабельная продукция) для нужд ООО «Газпром комплектация» (15 4.2 0064183) (извещение № 31502937229) (далее — Запрос предложений; решение от 23.11.2015 № 223ФЗ-366/15), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  • ООО «Газпром комплектация» отменить протоколы, составленные в ходе проведения Запроса предложений (в случае их составления).

  • ООО «Газпром комплектация» внести изменения в документацию о проведении Запроса предложений, в соответствии с принятым Комиссией ФАС России решением от 23.11.2015 № 223ФЗ-366/15.

  • ООО «Газпром комплектация» продлить срок подачи заявок на участие в Запросе предложений в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, утвержденным решением Совета директоров ОАО «Газпром» от 19 апреля 2012 г. № 1969 (далее – Положение о закупке).

  • ООО «Газпром комплектация» разместить на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (www.zakupki.gov.ru) информацию о совершении действий, указанных в пунктах 1-3 настоящего Предписания.

  • ООО «Газпром комплектация» продолжить проведение Запроса предложений в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», документации о проведении Запроса предложений, Положения о закупке.

  • ООО «Газпром комплектация» в срок не позднее 11.12.2015 представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего Предписания в письменном виде.

  •  

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

    • Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны