Решение №17/68316/18 Решение № 223ФЗ-615/18 по жалобе ООО "Петровский фарватер" от 27 августа 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 223ФЗ-615/18 о нарушении

законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

22.08.2018 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

ведущего заседание Комиссии — <...>

членов комиссии:

<...>

при участии представителей:

<...>

рассмотрев жалобу ООО «Петровский фарватер» от 13.08.2018 № 1027 на действия (бездействие) заказчика АО «ПО «Севшам», аукционной комиссии АО «ПО «Севмаш» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция транспортно-передаточного комплекса предприятия. Реконструкция транспортно-передаточного комплекса в районе КСП - 2 этап» АО «ПО «Севмаш» г. Северодвинск, Архангельская область (извещение № 0424100000318000019) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Петровский фарватер» (далее - Заявитель) от 13.08.2018 № 1027 (вх. 131473-ЭП/18 от 13.08.2018) заказчика АО «ПО «Севшам» (далее – Заказчик), аукционной комиссии АО «ПО «Севмаш» (далее — Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция транспортно-передаточного комплекса предприятия. Реконструкция транспортно-передаточного комплекса в районе КСП - 2 этап» АО «ПО «Севмаш» г. Северодвинск, Архангельская область (извещение № 0424100000318000019) (далее — Аукцион, Жалоба).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • 09.06.2018 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

  • Дата окончания подачи заявок — 05.07.2018;

  • Дата подведения итогов – 10.08.2018;

  • Начальная (максимальная) цена договора — 1 840 974 668,66 рублей.

Согласно Извещению источник финансирования закупки: Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы»; Собственные средства АО «ПО «Севмаш».

Из Жалобы следует, что Заказчиком, Аукционной комиссией при проведении Аукциона нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно:

      • Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании второй части заявки Заявителя не соответствующей требованиям, установленным в Документации.

      • Заказчиком нарушен срок публикации протокола подведения итогов Аукциона от 09.08.2018 № 0424100000318000019-3 (далее — Протокол подведения итогов).

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Рассмотрев информацию, документы, размещенные в ЕИС по данной закупке, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

      • Согласно доводу Жалобы, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании второй части заявки Заявителя не соответствующей требованиям, установленным в Документации.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

      • непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

      • несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства № 99) к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию к дополнительным требованиям к участникам закупки пункта 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства № 99, а также требованиям, установленным документацией об Аукционе, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, а именно «Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке».

При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относятся: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

В соответствии с пунктом 4 части 17 статьи 51 ГрК выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

Подпунктом 2 пункта 28 Информационной карты Документации установлено, что участник Аукциона должен соответствовать дополнительному дополнительному требованию, установленному на основании Постановления Правительства № 99: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Согласно подпункту 9 пункта 29 Информационной карты Документации для соответствия вышеуказанному дополнительному требованию Документации участникам Аукциона необходимо представить:

а) копия исполненного контракта (договора);

б) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

в) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно Протоколу подведения итогов Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе принято решение признать заявку Заявителя не соответствующей требования, установленным в Документации.

В соответствии с приложением № 1 к Протоколу подведения итогов Заявителем во второй части заявки не представлен документ, подтверждающий соответствие участника Аукциона дополнительному требованию, установленному в подпункте 2 пункта 28 Информационной карты Документации, а именно отсутствовал документ: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы, заявку Заявителя и пояснил, что Заявителем в подтверждение соответствия дополнительному требованию, установленному на основании Постановления Правительства № 99, представлен договор № 0436000001116000006-0798058-01 от 30.05.2017 (далее - Договор) и акты по форме КС-2. При этом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Заявителем в составе второй части заявки не представлено.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России представил материалы и пояснил, что предметом договора, представленного в подтверждение соответствия дополнительному требованию, установленному Постановлением Правительства № 99, является выполнение комплекса работ по объекту «Реконструкция и техническое перевооружение Акционерного общества «Спецтехника», лимит 2013 года (шифр 15009)» (далее - Объект). При этом представитель Заявителя сообщил, что согласно пункту 1.2 положительного заключения Государственной Экспертизы МО РФ о проверке сметной стоимости строительства от 22.08.2016 № 77-1-3-0225-16, а также письму от 11.08.2017 № 133/2017-ЦПСС ЗАО «Каскад-Телеком» - разработчика проектной документации по Объекту, письму от 14.08.2017 № А-1283 АО «Спецтехника» - заказчика по Объекту, работы по Договору не затрагивают конструктивные характеристики надежности и безопасности Объекта, в связи с чем не требуют разрешение на строительство и, как следствие, не требуют разрешение на ввод Объекта в эксплуатацию.

Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представлено доказательств, однозначно свидетельствующих о необходимости получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию.

Таким образом, учитывая отсутствие подтверждений, однозначно свидетельствующих о необходимости получения на Объект акта ввода в эксплуатацию, действия Аукционной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя, не соответствующей дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства № 99, ввиду непредставления копии акта ввода объекта в эксплуатацию, нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.

      • Согласно доводу Жалобы, Заказчиком нарушен срок публикации Протокола подведения итогов.

Частью 8 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата подписания Протокола подведения итогов — 09.08.2018, при этом указанный протокол размещен в ЕИС 10.08.2018.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил доказательств, свидетельствующих об обоснованности довода Жалобы.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Комиссией ФАС России выявлены следующие нарушения.

      • В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства № 1042 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что проект договора Документации не содержит все возможные для начальной (максимальной) цены контракта данной закупки размеры штрафов, предусмотренные пунктом 9 Правил.

На основании изложенного, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

      • В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Пунктом 8 проекта договора Документации установлено: «Подрядчик вправе привлекать для выполнения работ по договору субподрядчиков по согласованию с заказчиком».

С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что документацией об Аукционе неправомерно установлено требование о согласовании с Заказчиком привлекаемых к выполнению работ соисполнителей, не предусмотренное частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Петровский фарватер» (ИНН: 7841321703; ОГРН: 1057812429729) от 13.08.2018 № 1027 на действия (бездействие) заказчика АО «ПО «Севмаш» (ИНН: 2902059091; ОГРН: 1082902001401), аукционной комиссии АО «ПО «Севмаш» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция транспортно-передаточного комплекса предприятия. Реконструкция транспортно-передаточного комплекса в районе КСП - 2 этап» АО «ПО «Севмаш» г. Северодвинск, Архангельская область (извещение № 0424100000318000019) обоснованной в части неправомерного отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

      • Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

      • Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.

3. Выдать АО «ПО «Севмаш» предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ЗАО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
АО "ПО Севмаш"
ИНН 2902059091, ОГРН 1082902001401