Решение №17/68499/15 Решение по жалобе ООО "БайкалРемПутьМаш" от 2 декабря 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-369/15

по результатам рассмотрения жалобы ООО «БайкалРемПутьМаш» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

30.11.2015                                                                                                     Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

ОАО «РЖД»: <...> – доверенность от 05.03.2014 № 77 АБ 2640045, <...> – доверенность от 25.02.2015 № 146-ДП,

ООО «БайкалРемПутьМаш»: генерального директора <...> – приказ о вступлении в должность от 06.12.2013 № 36,

рассмотрев жалобу ООО «БайкалРемПутьМаш» на действия (бездействие) ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту в соответствии с техническим решением с целью продления срока службы путевой техники Центральной дирекции по ремонту пути — филиала ОАО «РЖД» (извещение № 31502858145) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «БайкалРемПутьМаш» (далее – Заявитель) от 20.11.2015 № 176/БРПМ (вх. от 23.11.2015 № 134347/15) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту в соответствии с техническим решением с целью продления срока службы путевой техники Центральной дирекции по ремонту пути — филиала ОАО «РЖД» (извещение № 31502858145) (далее – Аукцион).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупок на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее — Официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

15.10.2015 Заказчиком на Официальном сайте размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссией Заказчика, выразившимися в отказе в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием квалификационному требованию, предусмотренному пунктом 2.1 Документации.

Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке, Документацией.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из пояснений Заявителя на Комиссии ФАС России следует, что решение комиссии Заказчика является необоснованным, поскольку в составе заявки на участие в Аукционе содержались все необходимые документы, подтверждающие квалификацию Заявителя в соответствии с требованиями пункта 2.1 Документации.

Подпунктом 2.1 пункта 2 Документации установлены квалификационные требования к участникам Аукциона о наличии опыта выполнения работ по предмету Аукциона, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора без учета НДС, установленной в пункте 3.1 Документации.

В подтверждение опыта выполнения работ участник в составе заявки должен представить:

- документ по форме приложения № 10 к Документации о наличии опыта по предмету аукциона;

и

- договоры на выполнение работ (предоставляются все листы договоров со всеми приложениями);

и

- акты о выполнении работ.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России сообщили, что в договорах Заявителя, представленных в качестве подтверждения опыта выполнения работ, указанные типы машин не соответствуют типам машин, которые подлежат ремонту в соответствии с техническим заданием Документации: УК-25/9-18, МПД, ВПО-3000, ВПО-3000М, ЭЛБ-3 и не являются аналогичными. Кроме того, представленный Заявителем договор от 16.10.2013 № 01-УК меньше 20% начальной (максимальной) цены выполнения работ, установленной пунктом 3.1 Документации.

Согласно Извещению и Документации предметом Аукциона является выполнение работ по ремонту в соответствии с техническим решением с целью продления срока службы путевой техники Центральной дирекции по ремонту пути – филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления не измеряемых требований к участникам закупки.

К неизмерямым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.

Изучив Документацию, заявку Заявителя Комиссия ФАС России приходит к выводу, что из содержания Документации не представляется возможным определить выполнение каких именно работ по предмету Аукциона необходимо представить участнику Аукциона для подтверждения наличия опыта.

Таким образом, установление вышеуказанного требования Документации противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает требования пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании изложенного, действия Заказчика, в части неправомерного отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе нарушают часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки составов административного правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Пунктом 2.3 Документации установлено, что участник должен иметь систему менеджмента качества выполнения работ по предмету Аукциона.

В подтверждение наличия системы менеджмента качества выполнения работ по предмету аукциона участник в составе заявки должен представить:

- действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

Изучив Документацию, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что из Документации не представляется возможным определить какой именно сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в Аукционе.

Таким образом, действия Заказчика ненадлежащим образом установившего в Документации перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, нарушают пункт 4 части 1 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России установлено следующее.

Заказчиком в пункте 7.6.10 Документации установлено, что обеспечение аукционной заявки в виде банковской гарантии оформляется согласно приложению № 3 к Документации. Банковская гарантия должна быть выдана одним из банков, указанных в приложении № 4 к Документации. Срок действия банковской гарантии должен составлять 120 (сто двадцать) дней со дня вскрытия заявок, установленного в пункте 1.8 Документации. Оригинал банковской гарантии должен быть представлен в составе аукционной заявки.

Пунктом 8.1.8 Документации Заказчик установил, что обеспечение надлежащего исполнения договора в виде банковской гарантии оформляется по форме приложения № 5 к Документации, выданной одним из банков, указанных в приложении № 6 к Документации. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на 1 (один) месяц.

Приложениями № 4, 6 к Документации для участников закупки установлен перечень банков, приемлемых, для обеспечения заявки и обеспечения надлежащего исполнения договора (в количестве 50 и 10 банков соответственно).

Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования, установленные в Документации к обеспечению заявки и обеспечению надлежащего исполнения договора  противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «БайкалРемПутьМаш» от 20.11.2015 № 176/БРПМ на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по ремонту в соответствии с техническим решением с целью продления срока службы путевой техники Центральной дирекции по ремонту пути — филиала ОАО «РЖД» (извещение № 31502858145) обоснованной.

2. Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 6 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, не выдавать в связи с тем, что по результатам проведенного Аукциона заключен договор.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 30.11.2015 № 223ФЗ-369/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны