Решение №17/71932/17 Решение № 223ФЗ-923/17 от 18 октября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-923/17

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Аэротест-Петербург» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

13.10.2017 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе: <...>

при участии представителя: <...>

рассмотрев жалобу ООО «Аэротест-Петербург» от 05.10.2017 № 635 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку батарей для систем электропитания оборудования связи (извещение № 31705510260), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Аэротест-Петербург» (далее — Заявитель) от 05.10.2017 № 635 (вх. от 05.10.2017 № 151795-ЭП/17) на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку батарей для систем электропитания оборудования связи (извещение № 31705510260) (далее — Запрос предложений, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением
о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Ростелеком», утвержденным решением совета директоров ПАО «Ростелеком» от 30.08.
2016 № 04 (далее — Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

11.09.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Запроса котировок (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком в Документации неправомерно установлен порядок оценки заявок участников Запроса котировок по ценовому критерию.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке, Документации.

1. Из довода Жалобы следует, что Заказчиком неправомерно оцениваются по ценовому критерию товары с одинаковыми техническими характеристиками

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.3.2 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Пунктом 12 Информационной карты Документации установлено, что по лотам №№ 1-3 общее количество победителей — не более 4, по лоту № 4 общее количество победителей — не более 5.

При этом установлено, что товары группируются в отдельные позиции в зависимости от производителя, например EXIDE, Coslight и другие. Победители закупки определяются в отношении каждой позиции лота. Перечень товаров, входящих в каждую позицию, указан в приложении № 3 Документации — техническое задание (далее — Техническое задание).

Кроме того, установлено: «Претенденты на участие в закупке могут подавать предложение, как на весь объём Лота, так и на часть Лота (в отношении одной Позиции)».

Например по лоту № 1 установлен следующий порядок определения победителя:

№ позиции

Группы товаров

Варианты перераспределения начальной (максимальной) цены договора (предельной общей цены договора (-ов), на которую возможно заказывать товар в течение срока его (их) действия) с учетом НДС (18%) между Победителями закупки

1

Батареи технологии OPzV производитель EXIDE

Победителем может быть признан один Участник, предложивший наилучший коэффициент снижения по Позиции № 1.

 

Если по Позиции № 1 не допущен ни один Участник или не подано ни одного предложения, сумма договора Позиции № 1 распределяется между Победителями по Позиции № 2, согласно варианту, указанному в Позиции № 2.

2

Батареи технологии OPzV прочие производители

Победителями могут быть признаны не более 3 (трех) Участников, предложивших наилучший коэффициент снижения.

 

Вариант № 1 (3 победителя) применяется в случае, если допущено 3 (три) и более Участника:

Порядковый номер победителя

% от начальной (максимальной) цены договора с учетом НДС (18%)

1

50

2

30

3

20

 

Вариант № 2 (2 победителя) применяется в случае, если допущено 2 (два) Участника:

Порядковый номер победителя

% от начальной (максимальной) цены договора с учетом НДС (18%)

1

70

2

30

 

 

 

Вариант № 3 (1 победитель) применяется в случае, если допущен 1 (один) Участник:

Порядковый номер победителя

% от начальной (максимальной) цены договора с учетом НДС (18%)

1

100

 

Аналогичный порядок определения победителей установлен по лотам №№ 2-5.

На заседании Комиссии ФАС России, представитель Заказчика представил материалы и сообщил, что указанный в Документации порядок определения победителей установлен в связи с невозможностью сравнения по ценовому критерию продукции отдельных производителей, имеющей различные качественные и иные показатели. Кроме того, указанный порядок установлен в Документации для целей расширения количества участников закупки, предлагающих продукции различных марок и производителей.

Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не явились и не представили доказательств, свидетельствующих о неправомерности установленного в Документации порядка оценки заявок участников Запроса котировок.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Кроме того, в рамках рассмотрения Жалобы Заявителя Комиссией ФАС России в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен пунктом 1.3.2 Положения о закупке.

В соответствии с пунктом 10.24 Положения о закупке общество вправе запросить разъяснение заявки на любом этапе проведения закупки. Также Общество вправе направить Претендентам/Участникам запросы об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе Заявки, и направлении Обществу исправленных документов.

Пунктом 31 Информационной карты Документации установлено, что Заказчик вправе запросить оригиналы или нотариально заверенные копии документов, указанных в пунктах 27, 28 раздела II «Информационная карта» Документации. В случае если Претендент/Участник/Победитель в установленный в запросе срок не предоставил Заказчику оригиналы либо нотариально заверенные копии запрошенных документов, такие документы считаются непредставленными. Срок предоставления документов устанавливается Заказчиком одинаковым для всех Претендентов/Участников/Победителей, которым был направлен Запрос.

Согласно пункту 37 Информационной карты Документации Заказчик в соответствии с условиями Документации вправе запросить у претендента/участника разъяснение заявки на любом этапе проведения Запроса котировок.

Кроме того, указанным положением Документации предусмотрено, что Заказчик вправе направить претендентам/участникам запросы об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе заявки, и направлении Заказчику исправленных документов.

Вместе с тем, возможность участия в закупке с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительно информацию, исправлять арифметические ошибки может применяться не в равной степени к участникам закупки.

Кроме того, в Положении о закупке и Документации не установлен порядок запроса дополнительной информации, запроса об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок, что ставит запрос дополнительной информации, исправление выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок, в отношении конкретного участника в зависимость от решения Заказчика.

Учитывая изложенное, установление указанных положений Документации, противоречит пункту 1.3.2 Положения о закупках, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, что нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

Р Е Ш И Л А:

 

      • Признать жалобу ООО «Аэротест-Петербург» от 05.10.2017 № 635 на действия (бездействие) заказчика ПАО «Ростелеком» при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку батарей для систем электропитания оборудования связи (извещение № 31705510260) необоснованной.

      • Признать в действиях ПАО «Ростелеком» нарушение части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

      • Выдать ПАО «Ростелеком» обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, с учетом принятого решения от 13.10.2017 № 223ФЗ-923/17.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны