Решение №17/72278/16 РЕШЕНИЕ No 223ФЗ-581/16 по результатам рассмотрения жалобы О... от 20 октября 2016 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-581/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Гарант Информ» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

17.10.2016 Москва

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...>,

при участии представителей:

<...>, рассмотрев жалобу ООО «Гарант Информ» от 07.10.2016 № GI/16-2 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса № 1728/ОКЭ-ТИ/16 на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка единого клиентского мобильного приложения пользователей услуг пассажирского комплекса (ЕКМП)» (извещение № 31604112434), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО «Гарант Информ» (далее — Заявитель) от 07.10.2016 № GI/16-2 (вх. 146598/16 от 07.10.2016) на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса № 1728/ОКЭ-ТИ/16 на право заключения договора поставки материалов для ремонта помещений (извещение № 31604112434) (далее — Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденным решением Совета директоров ОАО «РЖД» 30.06.2014 (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

19.09.2016 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Конкурса (далее – Извещение, Документация).

Согласно Извещению, информации, размещенной в ЕИС:

дата и время окончания подачи заявок — 10.10.2016 в 11:00;

дата и время рассмотрения заявок — 17.10.2016 в 12:00.

Из Жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя поскольку, по мнению Заявителя, описание объекта закупки носит субъективный характер и приводит к ограничению количества участников Конкурса.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положением о закупке и Документацией.

Согласно протоколу рассмотрения конкурсных заявок от 17.10.2016 № 1728/ОКЭ-ТИ/16/2 на участие в Конкурсе, подано 7 заявок, допущено к участию в Конкурсе 5 заявок.

Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Пунктом 3.3 Документации установлено требование: «...Разрабатываемое программное обеспечение должно обладать следующими функциональными возможностями:

  • регистрация и авторизация внутренних и внешних пользователей . Возможность подключения к внешней системе управления учетными записями для авторизации внешних пользователей;

  • управление профилем пользователя с синхронизацией данных с внешней системой управления учетной записи;

  • определение требований к взаимодействию ПО и смежным системам;

  • схема и регламент взаимодействия ПО и смежных систем...».

Изучив документы, представленные представителями Заказчика, Комиссией ФАС России установлено следующее, что Документация не содержит информацию о характеристиках внешних и смежных информационные системы, необходимую для расчета объема работ по данной Закупке.

Таким образом, не предоставление Заказчиком перечня и характеристик внешних и смежных систем противоречит пункту 2 части 1 статьи 3, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушает пункт 9 часть 10 статьи 4 Закона о закупках.

Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия пришла к выводу о том, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не представляется возможным, поскольку материалы по настоящей жалобе не содержат обратного.

Ссылка Заявителя в обосновании указанного довода Жалобы о сокращенных сроках выполнения работ Комиссией отклоняется, поскольку из представленных Заявителем материалов сделать вывод об указанном не представляется возможным.

2. Пунктом 6.3.3.1 Документации: «...отсутствие у участника Конкурса недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). Участник Конкурса считается соответствующим установленному требованию в случае наличия у него задолженности по налогам, сборам и пени на дату подачи участником заявки на участие в Конкурсе в размере не более 1000 рублей...».

Вместе с тем, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих невозможность исполнения договора, заключенного по результатам Конкурса, в случае наличия у участника задолженности в размере более 1000 рублей по налогам, сборам и пени.

Таким образом, действия Заказчика, установившего указанное требование к участникам закупки в качестве обязательного для участников Конкурса противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке и нарушают требования части 1 статьи 2 Закона о закупках.

3. Документацией установлены следующие требования к участникам:

  • отсутствие просроченной задолженности перед ОАО «РЖД» за 3 (три) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении Конкурса и Конкурсной документации на сайтах (пункт 6.3.3.6 Документации);

    • отсутствие неисполненных обязательств перед ОАО «РЖД» (пункт 6.3.3.7 Документации);

  • непричинение вреда имуществу ОАО «РЖД» (пункт 6.3.3.8 Документации);

Вместе с тем, установление требований об отсутствии просроченной задолженности, неисполненных обязательств перед Заказчиком, о непричинении вреда имуществу Заказчика в качестве обязательных к участникам Конкурса, а также отказ в допуске к участию в Конкурсе в связи с несоответствием указанным требованиям необоснованно ограничивает количество участников.

Кроме того, несоответствие указанным требованиям, не подтверждает невозможность участника Конкурса исполнять обязательства по договору, заключаемому по результатам Конкурса.

4. Пунктом 7.8.8 Документации установлено, что «Заказчик вправе до подведения итогов Конкурса в письменной форме запросить у участников Конкурса информацию и документы, необходимые для подтверждения соответствия участника, товаров, работ, услуг, предлагаемых в соответствии с Конкурсной заявкой такого участника, предъявляемым требованиям, изложенным в Конкурсной документации. При этом не допускается изменение и (или) дополнение Конкурсных заявок участников».

В соответствии с пунктом 7.8.10 Документации «Заказчик вправе проверять достоверность сведений, информации и документов, содержащихся в Конкурсных заявках участников, путем получения сведений из любых официальных источников, использование которых не противоречит законодательству Российской Федерации, в том числе официальных сайтов государственных органов и организаций в сети Интернет, а также путем выездных проверок. В случае препятствования участником данной проверки, его заявка может быть отклонена.».

Вместе с тем, возможность участия в Конкурсе с учетом указанных положений Документации зависит от волеизъявления Заказчика, а также применение Заказчиком права запрашивать дополнительные документы и осуществлять выездные проверки может применяться не в равной степени к участникам закупки, что ограничивает количество участников Конкурса. Кроме того, в Документации отсутствуют основания и порядок проведения выездных проверок.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса и отказ в допуске участникам Конкурса в случае несоответствия им ограничивает количество участников закупки и противоречит подпункту 2 пункта 32 Положения о закупке, пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

    • Признать жалобу ООО «Гарант Информ» от 07.10.2016 № GI/16-2 на действия (бездействие) заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого Конкурса № 1728/ОКЭ-ТИ/16 на право заключения договора на выполнение работ по теме: «Разработка единого клиентского мобильного приложения пользователей услуг пассажирского комплекса (ЕКМП)» (извещение № 31604112434) обоснованной.

    • Признать ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 2, пункт 1 части10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    • Обязательное к исполнению предписание направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением от 09.09.2016 № 223ФЗ-519/16 не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли.

    • Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 14.07.2016 № 223ФЗ-350/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7, 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    •  

Связанные организации

Связанные организации не указаны